История развития таможенной системы в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы изучения: Каждая нация – государство имеет собственную экономику, а взаимоотношения между национальными экономиками образуют международную экономическую систему. Если определяющей чертой политических отношений между государствами выступает власть, то характерной чертой этих экономических отношений выступают рыночные опереции. Международные экономические отношения выступают как результат обмена товарами, услугами и финансовыми активами, которые имеют рыночную цену. Сумма экономических операций страны с миром на протяжении определенного времени заносится на ее платежный баланс. Операции дают толчок потокам товаров, услуг, денег, капиталу, технологий и предпринимательства, что помогает создавать черты независимости среди других национальных экономик.

Файлы: 1 файл

ВСЁ.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Построено по данным Министерства финансов Украины

 

Согласно с табл. 2.3.2. отметим, что таможенное налогообложение не принадлежит к налогам, которые имеют ключевое значение при формировании доходной части бюджета, поскольку удельный вес таможенного налогообложения на протяжении всего периода, который анализируется, не превышал 6%. В целом это позитивный результат, поскольку характерной особенностью налоговых систем большинства стран, которые развиваются, является высокая частица налогов на внешнюю торговлю (в среднем до 30% доходной части бюджета), в первую очередь импортной пошлины. Одной из причин высокой доли пошлины в государственных доходах есть простота сбора такого налога. К тому же эти налоги служат эффективным заменителем налога на доходы отечественных предприятий

По величине размера адвалорных ставок пошлин ЕТТ является семисоставным с величинами ставок 0, 2, 5, 10, 15, 20 и 30%.

По виду ставки таможенной пошлины делятся на:

1. Постоянные пошлины - устанавливаемые ЕТТ на постоянной основе;

2. Сезонные пошлины - устанавливаемые специальными Законами Украины на срок не более 4-х месяцев;

3.Особенные пошлины - устанавливаемые Министерством экономики Украины путем соответствующих процедур:

а) специальные пошлины устанавливаются в соответствии с Законом Украины "О применении специальных мер в отношении импорта в Украину":

-                     как средство защиты украинских производителей;              

-                     как средство защиты национального товаропроизводителя в случае, когда товары ввозятся на таможенную территорию Украины в объемах и (или) при условиях, причиняющих значительный вред или создающих угрозу причинения значительного вреда национальному товаропроизводителю;

-                     как мера предосторожности относительно участников внешнеэкономической деятельности, которые нарушают национальные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности;

-                     как мероприятия в ответ на дискриминационные и (или) недружелюбные действия других государств, таможенных союзов и экономических группировок, которые ограничивают осуществление законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности и (или) ущемляют интересы Украины.

б) антидемпинговые пошлины устанавливаются в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта":

-                     в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта" в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом демпинга, которую причиняет вред национальному товаропроизводителю;

-                     в случае вывоза за пределы таможенной территории Украины товаров по цене, существенно ниже цен других экспортеров подобных или непосредственно конкурирующих товаров на момент этого вывоза, если такой вывоз причиняет вред.

в) компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта":

-                     в соответствии с Законом Украины "О защите национального товаропроизводителя от субсидирующего импорта" в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров, которые являются объектом субсидирующего импорта, который причиняет вред национальному товаропроизводителю;

-                     в случае вывоза за пределы таможенной территории Украины товаров, для производства, переработки, продажи, транспортировки, экспорта или потребление которых непосредственно или опосредствовано предоставлялась субсидия, если такой вывоз причиняет вред.

Таможенные пошлины не применяются при таможенном оформлении товаров, которые ввозятся в Украину из стран, с которыми заключены соглашения о свободной торговле. В настоящее время такие соглашения действуют между Украиной и государствами СНГ и Балтии.

Следует иметь ввиду, что установлено три правила, соблюдение которых обязательно для освобождения от пошлины товаров из этих стран. Это:

1)                правило прямой закупки,

2)                правило прямой отгрузки,

3)                правило свидетельствования происхождения.

Правило прямой закупки требует, чтобы товар был закуплен у продавца-резидента страны происхождения товара. Страна, где зарегистрирована фирма - продавец, может быть установлена по сведениям из внешнеторгового контракта, счета-фактуры, транспортного документа и, в случае необходимости, подтверждена копиями документов о государственной регистрации продавца.

Правило прямой отгрузки устанавливает, что товар должен быть доставлен из страны его происхождения (транзит через третьи страны допускается только под таможенным контролем этих стран). Для подтверждения выполнения этого правила таможне Украины необходимо представить товаротранспортные документы, подтверждающие отправление товара из страны экспорта в страну импорта. Если товары находились на территории третьих стран в режиме транзита, в товаросопроводительных документах должны быть отметки об этом таможенных органов страны транзита.

Правило свидетельствования происхождения обязывает подтвердить происхождение товара сертификатом определенной формы. Для стран СНГ используются сертификаты происхождения формы "СТ-1", выдаваемые Торгово-промышленными палатами этих стран. А для стран Балтии - сертификаты происхождения (перемещения) формы "EUR", которые выдаются таможенными (или уполномоченными ими) органами этих стран.

При несоблюдении обязательных правил применяются льготные ставки ввозных пошлин для товаров из этих стран.

 


Раздел 4. Таможенная политика в контексте вступления Украины в ВТО: анализ и последствия

 

14 лет Украина вела переговоры по поводу вступления в ВТО. За 14 лет переговоров Украина прошла путь экономических и структурных реформ, трансформации от административно-плановой к рыночной экономике, завершила двухсторонние переговоры со странами-членами ВТО, приняла более 50 необходимых для адаптации украинского законодательства к требованиям ВТО законов. Вступление в ВТО является обязательным для любого государства, которое хочет интегрироваться в мировую экономику, которое хочет влиять на формирование правил международных экономических связей. Но так ли радужна эта перспектива? Проанализировав мнение многих известных политологов и экономистов нашей страны до вступления в ВТО, можно разделить возможные последствия на 2 группы: позитивные( т.е. те последствия, которые благоприятно повлияют на экономику и политику страны в целом) и негативные (т.е. те последствия, которые могут ухудшить положение дел в экономической и политической среде).

1. Позитивные последствия.

                 Улучшение условий торговли с 152 странами мира, на долю которых приходится свыше 95% мировой торговли.

                 Уменьшение тарифных и нетарифных ограничений на доступ украинских товаров на товарные рынки стран-членов ВТО.

                 Приобретение официального статуса переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли с ЕС.

                 Обеспечение недискриминационный транзит товаров и услуг.

                 Ожидается рост доходов государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

                 Дополнительное ежегодное увеличение экспорта продукции, по меньшей мере, на 7-10% (от 1,5-4 млрд долларов)

                 Существенное повышение конкурентоспособности производства товаров из-за существенного увеличения объёмов иностранного инвестирования - до 3-5 млрд долларов ежегодно.

                 Развитие традиционных экспортных отраслей;

                 Приток инвестиций в сферу услуг

                 Страна может принимать участие в выработке международных правил торговой политики.

                 Прием страны во Всемирную торговую организацию - это своего рода сертификат соответствия национального регулятивного режима международно принятым нормам. Это сигнал для международных инвесторов и торгово-экономических партнеров.

                 Если мы имплементируем принципы и требования ВТО во внутреннем законодательстве, то делаем его более прозрачным, более понятным - в конце концов, в интересах национальных производителей.

                 Дает возможность стране защищать свои экономические интересы через специальные механизмы и процедуры при антидемпинговых специальных расследований со стороны наших торговых партнеров.

                 Фактически ВТО рекомендует к внедрению уже международно опробованные практические вещи, например, связанные с таможенными процедурами и процедурами оформления грузов и т.д.[15]

2. Негативные последствия:

                 Украинская промышленность не защищена от влияния дешевой конкурентной продукции извне. Это приведет к тому, что придется перепрофилировать украинские промышленные предприятия.

                 Накладывание некоторых ограничений на проведение экономической политики. Соглашения ВТО прямо запрещают стране использование определенных инструментов, что несколько сужает возможности одних механизмов, но вместе с тем заставляет искать определенные компенсационные механизмы.

                 Присоединение к ВТО и игра по правилам требует определенной перестройки управления экономикой в стране. Сегодня государству необходимо переходить от прямого вмешательства в экономику к созданию определенных условий, определенных рамочных положений для деятельности первичных экономических агентов, что является гораздо более сложным делом, чем непосредственное указание предприятиям, что и как нужно делать.

                 Вероятность увеличения уровня безработицы

Вступление в ВТО является обязательным для любого государства, которое хочет интегрироваться в мировую экономику, которое хочет влиять на формирование правил международных экономических связей.[16]

Таможенная политика Украины потерпела значительных изменений, чтобы наша страна имела полное право вступить в ВТО. Так как процесс вступления длился целых 14 лет, то за этот период Украина успела внести изменения в некоторые аспекты таможенной и торговой политики.

Требование Рабочей группы ВТО к изменению некоторых аспектов украинской политики:

1.                 Контроль цен должен осуществляться в соответствии с правилами ВТО и учитывать интересы ее членов, которые занимаются экспортом.

2.                 Все сборы на железнодорожные перевозки должны устанавливаться на недискриминационной основе.

3.                 Торговая деятельность госпредприятий Украины должна полностью согласовываться с условиями организации, а все госпредприятия должны работать на коммерческой основе.

4.                 В течение одного года после вступления Украина обязуется предоставлять информацию ВТО о деятельности этих компаний, а также регулярно составлять доклады для членов ВТО о развитии программы приватизации.

5.                 Украина должна централизованно вводить условия ВТО и протокол вступления на всей территории и обеспечивать правом обращения в независимый трибунал относительно административных норм по делам ВТО.

6.                 Плата за получение лицензий на экспорт и импорт алкогольных напитков и табачных изделий должна устанавливаться с требованиями ВТО и соответствовать уровню стоимости предоставленных услуг.

7.                 От физических лиц и компаний, желающих производить экспорт или импорт, не будет требоваться физическое присутствие или наличие инвестиций в Украине. Им необходимо будет только зарегистрироваться в соответствующих органах, говорится в документе.

8.                 Оплата и сборы за предоставленные услуги Украина должна устанавливать в соответствии с нормами ВТО и предоставлять данную информацию членам ВТО по требованию, а внутренние налоги на товары, импортируемые странами-членами ВТО, должны устанавливаться на недискриминационной основе.

9.                 Украина должна отменить и не устанавливать количественные ограничения на импорт либо другие нетарифные меры, которые не предусмотрены соглашением ВТО.

10.             Киев должен внедрить соглашение по определению таможенной стоимости и правила сертификации продукции.

11.             В части антидемпинговых обязательств и гарантий Украина должна внести изменения в торговое законодательство, чтобы оно было согласовано с нормами ВТО.

12.             Украина обязуется следовать, в первую очередь, международным, а не национальным и региональным стандартам.

16 мая 2008 года Украина официально стала членом ВТО. 14 лет длился процесс вступления, много разных предположений выдвигалось, но было четко понятно, что Украина должна вступить в ВТО, и мнения на "за" и "против" существенно не разделялись – все понимали, что это предоставит Украине грандиозный шанс выйти на мировую аренду и занять достойное положение среди стран – участниц.

Членство в ВТО для любой страны является необходимым условием полноценной интеграции в мировое хозяйство. Для Украины, с объемом экспорта товаров и услуг, который составляет около половины ВВП, вступление к ВТО обеспечило международно-правовой уровень торговых отношений со странами – членами Организации. Украина, по данным Секретариата ВТО, по объемам торговли занимает 33 место в мировой системе торговли.

Информация о работе История развития таможенной системы в Украине