История развития таможенной системы в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы изучения: Каждая нация – государство имеет собственную экономику, а взаимоотношения между национальными экономиками образуют международную экономическую систему. Если определяющей чертой политических отношений между государствами выступает власть, то характерной чертой этих экономических отношений выступают рыночные опереции. Международные экономические отношения выступают как результат обмена товарами, услугами и финансовыми активами, которые имеют рыночную цену. Сумма экономических операций страны с миром на протяжении определенного времени заносится на ее платежный баланс. Операции дают толчок потокам товаров, услуг, денег, капиталу, технологий и предпринимательства, что помогает создавать черты независимости среди других национальных экономик.

Файлы: 1 файл

ВСЁ.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Статья 39. Взаимодействие таможенных органов Украины с таможенными и другими органами иностранных государств, а также с международными организациями

Взаимодействие таможенных органов Украины с таможенными и другими уполномоченными органами иностранных государств, а также с международными организациями по вопросам, связанных с проведением в делах о контрабанде и нарушении таможенных правил, осуществляется таможенными органами Украины в порядке, предусмотренному международными договорами Украины, заключенными в установленному законом порядке.

 


Раздел 2. Основные теоретические аспекты

 

Государственная таможенная служба Украины

Государственная таможенная служба Украины (ГТСУ) является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере таможенного дела. Деятельность таможенной службы направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Государственная таможенная служба Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины. ГТСУ обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые принадлежат к его компетенции, разрабатывает предложения об усовершенствовании законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины, Кабинета Министров Украины. В пределах своих полномочий таможенная служба Украины организовывает выполнение актов законодательства, осуществляет систематический контроль за их реализацией.

Основными задачами Государственной таможенной службы Украины являются:

1)       Обеспечение реализации государственной политики в сфере таможенного дела;

2)                Защита экономических интересов Украины;

3)                Контроль за соблюдением законодательства Украины о таможенном деле;

4)       Использование средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при перемещении через таможенную границу Украины товаров и других предметов;

5)       Усовершенствование таможенного контроля, таможенного оформления товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины;

6)       Осуществление вместе с Национальным банком Украины комплексного контроля за валютными операциями;

7)       Осуществление вместе с другими уполномоченными центральными органами исполнительной власти мероприятий по защите интересов потребителей товаров и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке;

8)       Борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

9)       Развитие международного сотрудничества в сфере таможенного дела.

Государственная таможенная служба Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через региональные таможни, специализированные таможенные управления и организации. Таможенная служба в пределах своих полномочий имеет право издавать приказы, организовывает и контролирует их выполнение таможенными органами. Нормативно-правовые акты таможенной службы подлежат регистрации в установленном законодательством порядке. В случаях, предусмотренных законодательством, решение таможенной службы являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также гражданами. Для согласованного решения вопросов, которые принадлежат к компетенции ГТСУ, а также для обсуждения важнейших направлений ее деятельности образовывается коллегия в составе Главы таможенной службы (Главы коллегии), заместителей, работников ГТСУ и других таможенных органов. В случае необходимости в состав коллегии Государственной таможенной службы могут входить в установленном порядке другие лица. Таможенная служба Украины является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах Государственного казначейства Украины, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

 


Раздел 3. Исторические сведения

 

История развития таможенного дела начинается с древних времен, строго говоря, таможенная охрана границ как один из элементов государственности существовала на территории Украины издавна, точкой отсчета служит эпоха Киевской Руси. Киевские князья поддерживали уже довольно широкие торговые связи, прежде всего с Византией, служившей основным рынком сбыта таких исконно русских предметов экспорта, как меха, мед, воск и др. Именно в этот период появляются зачатки таможенного дела в Украине. Здесь, в Киевской Руси, мы находим истоки самого понятия таможенного регулирования, в том числе и терминологии, сложившейся в этой области в украинской науке и практике.

Изучение исторического опыта и пути развития таможенного дела даёт возможность к дальнейшему эффективному реформированию таможенной системы, понимание того как складывалась её историческая сущность и того какое значение и влияние на повседневную жизнь цивилизованного государства она оказывает.

В свете сказанного о роли и значении таможенной политики и таможенной сферы в целом вполне логичным и закономерным является то, что в первом же на пути к независимости Украины документе — Декларации о ее государственном суверенитете от 16 июля 1990 г. — среди важнейших пунктов программы государственного строительства сформулировано и положение о создании собственной таможенной системы в Украине.

Ныне, по истечении 9 лет независимости, таможенная служба Украины, созданная в 1991 году (Государственный таможенный комитет Украины) и реорганизованная на основе Указа Президента от 29 ноября 1996 года в Государственную таможенную службу Украины, представляет собой разветвленную, многофункциональную структуру, органично вписывающуюся в реформируемую экономическую систему молодого государства времен независимости. Это 55 таможен, почти 200 таможенных постов и уже близкое к двум десяткам тысяч число работников таможни.

Необходимо учитывать, что государство практически во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий. Право на ввоз и вывоз товаров, в том числе при осуществлении ВЭД, предоставляется в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Украины.

 


Раздел 4. Система таможенно – тарифных отношений

 

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.[10]

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

а)              инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б)              свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

г) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.

В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран.

При установлении тарифов каждое государство основывает свои действия на определенных принципах, в соответствии с которыми строит свою таможенную политику.[13]

Общим принципом внешней торговли является стремление к положительному внешнеторговому сальдо, т.е. к превышению экспорта над импортом, поскольку экспортируемая продукция обеспечивает рабочие места и иные положительные явления в национальной экономике страны-экспортёра. Вместе с тем, импорт очень часто обеспечивает поступление в страну товаров, не производимых в данной стране и представляющих важность с точки зрения внутренней экономики.

Таможенные пошлины, как важнейший регулятор внешней торговли, могут преследовать самые различные цели. В зависимости от преследуемой цели таможенные пошлины разделяются на фискальные, протекционистские, ограничительные.

- Фискальные таможенные пошлины направлены на наполнение государственного бюджета. Иначе говоря, при установлении фискальных пошлин государство основывается на принципе использования тарифов в качестве источника средств. В связи с данной целью, размер пошлин устанавливается таким образом, чтобы максимальными были не относительные, а абсолютные величины таможенных поступлений, поскольку неоправданное повышение тарифов ведёт к снижению объёма импорта и последующему снижению объёма собираемых платежей.

Фискальные пошлины, как правило, подвергаются постоянной корректировке, основанной на учете доходов.

Одним из наиболее известных примеров неудачной фискальной политики в таможенной политике Украины является постоянно изменяемое конъюнктурное тарифное регулирование ввоза в Украину автомобилей, которое при каждом изменении приводит к резкому снижению бюджетных поступлений.

Пошлины такого рода применяются, как правило, в отношении импорта, хотя страна-монополист может применять в фискальных целях экспортную пошлину, при этом пошлина фактически перелагается на плечи иностранного потребителя. Такие пошлины устанавливают, например, страны-экспортёры нефти и других энергоносителей, в том числе Российская Федерация. Фискальными могут быть и транзитные пошлины, которые могут применяться только там, где это экономически целесообразно и практически осуществимо: на стратегическом перевале, канале или перешейке (как, например, перешеек между Балканским полуостровом и полуостровом Пелопоннес, которым в древности владел город Коринф, разбогатевший на транзитных пошлинах в эпоху рискованного мореплавания).[11]

Помимо таможенных пошлин, с товаров, пересекающих таможенную границу, взимаются иные фискальные платежи: налог на добавленную стоимость и акцизный сбор, направляемые в государственный бюджет, а также таможенный и иные административные сборы, взимаемые в пользу таможенных и иных учреждений.

- Протекционистские таможенные пошлины направлены на защиту национального товаропроизводителя и применяются только в отношении импорта. К их числу относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. В эпоху "торговых войн" протекционистские пошлины называли "боевыми", поскольку они применялись в отношении противника в торговой войне.

- Ограничительные таможенные пошлины применяются в отношении экспорта для:

1) ограничения вывоза товара, необходимого (дефицитного) внутри страны;

2) для стимуляции экспорта высокотехнологичного товара, а не сырья.

В зависимости от того, на каком этапе движения товара взимаются таможенные пошлины, они могут быть:

1)                импортными (или ввозными, поскольку их уплачивают при ввозе товаров на таможенную территорию страны),

2) экспортными (или вывозными)

3) транзитными.

По характеру возникновения пошлины могут быть:

1)                автономными, устанавливаемыми государством самостоятельно,

2)                конвенциональными, устанавливаемыми на основании международных договоров.

По типу ставок:

1) постоянные – это ставки таможенного тарифа, установленные органами государственной власти, которые не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

2) переменные – это ставки таможенного тарифа, которые могут изменятся в установленных органами государственной власти случаях.

По способу начисления:

1) номинальные – таможенные ставки, обозначенные в таможенной тарифе.

2) эффективнее – реальный уровень таможенных ставок на конечные товары, посчитанные с учетом пошлин, обложенных на импортные узлы и детали этих товаров. То есть, это размер ставки, который реально и эффективно защищает внутренний рынок или регулирует экспорт и транзит.

 

 

 


Глава 2. Анализ особенностей таможенной политики Украины

 

Раздел 1. Развитие таможенной службы в 20-е – 86 годы XX века.

 

Первый таможенный тариф по европейской привозной торговле СНК РСФСР утвердил 14 февраля 1922 года, а 15 июля 1922 года – первый советский тариф по вывозной торговле. Для подготовки таможенно-пошлинных вопросов уже через 10 дней после утверждения советского тарифа декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 года был учрежден Таможенно-тарифный комитет.

Информация о работе История развития таможенной системы в Украине