История развития таможенной системы в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы изучения: Каждая нация – государство имеет собственную экономику, а взаимоотношения между национальными экономиками образуют международную экономическую систему. Если определяющей чертой политических отношений между государствами выступает власть, то характерной чертой этих экономических отношений выступают рыночные опереции. Международные экономические отношения выступают как результат обмена товарами, услугами и финансовыми активами, которые имеют рыночную цену. Сумма экономических операций страны с миром на протяжении определенного времени заносится на ее платежный баланс. Операции дают толчок потокам товаров, услуг, денег, капиталу, технологий и предпринимательства, что помогает создавать черты независимости среди других национальных экономик.

Файлы: 1 файл

ВСЁ.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Правовой статус Таможенно-тарифного комитета уточнялся в Таможенном Уставе 1924 года, Таможенный Кодекс 1964 года уже не единым словом не упоминал об этом органе.

Таможенно-тарифный комитет являлся совещательно-координационным органом. Главные его задачи не исполнительно-распорядительная деятельность, а согласование и выработка общей концепции таможенно-тарифной политики. Таможенно-тарифный комитет был не правомочен самостоятельно издавать нормативные акты. На его решение ссылались многие положения и инструкции по таможенному регулированию. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией органов внешнеэкономической деятельности роль Таможенно-тарифного комитета снизилась де-юре. Этот орган прекратил своё существование в 1964 году, фактически же он перестал функционировать гораздо раньше.

14 декабря 1924 года Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный Устав СССР, явившийся первым кодифицированным актом по таможенному делу.

Главные таможенные управления подразделялись на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть.

Анализ структуры показывает, что в то время правоохранительная деятельность занимала сравнительно небольшое место в деятельности управления.

Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. В 1925 году отделения ГТУ были созданы в Белорусской ССР, Украинской ССР и Средней Азии.
Заменивший в 1928 году Таможенный Устав СССР новый Таможенный кодекс не внёс значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, устанавливал компетенцию Таможенного управления.

В период с 1929 года по 1932 год всё более отчетливой становится тенденция отказа от экономической модели управления, обозначается переход к административному регулированию общественных отношений.
5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. Новый, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов начался с 1986 года.

 

 


Раздел 2. Основные направления формирования таможенной политики Украины

 

Эффективность существования любой организационной системы зависит от качества выполнения функциональных заданий, которые стоят перед ней, то есть насколько результативно работает данная система при регуляции определенных процессов.

Таможенные органы, реализовывая таможенную политику Украины, выполняют такие основные задания:

1) выполнение и контроль по выполнению законодательства Украины по вопросам таможенного дела;

2) защита экономических интересов Украины;

3) обеспечение выполнения обязательств, предусмотренных международными договорами Украины по вопросам таможенного дела, заключенным в установленном законом порядке;

4) содействие защите интеллектуальной собственности участников внешнеэкономических связей, других юридических и физических лиц;

5) применение в соответствии с законом мероприятий тарифного и нетарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу Украины;

6) осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины, совершенствования форм и методов их осуществления;

7) контроль за соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины;

8) осуществление совместно с другими уполномоченными органами государственной власти мероприятий по защите интересов потребителей товаров и придерживание участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке;

9) создание благоприятных условий для ускорения товарооборота и пассажиропотока через таможенную границу Украины;

10) борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;

11) развитие международного сотрудничества в отрасли таможенного дела;

12) ведение таможенной статистики;

13) ведение Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности;

14) осуществление верификации (установление достоверности) сертификатов происхождения товаров из Украины.

Выше были перечислены общие задания, которые выполняют таможенные органы, реализовывая таможенную политику Украины. Дабы конкретизировать задания и сделать их более подробными и актуальными, ниже привожу цитату из Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной таможенной службы Украины на 2009 год

Основные приоритетные направления деятельности и задания Государственной таможенной службы Украины на 2009 год сформированы с учетом приоритетных заданий развитию государства, в частности связанных с вопросами таможенного дела, определенных в Программе деятельности Кабинета Министров Украины "Украинский прорыв: для людей, а не политиков", утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.08 № 14, и других государственных программных документах.

При определении основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной таможенной службы на 2009 год учтены, кроме того, задания, определенные в Комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства в 2002 – 2010 годах, утвержденной Законом Украины от 07.02.02 № 3022-ІІІ, в Национальной программе информатизации, утвержденной Законом Украины от 04.02.98 № 74/98-ВР, в Программе борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил на 2008 – 2009 годы, утвержденной Указом Президента Украины от 04.03.08 № 195, в Государственной целевой правоохранительной программе "Обустройство и реконструкция государственной границы" на период до 2015 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.07 № 831, в Протоколе о вступлении Украины в ВТО от 05.02.08.

При формировании Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной Таможенной службы на 2009 год также учтена необходимость продолжения работы по созданию условий для обеспечения последующего непосредственного внедрения в практическую деятельность Государственной Таможенной службы отдельных составных частей многофункциональной комплексной системы "Электронная таможня", а также реализации положений ряда международных стандартов, таких как Граничные стандарты безопасности и упрощения международной торговли (ВМО,2005) и Таможенные прототипы.

Исходя из вышесказанного, с целью продолжения реализации программно целевого подхода к организации плановой деятельности Государственной Таможенной службы, Основными приоритетными направлениями деятельности и заданиями Государственной Таможенной службы на 2009 год определенно:

Приоритетное направление I . Совершенствование механизма реализации фискальной составной деятельности Государственной Таможенной службы с целью безусловного выполнения показателей поступлений в государственный бюджет.

Задание:

I.1. Построение механизмов контроля таможенной стоимости, содействующих прозрачности, объективности и контролируемости таможенной оценки;

I.2.Усовершенствования информационного пополнения системы анализа и управления рисками с целью повышения ее эффективности и распространения применения результатов ее работы в практической деятельность таможенной службы Украины;

I.3. Повышения эффективности процедур таможенного контроля путем сосредоточения на идентификации и инспекции товаров, в частности высокорискованных и высоколиквидных;

I. 4. Усиления контрольно-проверочной функции таможенных органов в направлении проведения выездных документальных (таможенный пост-аудит) и камеральных проверок налогоплательщиков.

Приоритетное направление II . Внедрение действенных мероприятий по содействию внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих упрощение таможенных процедур, повышения эффективности технологий таможенного контроля, использования информационных технологий и совершенствования обмена информацией.

Задание:

ІІ.1. Усовершенствования и унификация технологий таможенного контроля и таможенного оформления, постепенная их адаптация к работе с предыдущей информацией о товарах и транспортных средствах;

ІІ.2. Внедрения в практическую деятельность Государственной Таможенной службы унифицированных и исчерпывающих требований к документам и информации, что предоставляются (формируются) при осуществлении таможенных процедур, с целью создания оптимальной структуры информационного наполнения электронных систем и нормативно- правовой базы для применения многофункциональной комплексной системы „Электронная таможня";

ІІ.3. Создания необходимых предпосылок, в том числе путем определения критериев и требований для субъектов внешнеэкономической деятельности с целью становления в Украине института уполномоченных экономических операторов, как одного из весомых рычагов механизма содействия внешнеэкономической деятельности.

Приоритетное направление IIІ. Обеспечение системного подхода к решению проблем в сфере борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил.

Задание:

ІІІ.1. Повышения эффективности системы противодействия контрабанде и нарушениям таможенных правил путем применения современных организационно технических методов и способов отвлечения, выявления, раскрытия и предупреждения нарушений законодательства по вопросам таможенного дела.

Приоритетное направление IV . Продолжение построения эффективного механизма управления деятельностью Государственной Таможенной службы и повышение качества управленческих решений путем совершенствования информационного обеспечения руководства, повышения профессионального уровня персонала Государственной Таможенной службы, эффективного противодействия проявлениям коррупции, взяточничества, другим служебным злоупотреблениям.

Задание:

IV.1. Усовершенствование правовой основы, необходимой для улучшения существующего порядка прохождения службы в таможенных органах, специализированных таможенных учреждениях и организациях и формирование высококвалифицированного кадрового потенциала Гостаможслужбы;

IV.2 Усовершенствование и развитие системы профессиональной подготовки кадров таможенной службы Украины;

IV.3 Усовершенствование организационной структуры таможенной службы Украины, внедрения системы управления качеством в соответствии с требованиями ДСТУ ISO 9001 – 2001 и применение современных управленческих методов, которые, в частности, обеспечивают минимизацию

возможностей совершения коррупционных деяний работниками таможенных органов.

Приоритетное направление V . Последующее развитие взаимодействия таможенной службы с правоохранительными и контролирующими органами Украины, с таможенными органами других государств с целью формирования основы для принятия согласованных решений, реализации взаимовыгодных и наиболее эффективных путей долгосрочного сотрудничества.

Задание:

V.1 Взаимодействие с другими контролирующими органами, которые принимают участие в процессах таможенного контроля и таможенного оформления, и совместная работа по созданию единого информационного пространства как основе для принятия согласованных решений относительно перемещаемых товаров и транспортных средств;

V.2 Обеспечение достижения договоренностей с таможенными администрациями других стран относительно оперативного получения актуальной и достоверной информации о намерениях относительно осуществления внешнеэкономических операций;

V.3 Направление международного взаимодействия таможенной службы на поиск и реализацию взаимовыгодных и наиболее эффективных путей долгосрочного сотрудничества в оперативной деятельности.

Приоритетное направление VI . Обустройство таможенной границы и его техническое оснащение в соответствии с международными стандартами, приведение инфраструктуры пунктов пропуска в соответствие с европейскими нормами, а также последующее развитие инфраструктуры таможенной службы Украины.

Задание:

VI. 1 Строительство новых и реконструкция существующих пунктов пропуска, обеспечения последующего развития сети пунктов пропуска, оптимизация их количества, обустройства и оснащения;

VI. 2 Последующее развитие инфраструктуры таможенной службы Украины.

Ожидаемые результаты

В результате реализации определенных Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной Таможенной службы 2009 год ожидается обеспечение:

- полного и качественного выполнения установленных показателей поступлений в государственный бюджет;

- повышение контролируемости международного товарооборота в пределах компетенции Государственной Таможенной службы, которая будет способствовать защите национальных интересов и обеспечению экономической безопасности Украины;

- увеличение объемов товарооборота Украины за счет ускорения и упрощения движения международных товаропотоков через границу, которая будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития государства.

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение реализации Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной Таможенной службы на 2009 год планируется осуществлять за счет и в пределах средств государственного бюджета, предусмотренных на развитие и содержание Государственной таможенной службы Украины, по соответствующей бюджетной программе, а также за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.

Механизм реализации и критерии оценки

Реализация Основных приоритетных направлений деятельности и заданий Государственной Таможенной службы на 2009 год осуществляется путем внедрения соответствующих мероприятий, которые включаются в годовой план деятельности Государственной таможенной службы Украины, который одобряется коллегией Государственной Таможенной службы и согласовывается с Министром финансов Украины (согласно с требованиями постановления Кабинета Министров Украины от 13.06.00 № 965, с изменениями и дополнениями, и приказу Государственной Таможенной службы Украины от 25.06.07 № 530 "Об утверждении Порядка планирования деятельности таможенной службы Украины"), а также к квартальным планам деятельности Государственной Таможенной службы."

Информация о работе История развития таможенной системы в Украине