Проблемы и преимущества статистики международной трудовой и нетрудовой миграции населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Почему нам нужна статистика миграции? Миграция влияет на динамику численности населения, изменяет его демографические характеристики, национальный и религиозный состав. Последствия миграции рассматриваются в контексте безопасности – политической, социальной или экономической. Всё чаще обсуждается влияние миграции на здоровье населения. Экономические последствия миграции велики: мигранты являются активными участниками рынков труда; во многих государствах денежные переводы мигрантов – это важнейший фактор роста доходов населения и развития этих государств. Трудно строить прогнозы населения без надежных данных о миграции, в особенности, если она значительна

Оглавление

Вступление 3
1. Миграция населения как объект изучения статистики: понятия, виды миграции 6
1.1. Определения и понятия в статистике международной миграции 6
1.2. Долгосрочные и краткосрочные мигранты. 9
1.3. Категории учета мигрантов в зависимости от длительности пребывания (отсутствия) 10
1.4. Основные категории в статистике международной миграции: потоки и контингенты 11
1.5 Основные показатели миграции 12
2. Проблемы статистики 18
2.1. Проблема оценки нелегальной миграции 18
2.2 Проблема интерпретации статистических данных по миграции 22
3. Миграция в современной России. 25
3.1. Миграционные процессы . 32
3.2 Незаконная миграция 47
3.3 Воздействие экономического кризиса 50
3.4 Миграционные вызовы 53
Заключение 60
Список Литературы: 62

Файлы: 1 файл

Statistika_migratsii_1.docx

— 321.73 Кб (Скачать)

Россия унаследовала традиции закрытой страны, ее опыт регуляции этнически пестрой иммиграции ограничен.

Экономика России в предстоящей перспективе должна будет функционировать в условиях резких, и притом очень быстрых колебаний предложения рабочей силы. Это определяет необходимость выработки гибкой системы и инструментов управления миграцией, которые можно было бы быстро корректировать.

Однако, взвешивая за и против, нельзя игнорировать риски, которые находятся на другой чаше весов – экономический спад, а значит, падение уровня жизни, стагнация и даже снижение заработной платы, доходов и пенсий, увеличение бедности. Эти очевидные и крайне болезненные последствия стремительного сокращения численности трудоспособного населения, к сожалению, всегда остаются вне дискуссионного поля. А ведь они-то и есть настоящие «страшилки», не говоря уже о возможности сохранить целостность страны.

В июне 2010 г. утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В этом документе официально утверждается, что привлечение иностранных работников является необходимостью дальнейшего поступательного развития российской экономики. Тем самым поставлена точка в спорах о том, нужны или не нужны мигранты.

Концепция в целом ориентирована на решение задачи привлечения в страну мигрантов для восполнения естественных потерь населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала.

В качестве актуальных ориентиров определены: акцент на постоянной миграции как наиболее эффективной, на привлечении специалистов, учебной миграции, открытии новых каналов мобильности, в т.ч. каникулярной студенческой миграции, дифференцированном подходе к разным потокам мигрантов. Впервые в концептуальном документе прозвучал тезис, касающийся личных интересов граждан: найма мигрантов на домашние работы. Это симптоматичный сдвиг.

Большое значение придается содействию адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Намечена система мер, призванных способствовать этой задаче. Их целесообразность не подвергается сомнению.

Вместе с тем трудно ожидать, что процесс интеграции может быть успешным, при такой большой доле неурегулированных мигрантов, как наблюдается сейчас. Введение основной массы мигрантов в правовое поле – неотъемлемое условие их успешной интеграции, уменьшения коррупции в сфере миграции и снижения миграционных рисков.

Миграция уже стала одним из определяющих факторов развития России – как ее экономического роста, так и социальной стабильности. Задача миграционной политики поспевать за происходящими переселениями, а иногда и упреждать их. Пока что, к сожалению, не получается.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. Однако последствия миграции противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.

Что можно сделать на национальном уровне и с чего начать для улучшения статистики миграции в стране?

  • Определите проблемы, расставьте их по приоритетности и сформулируйте предложения;
  • Особое внимание уделите тому, какие изменения могут привести к нужным результатам в рамках уже существующих систем сбора данных;
  • Определите, какие данные отсутствуют, кто может в перспективе их собирать и обрабатывать;
  • Подготовьте программу действий в области статистики миграции;
  • Определите реалистичный период времени для выполнения этой программы.

Современные технологии дают совершенно новые возможности в области сбора, хранения, обработки и распространения статистики. Нужно распространять практику применения регистров населения и подобных систем регистрации населения и формировать статистику на их основе.

Нормативные акты – законы и подзаконные документы - имеют большое влияние на статистику миграции на всех стадиях. Они определяют категории мигрантов, которые статистика будет учитывать, правила распространения готовой отчетности или доступа к массивам индивидуальной информации и многие другие вопросы, прямо или косвенно влияющие на статистику. Если имеют место неожиданные и большие колебания в показателях, нужно попытаться найти причину таких колебаний. Это могут быть изменения в законодательной базе (которые повлияли на объемы потоков), в правилах сбора статистики, проведение кампаний по урегулированию статуса.

 

Список Литературы:

  1. Российский совет по международным делам 2013г. «Миграция в России 2000-2012г.» том первый.
  2. Зайончковская Ж. Миграционные тренды в СНГ: итоги десятилетия // Миграция в СНГ и Балтии: через различия проблем к общему информационному пространству / Под ред. Г. Витковской, Ж. Зайончковской. М., 2001.
  3. Власова Н. Легализация нелегалов: актуальность и риски // Миграция XXI век. 2012. № 2
  4. Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В., Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в Россию: как двигаться дальше. Фонд «Новая Евразия». М., 2011
  5. Харченко, Л.П. Демография: учеб. пособие / Л.П. Харченко. - 4-е изд., перераб. - М.: ОМЕГА-Л, 2011. - 372 с.Ионцев В.А. Международная миграция населения:  теория и историяизучения. М., Диалог-МГУ, 1999.
  6. Численность и размещение населения: итоги Всерос. переписи населения 2010 г. / Федер. служба гос. статистики. - М.: Статистика России, 2012. - 32 с.
  7. Демографическая статистика: учеб. для высш. учеб. заведений по специальности "Статистика" и др. эконом. специальностям / [Бойко А.И. и др.]. - М.: КноРус, 2010. - 480 с.
  8. Эпштейн, Н.Д. Анализ миграционного движения населения / Никита Дмитриевич Эпштейн // Экономика, статистика и информатика - 2011. - № 3. - С.169-173.
  9. Статистический бюллетень "Численность и миграция населения Российской Федерации" в разделе "Численность населения", которые учитывают помимо данных о регистрации по месту жительства, данные о регистрации по месту пребывания на срок 1 год и более, а в 2003-2004 годах также данные национальных статистических служб некоторых государств - республик бывшего СССР
  10. Статистический сборник "Демографический ежегодник России. 2010" (таблица "Общие итоги миграции", с.403) и статистический бюллетень "Численность и миграция населения Российской Федерации" в разделе "Миграция населения"
  11. Данные с сайта Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
  12. Рыбаковский Л.Л. Практическая демография. Режим доступа: http://rybakovsky.ru/uchebnik3a.html
  13. Красинец Е., Тюрюканова Е., Шевцова Т. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регулирования // Власть. 2004. № 10. С.63-69.
  14. Статистический бюллетень № 11(482) Межгосударственного Статистического комитета СНГ
  15. Международная статистика, Башкатов Б. И., Суринов А. Е., изд. Юрайт, 2010 г.

 

 

Приложение

 

Обновлено 19.05.2014 Росстат.

                                 

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ

(человек)

                                   
 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Прибыло в Российскую Федерацию - всего

597651

513551

379726

359330

193450

184612

129144

119157

177230

186380

286956

281614

279907

191656

356535

417681

482241

в том числе:

                                 

из стран СНГ

547386

467028

343082

326561

173976

167940

114121

105488

163101

170851

263277

261170

261495

171940

310549

363955

422738

Азербайджан

29878

22210

15902

14906

5587

5635

4277

2584

4600

8900

20968

23331

22874

14500

22316

22287

23453

Армения

19123

16780

14677

15951

5814

6802

5124

3057

7581

12949

30751

35216

35753

19890

32747

36978

42361

Беларусь

17575

13760

11549

10274

6520

6841

5309

5650

6797

5619

6030

5865

5517

4894

10182

16564

15748

Казахстан

235903

209880

138521

124903

65226

55706

29552

40150

51945

38606

40258

39964

38830

27862

36474

45506

51958

Киргизия

13752

10997

10370

15536

10740

13139

6948

9511

15592

15669

24731

24014

23265

20901

41562

34597

30388

Республика Молдова

13750

10762

9037

11652

7569

7562

6391

4816

6569

8649

14090

15519

16433

11814

19578

23594

28666

Таджикистан

23053

18396

12116

11043

6742

5967

5346

3339

4717

6523

17309

20717

27028

18188

35087

41674

51011

Туркмения

16501

10509

7998

6738

4402

4531

6299

3734

4104

4089

4846

3962

3336

2283

4524

5442

5986

Узбекистан

39620

41800

41615

40810

24873

24951

21457

14948

30436

37126

52802

43518

42539

24100

64493

87902

118130

Украина

138231

111934

81297

74748

36503

36806

23418

17699

30760

32721

51492

49064

45920

27508

43586

49411

55037

из стран дальнего зарубежья

50265

46523

36644

32769

19474

16672

15023

13669

14129

15529

23679

20444

18412

19716

45986

53726

59503

Абхазия

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

814

2429

2487

3001

Австралия

57

52

39

27

25

22

30

42

30

28

38

31

39

49

83

78

113

Австрия

52

40

27

37

22

23

24

21

24

53

50

35

37

45

60

70

84

Афганистан

208

195

228

288

171

107

82

55

60

86

212

278

217

236

604

727

799

Бангладеш

56

77

75

116

93

31

19

12

13

15

25

22

18

16

51

44

38

Болгария

750

493

355

245

255

238

212

125

118

109

207

190

174

214

371

353

419

Венгрия

119

90

56

31

25

13

26

24

17

11

29

21

34

37

68

61

56

Вьетнам

261

220

150

182

157

198

129

48

114

157

921

714

950

921

3294

3653

3852

Германия

2379

2425

1894

1753

1627

1962

2692

3117

3025

2900

3164

3134

2585

2621

4520

4239

4166

Греция

183

238

201

182

124

150

224

182

200

176

260

289

240

298

614

835

995

Грузия

24517

21059

19626

20213

9674

7128

5540

4886

5497

6806

10595

8806

7454

5245

7325

7728

7665

Египет

40

40

34

23

17

25

12

16

19

18

51

64

96

92

228

247

250

Замбия

16

16

24

24

16

24

17

6

29

17

3

1

-

39

78

130

277

Израиль

1626

1528

1425

1508

1373

1670

1808

1486

1004

1053

1094

1002

861

814

1240

1091

1132

Индия

259

221

127

203

213

196

33

25

54

72

107

66

72

110

1390

1068

1451

Иордания

122

134

154

85

57

56

25

25

26

33

52

33

44

61

145

121

145

Испания

43

37

17

10

18

14

40

43

49

35

39

91

108

140

201

253

364

Италия

46

60

39

47

40

26

45

34

46

44

152

126

129

163

250

365

426

Йемен

79

56

44

28

32

26

9

5

7

8

7

14

8

16

56

123

147

Канада

73

99

72

50

74

70

103

87

99

77

118

105

98

110

192

207

226

Китай

2861

6854

3871

1121

405

410

346

212

432

499

1687

1177

770

1380

7063

8547

8149

Корейская Народно-Демократическая Республика

295

1274

468

32

40

19

5

2

5

2

73

63

107

59

1948

4168

5023

Куба

110

83

60

37

42

22

23

12

17

12

44

36

30

39

57

67

89

Латвия

5658

3577

2108

1785

1283

990

906

819

726

766

887

716

664

811

1350

1427

1484

Ливан

120

86

83

106

71

50

26

26

27

54

43

43

41

45

108

105

110

Литва

1785

1384

987

945

758

722

535

339

360

371

537

455

443

433

790

770

892

Марокко

166

171

155

131

117

33

19

16

38

51

32

21

24

72

293

517

819

Монголия

262

131

97

95

49

70

54

20

31

33

36

30

52

43

164

252

341

Нигерия

54

51

32

47

36

26

23

30

27

18

16

18

15

22

128

172

257

Норвегия

32

44

22

22

5

11

12

11

21

28

50

48

37

35

62

51

63

Пакистан

157

120

71

90

61

65

19

8

19

16

36

35

32

45

70

110

138

Палестина

52

34

50

79

54

38

19

6

13

12

27

26

20

35

88

91

106

Перу

22

23

21

20

10

42

27

16

17

12

11

8

7

10

35

31

44

Польша

247

158

193

61

56

53

39

48

55

48

96

100

97

105

187

200

217

Республика Корея

196

220

298

71

39

52

33

34

53

32

101

36

45

156

165

662

554

Сербия

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

115

110

124

159

600

576

943

Сирийская Арабская Республика

483

362

369

358

260

144

101

56

68

67

93

125

89

150

451

961

1406

Соединенное Королевство (Великобритания)

134

108

106

68

50

22

27

37

40

34

100

80

92

125

166

182

221

США

668

635

522

439

432

455

484

518

396

411

578

551

575

653

947

1122

954

Турция

176

404

173

164

184

144

112

77

86

172

315

373

443

562

1832

2252

2755

Финляндия

140

164

117

83

97

136

125

141

129

137

172

174

141

178

266

342

429

Франция

81

81

48

56

31

46

38

51

40

54

144

72

96

150

322

326

352

Чешская Республика

92

104

64

65

40

43

37

38

24

39

62

57

66

112

157

193

192

Швеция

32

32

21

14

28

19

22

16

23

32

39

30

37

44

69

95

88

Эстония

3483

1771

852

786

535

534

445

446

432

347

508

476

538

637

1588

1537

1475

Южная Осетия

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

33

657

672

662

Япония

141

131

93

65

54

17

15

15

22

18

108

33

40

60

87

120

235

другие страны

1932

1441

1176

977

724

530

461

436

597

566

645

529

623

1522

3137

4298

5899

Выбыло из Российской Федерации - всего

232987

213377

214963

145720

121166

106685

94018

79795

69798

54061

47013

39508

32458

33578

36774

122751

186382

в том числе :

                                 

в страны СНГ

143675

128117

125233

80510

60231

51135

45142

36277

35418

34669

30726

25542

20326

21206

22568

95572

147853

Азербайджан

4302

3915

3847

3187

2170

1704

1771

1336

1274

1366

1355

1258

1130

1111

1255

4185

6207

Армения

2578

2356

2243

1519

1362

1114

1098

654

620

686

728

1032

983

698

1000

4980

10182

Беларусь

18928

19035

19151

13276

11175

8829

7016

5671

6034

6318

5302

3954

2573

2899

2622

6315

12031

Казахстан

25364

26672

25037

17913

15186

13939

14017

12504

12437

11948

10211

7483

7232

7329

6176

8843

11802

Киргизия

6296

5310

3681

1857

1333

1080

959

656

473

605

668

648

674

641

976

10489

10576

Республика Молдова

5715

4766

4275

2237

1660

1385

1234

907

786

636

629

551

648

617

771

4949

8038

Таджикистан

2474

1977

1799

1158

993

827

922

549

434

424

464

637

610

694

1070

10281

17362

Туркмения

1532

1537

1237

676

352

272

251

168

125

112

111

90

62

105

191

1555

2165

Узбекистан

7370

5231

5041

3086

1974

1400

1130

717

595

648

722

948

677

834

2207

31559

50864

Украина

69116

57318

58922

35601

24026

20585

16744

13115

12640

11926

10536

8941

5737

6278

6300

12416

18626

в страны дальнего зарубежья

89312

85260

89730

65210

60935

55550

48876

43518

34380

19392

16287

13966

12132

12372

14206

27179

38529

Абхазия

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

82

175

951

992

Австралия

297

214

215

176

184

144

146

167

209

167

139

202

172

184

249

220

255

Австрия

125

111

166

179

120

116

112

122

144

96

120

71

99

102

108

122

141

Белиз

119

64

38

44

52

33

28

22

29

55

19

27

22

22

11

5

67

Бельгия

34

33

36

47

45

46

38

55

65

70

62

86

70

157

152

96

118

Болгария

668

507

308

180

163

133

156

160

124

116

132

163

125

110

194

222

268

Венгрия

149

110

83

58

42

40

42

27

42

33

39

16

31

28

31

38

40

Вьетнам

385

227

45

33

27

19

10

16

45

42

22

31

21

32

95

1258

2355

Германия

48363

46218

47929

40443

43682

42231

36928

31876

21458

8229

6486

4916

4115

3725

3815

3781

3979

Греция

886

829

482

314

204

190

186

157

155

139

116

98

80

92

105

148

226

Грузия

3286

2933

2574

1802

1339

964

939

740

691

593

603

572

629

459

416

801

1553

Дания

43

45

33

57

49

66

62

49

58

59

58

52

63

53

54

36

40

Израиль

12873

12778

20026

9407

4835

2764

2048

1733

1745

1408

1202

1040

894

947

977

1104

1090

Индия

366

182

147

110

98

152

10

10

13

28

19

25

9

17

43

931

1146

Иордания

187

79

77

62

39

52

28

29

32

16

21

9

19

24

19

76

87

Испания

106

81

93

160

220

264

255

372

320

348

388

348

318

296

405

405

403

Италия

193

231

211

273

163

148

186

240

249

293

254

254

265

300

370

362

390

Канада

1333

1181

1190

841

812

725

701

783

628

552

571

516

457

497

471

494

536

Китай

1222

4249

2797

658

156

151

86

154

456

196

56

53

57

248

507

4358

7527

Корейская Народно-Демократическая Республика

202

844

689

47

40

20

11

8

5

3

4

19

2

15

152

1603

3891

Латвия

636

612

612

365

311

256

259

226

211

223

271

226

167

139

181

431

556

Ливан

119

63

67

51

23

25

25

26

33

39

14

14

20

24

22

43

49

Литва

1162

805

721

376

262

293

268

282

213

228

276

215

173

153

173

268

339

Марокко

200

161

244

169

73

77

24

32

24

20

17

8

7

20

22

267

476

Монголия

129

63

56

44

19

38

27

34

43

17

29

17

20

18

18

89

201

Нидерланды

81

58

64

115

74

84

87

91

108

128

117

88

75

91

96

116

117

Новая Зеландия

193

129

104

101

112

93

84

77

67

92

89

105

71

98

105

87

79

Норвегия

102

83

70

73

100

140

155

165

166

173

158

184

134

173

231

175

214

Пакистан

71

87

76

31

50

23

17

13

22

11

3

-

6

3

13

28

27

Палестина

17

26

37

26

16

30

14

10

19

4

6

6

11

4

6

38

57

Польша

376

356

219

135

84

80

72

57

76

84

77

101

74

81

81

114

133

Португалия

23

11

11

16

19

36

52

149

158

91

84

80

62

73

65

42

53

Республика Корея

399

279

337

690

99

71

98

95

84

61

76

49

56

60

68

136

474

Сербия

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

13

25

29

43

63

309

248

Сирийская Арабская Республика

256

154

126

54

60

66

58

55

54

42

38

24

24

22

52

158

441

Соединенное Королевство (Великобритания)

182

125

147

133

135

121

152

165

234

271

227

224

197

257

298

242

255

США

9087

6919

5912

4793

4527

3134

3199

2919

4040

3109

2108

1722

1440

1461

1422

1561

1485

Турция

356

278

179

104

96

80

88

60

85

78

78

81

101

147

252

1037

1494

Финляндия

923

990

1040

1142

980

1110

737

910

737

695

692

620

685

517

480

572

715

Франция

240

213

134

139

140

212

174

190

204

209

221

253

198

268

272

447

326

Чешская Республика

226

222

352

234

158

206

172

193

215

324

372

401

288

309

298

292

281

Швейцария

78

85

97

79

69

45

73

60

57

62

89

80

76

89

117

125

96

Швеция

151

162

252

195

148

162

151

158

110

132

137

157

102

128

136

113

122

Эстония

702

550

564

385

402

321

351

265

225

270

280

301

223

206

266

613

726

Южная Осетия

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

10

46

168

387

Япония

184

173

126

60

71

52

57

54

50

75

87

73

60

76

85

86

134

другие страны

2582

1740

1044

809

637

537

510

512

677

511

417

414

385

512

989

2611

3940


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы и преимущества статистики международной трудовой и нетрудовой миграции населения