Трудовая миграция населений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

Трудовая миграция населения – перемещение трудовой силы за границу для того чтобы вступить в трудовые отношения с работодателем заграницей.
Внешняя трудовая миграция:
Трудовая эмиграция – выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране.

Файлы: 1 файл

File3.docx

— 18.63 Кб (Скачать)

Трудовая миграция населения – перемещение трудовой силы за границу для того чтобы вступить в трудовые отношения с работодателем заграницей.

Внешняя трудовая миграция:

  1. Трудовая эмиграция – выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране.

Виды:

- безвозвратная (при которой мигранты  выезжают на постоянное место  жительство в другую страну)

- временно постоянная (когда миграция  ограничена сроком пребывания  в стране въезда от 1 года до 6 лет)

- сезонная эмиграция (в тех отраслях  хозяйства, которые носят сезонный  характер)

- маятниковая эмиграция (челночная, приграничная) ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно

- нелегальная (незаконный въезд в страну или прибытие в страну на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством)

- «утечка умов» 

  1. Трудовая иммиграция – приезд рабочей силы в страну

Во второй половине ХХ в. сложилось несколько центров притяжения трудовой миграции.

  1. Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитывалось свыше 20 млн. иммигрантов. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и другие) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался в 180 тыс. человек в год.

Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: Люксембурге – 30,0; Швейцарии – 29,6; Германии – 8,0; Бельгии – 7,5; Австрии – 6,2; Швеции – 5,8; Франции – 5,2; Англии – 3,4.

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:

-необходимость внедрения трудосберегающих  технологий;

-перемещение производств, использующих  работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства  с переходной экономикой, где  оплата труда значительно ниже;

-недовольство определенных слоев  населения, особенно рабочих невысокой  квалификации, конкуренцией на рынке  труда со стороны иммигрантов.

2. Нефтеперерабатывающие страны Западной Азии.

Этот центр притяжения международной трудовой миграции возник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг. оценивалась в 5-6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.

В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы.

3.  США и Канада. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в середине 90-х гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный период оценивался в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.

Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам.

Важнейшими целями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы).

Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

-профессиональная квалификация (наличие  диплома, определенный стаж работы  по специальности);

-возрастной ценз;

-состояние здоровья (запрет на  въезд наркоманов, больных СПИДом  и психическими заболеваниями);

-социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные  преступления, а также членов  партий тоталитарного типа).

Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (чаще всего стран Азии и Африки), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд иностранцев из определенных стран.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

-уплату иммигрантами пошлины  за трудоустройство;

-первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в  экономику страны-реципиента;

-налог на предпринимателей, использующих  труд иммигрантов;

-ограничение времени пребывания  иностранных работников в принимающей  стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцами заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, непристижную, тяжелую и вредную работу).

Миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран, ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня десятков миллионов людей. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом и экономическом развитии отдельных стран (США, Канада, Австралия, отчасти ЮАР, Аргентина). Так, население Израиля увеличивается в значительной степени благодаря притоку иммигрантов.

С другой стороны, миграция населения ведет к чрезмерному разрастанию крупных городов в странах-реципиентах, демографическому старению и феминизации населения в странах-донорах. Адаптация иммигрантов к новым условиям почти всегда сопровождается значительными трудностями, а нередко и конфликтами на этнической и конфессиональной основе. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х гг., несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.

Россия вышла на международный рынок труда на рубеже 80 – 90-х гг. В середине 90-х гг. в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Наибольшая (до половины) часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы – Австрию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии.

По оценке, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долл.

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. согласно Версальскому договору (ч. XIII). Она объединяет на равных правах правительства, предпринимателей и трудящихся. Местопребывание

 

—  Женева  (Швейцария).  Членами  Организации  являются  более  170 государств, включая Россию. В качестве специализированного учреждения она входит в систему ООН.

Цели МОТ:

• обеспечение полной занятости и рост уровня жизни;

• поощрение экономических и социальных программ;

• соблюдение основных прав человека;

• охрана жизни и здоровья трудящихся;

• поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися.

Структуру МОТ составляют: Международная конференция труда. Административный совет, Международное бюро труда. Трехсторонние комитеты. Региональные и специальные конференции. Международная конференция труда, собирающаяся, как правило, каждый год в июле, состоит из делегаций государств-членов. Каждый член МОТ представлен двумя делегатами от правительства и по одному делегату от предпринимателей и трудящихся, в помощь которым приданы технические советники. Каждый делегат независим от других членов делегации и имеет право принимать самостоятельные решения по всем обсуждающимся на Конференции вопросам. Все делегаты обладают равными правами. Раз в два года Международная конференция труда утверждает программу и бюджет МОТ, определяет основные направления будущей политики и принципы деятельности МОТ. Если обсуждаемые темы касаются положения женщин, то один из советников должен быть женщиной.


Информация о работе Трудовая миграция населений