Проблемы и преимущества статистики международной трудовой и нетрудовой миграции населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Почему нам нужна статистика миграции? Миграция влияет на динамику численности населения, изменяет его демографические характеристики, национальный и религиозный состав. Последствия миграции рассматриваются в контексте безопасности – политической, социальной или экономической. Всё чаще обсуждается влияние миграции на здоровье населения. Экономические последствия миграции велики: мигранты являются активными участниками рынков труда; во многих государствах денежные переводы мигрантов – это важнейший фактор роста доходов населения и развития этих государств. Трудно строить прогнозы населения без надежных данных о миграции, в особенности, если она значительна

Оглавление

Вступление 3
1. Миграция населения как объект изучения статистики: понятия, виды миграции 6
1.1. Определения и понятия в статистике международной миграции 6
1.2. Долгосрочные и краткосрочные мигранты. 9
1.3. Категории учета мигрантов в зависимости от длительности пребывания (отсутствия) 10
1.4. Основные категории в статистике международной миграции: потоки и контингенты 11
1.5 Основные показатели миграции 12
2. Проблемы статистики 18
2.1. Проблема оценки нелегальной миграции 18
2.2 Проблема интерпретации статистических данных по миграции 22
3. Миграция в современной России. 25
3.1. Миграционные процессы . 32
3.2 Незаконная миграция 47
3.3 Воздействие экономического кризиса 50
3.4 Миграционные вызовы 53
Заключение 60
Список Литературы: 62

Файлы: 1 файл

Statistika_migratsii_1.docx

— 321.73 Кб (Скачать)

Помимо внутренних проблем в рассматриваемом десятилетии большое внимание уделялась поиску эффективных способов организации конструктивного взаимодействия с государствами СНГ.

Трудовая миграция в Россию – это мощная реально действующая и имеющая перспективы развития скрепа СНГ, стимулирующая интеграционные тенденции. На этом пространстве миграция в полной мере реализует свою функцию как фактора, способствующего преодолению бедности и более равномерному распределению богатства между странами. Не менее значима ее роль (не только в СНГ) как средства тесной международной коммуникации на человеческом уровне. Тем самым миграция способствует, укреплению социальной стабильности и развитию интеграционных процессов в Содружестве.

2000-е прошли под  знаком повышенной активности  по выработке коллективных усилий  стран СНГ в сфере управления  миграцией. Россия как принимающая  страна – главный актор этих усилий.

Сейчас, когда можно использовать опыт Единого экономического пространства, движение к единому рынку труда получило, наконец, шанс приступить к стартовой подготовке.

5 октября 2007 г. в  Душанбе образован Совет руководителей  миграционных органов СНГ. Тогда  же главы государств СНГ подписали  Декларацию о согласованной миграционной  политике. Декларация столь высокого  уровня – свидетельство признания  важности миграционных проблем  всеми странами Содружества. В  декларации подтверждаются солидарные  намерения проводить согласованную  миграционную политику; содействовать  обеспечению и защите прав  мигрантов; не допускать их дискриминации; стремиться к сотрудничеству в вопросах сближения миграционных законодательств, разработке миграционных программ и их реализации.

С 2006 г. работает Программа сотрудничества стран СНГ в области противодействия незаконной миграции.

С начала 2012 г. функционирует Единое экономическое пространство, объединяющее Белоруссию, Казахстан и Россию. Следующий этап — создание Евразийского союза.

В рамках Единого экономического пространства уже принято и ратифицировано всеми сторонами в 2011 г. Соглашение о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей, гарантирующее гражданам государств-участников свободу передвижения и трудоустройства в каждом из них. На очереди унификация трудового и миграционного законодательства, а в перспективе и визовой политики. Такие задачи были поставлены В.В. Путиным в выступлении на коллегии ФМС 26 января 2011.

Советом глав правительств 14 ноября 2008 г. в Кишиневе принято решение о начале движения к созданию общего рынка труда в СНГ. Вопрос об общем рынке труда был поставлен еще в 90-е гг., вначале по отношению к СНГ, затем, в силу нереалистичности данного проекта в условиях того времени, по отношению к ЕврАзЭС. Но и в этом случае намерения не увенчались успехом. Тем не менее, проект единого рынка труда в СНГ не снимался с повестки дня.

О трудностях на пути выработки межгосударственных согласованных решений в социально-трудовой сфере свидетельствует история Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ. Конвенция была подписана на упомянутой встрече в Кишиневе, но процесс ее согласования продолжался 7 лет.

Сейчас, когда можно использовать опыт Единого экономического пространства, движение к единому рынку труда получило, наконец, шанс приступить к стартовой подготовке.

3.1. Миграционные процессы .

Роль миграции в пополнении населения России в период 2000-х гг. на фоне предшествующего 10-летия выглядит довольно скромно. В 90-е гг. страна получила беспрецедентный миграционный прирост, равный 4,6 млн. чел., в 2,4 раза больше по сравнению с 80-ми гг. Вал возвратного движения как реакция на распад СССР наглядно виден на рис. 1. И тем не менее, этого оказалось недостаточно для полного возмещения естественной убыли населения, точка отсчета которой тоже совпала с коллапсом СССР. Миграция в 90-е гг. компенсировала только 70% естественных потерь.

Рисунок 1.Миграционный прирост России, тыс. чел. 1981–2010 гг.*

Источник: данные Росстата.

* Данные 1981–2002 гг. пересчитаны Росстатом по итогам  переписей 1989 и 2002 гг., данные за 2003– 2010 гг. приводятся по текущему  статистическому учету, откорректированному  Росстатом.

В 2000-е гг. нетто-миграция упала до 1,9 млн чел. Это выглядит как возврат к позиции 80-х, т.е. к нормальному положению. Но это внешнее сходство обманчиво, за ним скрываются принципиальные различия. Отнюдь не маленький миграционный прирост 80-х составил лишь 20% по отношению к общему приросту населения, основным источником пополнения которого в тот период был естественный прирост. В рассматриваемое же десятилетие почти аналогичной по величине миграции хватило для возмещения лишь небольшой части естественных потерь, всего 30%.

Вместе с тем реальность существенно отличается от статистической картины из-за значительного количества неучтенных мигрантов. Не случайно обе переписи населения, проведенные в новой России, сильно увеличили миграционную компоненту его роста: в 2002 г. – на 1,7 млн чел., в 2010 г. – на 1 млн. С учетом миллионной переписной поправки уровень возмещения естественных потерь населения миграцией в 2000-е гг. повышается до 45%, что тоже гораздо ниже, чем в 90-е.

Таким образом, в 2000-е гг. произошло снижение компенсаторной роли миграции, что представляет серьезный вызов будущему развитию России, поскольку в условиях естественной убыли миграция – это единственный источник роста населения.

Население России за первое десятилетие XXI в. стало меньше на 3,4 млн чел., сократившись до 142,9 млн на начало 2011 г. против 146,3 млн на начало 2001 и 148,5 млн – 1992 гг.

Собственно 90-е гг. обозначили переход демографической ситуации в России в критическую фазу, когда для поддержания численности населения страны хотя бы на стабильном уровне необходим приток населения, значительно превосходящий прежние масштабы. Миграция таким образом приобрела значение одного из стратегических факторов развития страны, во многом определяющим заселенность ее территории, безопасность, экономическое развитие и «обличье» народа.

Демографам это было ясно давно, и они много писали об этом не только в научной литературе, но и в СМИ, активно участвовали в теледебатах, но в неразберихе 90-х было не до демографии. Ситуация стала осознаваться обществом, когда страна подошла вплотную к обвалу естественного прироста трудоспособного населения.

В 2000-е гг. произошло снижение компенсаторной роли миграции, что представляет серьезный вызов будущему развитию России, поскольку в условиях естественной убыли миграция – это единственный источник роста населения.

Недавно, наконец, появилась возможность с помощью информационной системы ФМС получить сведения о реальном количестве мигрантов. Согласно данным системы в конце 2011 г. в России находилось 9 млн. мигрантов. Такой поток дает основание утверждать, что и в 2000-е гг. Россия оставалась одной из главных стран в мире по приему мигрантов (после Германии и США), сохранив место, которое она заняла в 90-е гг.

На самом деле мигрантов больше, т.к. те, кто прибыл раньше и пребывает в России, не имея регистрации, естественно не могли быть учтены.

Из 9 млн. общего количества мигрантов 3,3 млн. чел. приехали с личными целями на непродолжительное время (в гости, на лечение, туристы и т.п.) или на учебу; 1,3 млн. официально работали; оставшиеся 4,3 млн. – в основном трудовые мигранты, зарегистрированные, но работающие неформально, без разрешения . Если учтем 0,3 млн. прибывших в Россию на постоянное жительство, неопределенный остаток составит 4 млн. чел.

Размеры незаконной миграции, озвученные ФМС, почти совпали с экспертными оценками, полученными ранее на основе исследований, и составляющими 4–5 млн. чел. (См. работу Ж.А. Зайончковской и Е.В. Тюрюкановой, представленную в данном разделе). Есть оценки, в 2 раза превышающие эту величину, – «порядка 10 млн. чел.», но как они получены – неясно.

По данным выборочных социологических опросов от 16%  до 25%  незаконных мигрантов практически постоянно живут в России в течение нескольких лет. Среднее из этих значений приводит к выводу, что около 1 млн. из 4 млн. незаконно работающих мигрантов де факто являются постоянными жителями России и, следовательно, должны были быть зачислены в миграционный прирост. Прибавка этой составляющей, наряду с переписной, приближает миграционный прирост 2000-х к уровню предыдущего десятилетия. Но и при этих условиях миграция реализовала свою компенсаторную функцию всего на 60%.

Рисунок 2.Миграционный тренд 2000-х (нетто-миграция), тыс. чел.

Приток мигрантов улучшает структуру населения России, сглаживает половые диспропорции и частично компенсирует дефицит предложения рабочей силы в самых востребованных возрастных группах. Подавляющая часть мигрантов 75–80% находятся в трудоспособном возрасте. При этом более половины мигрантов находились в самых активных возрастах – от 20 до 39 лет. Напротив, доля населения в возрастах старше трудоспособного среди мигрантов более чем в 2 раза ниже по сравнению с населением России.

Миграционный тренд 2000-х крайне нестабилен, отличается крутыми спусками и взлетами (рис. 2). Однако, это – не следствие действительных изменений в динамике потоков, а отражение неоднократно меняющихся в течение прошедших 10 лет правил приема и учета иностранных граждан. Недооценка значения надежной статистической информации привела к несопоставимости погодовых данных и искусственно созданным зигзагам миграционного тренда, а также сильно затруднила экстраполяционный прогноз.

После введения в действие в 2002 г. закона «О правовом положении иностранных граждан» была резко сужена информационная база первичной регистрации мигрантов, поступающая в статорганы; перестали поступать сведения и о мигрантах, пребывающих в России в течение 1 года и более, кого прежде всегда включали в миграционную статистику . По сути многолетний устоявшийся порядок миграционного учета был раз-рушен. Учет еще больше отдалился от реальности. Как следствие, миграционный прирост в 2003–2004 гг. упал до мизерных значений (рис. 2). С 2004 г. благодаря корректирующим усилиям Росстата статистика миграций стала постепенно приближаться к действительности. С 2007 г. стали учитываться лица, впервые получившие разрешение на временное проживание на срок 1 год и более, а в 2011 г., кроме того, на срок от 9-ти месяцев до 1 года и более . Таким образом, значительная часть мигрантов была выведена из тени, что сразу же отразилось на миграционном приросте.

После завершения переездов, связанных с размежеванием по новым странам связи России со странами СНГ приобрели односторонний характер, стали работать почти целиком на иммиграцию, движение же из России в бывшие республики практически прекратилось.

Обратим внимание на значительный миграционный спад в посткризисном 2010 г., достигающий 40%. По глубине он сопоставим с кризисом 1998 г., вызвавшим сокращение нетто-миграции на 50%. На примере кризиса 1998 г. можно проследить насколько быстро и как сильно реагируют миграции на меняющуюся экономическую ситуацию. Тогда сокращение миграционного прироста из-за увеличения выезда и сокращения въезда продолжалось почти в течение года, после чего началось движение миграционных трендов к докризисному состоянию. Относительно современного кризиса можно сказать, что его влияние на миграции стало проявляться с мая 2008 г., довольно слабо ощущалось в 2009 г. и гораздо сильнее в течение всего 2010г. Несопоставимость статистических данных 2010 и 2011 гг. не позволяет, к сожалению, проследить продолжались или затухали кризисные тенденции в 2011 г., и начался ли выход из кризиса.

Потоки внешней миграции в 2000-е гг. сильно уступали 1990-м, это касается как иммиграции, так и эмиграции. Иммиграция стала меньше в 2 раза (3,5 млн. чел.  против 7,1 млн.), но особенно сильно сократилась эмиграция – с 4,3 млн. до 716 тыс. чел.

Неполнота учета была характерна для обоих потоков, но по разным причинам относительно обмена со странами СНГ и другими странами. В СНГ, недоучет прибывших объясняется дезорганизацией миграционного учета, о которой говорилось выше, а также трудностями с регистрацией до середины 2007 г., когда она была существенно упрощена. Что касается выбывших, то в первые годы после распада СССР масштабный выезд из России в значительной мере был обусловлен разделом армии, возвратным движением в бывшие республики из северных районов и вообще разъездом населения по национальным квартирам.

После завершения переездов, связанных с размежеванием по новым странам связи России со странами СНГ приобрели односторонний характер, стали работать почти целиком на иммиграцию, движение же из России в бывшие республики практически прекратилось. В 2011 г. туда выехало всего 22,6 тыс. чел., 7,2% по отношению к входящему потоку [15]. За 11 лет в бывшие республики выехало только 384 тыс. чел. (табл. 1). Конечно, вероятно недоучет есть и здесь, но сомнительно, чтобы он был большим. Мигранты, которые сумели закрепиться в России, дорожат этим, россиян же страны СНГ пока не привлекают.

Таблица 1.Внешняя миграция России, тыс. человек, 2001–2011 гг.

 

Иммиграция

Эмиграция

Миграционный прирост

Всего

2414

716

1698

В т.ч.

     

Страны СНГ*

2258

384

1874

Другие страны

156

332

-176


 

Источник: Росстат.

Иммиграция из «других стран» совсем незначительна, но это (как, кстати, и в случае эмиграции) свидетельство несовершенства статистики. В действительности и тот и другой поток гораздо больше.

Россия имеет большой деловой обмен с этими странами, баланс которого устойчиво складывается в пользу России. Например, в 2011 г. с деловыми целями (служебные поездки) в Россию прибыло 3753 тыс. иностранных граждан не из СНГ, выехало же на 85,5 тыс. меньше. Такой дисбаланс в пользу России типичен для всего постсоветского периода. Многие выезжающие с указанными целями прибывают в Россию на год и более. Таких «долгосрочников» за 1992–1997 гг. по данным МВД набралось более миллиона (1117 тыс.). Надо полагать, что и среди приезжающих с частными целями, значительная доля долгосрочников. Статистика же вопреки реальности упорно формирует имидж России как закрытой страны, включая в учет преимущественно своих граждан, возвращающихся домой после продолжительного пребывания за границей. Так, в 2010 г. из 11,1 тыс. попавших в учет иммигрантов не из СНГ, 8 тыс. были гражданами России. По данным же ФМС, в 2011 г. только по программе привлечения высококвалифицированных специалистов из безвизовых стран приехало 16 540 чел., преимущественно на срок от 1 до 3 лет, гражданам этих стран оформлено более 20 тыс. видов на жительство.

Информация о работе Проблемы и преимущества статистики международной трудовой и нетрудовой миграции населения