Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:00, контрольная работа
Цель данной работы проанализировать сущность, причины и виды миграции рабочей силы в мировой экономике.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.Международная миграция.
4
1.1 Истоки и сущность и причины процесса миграции рабочей силы.
4
1.2 Национальная миграционная политика.
8
2. Социально-экономические последствия миграции.
12
2.1 Влияние миграции на благосостояние.
12
2.2 Проблема «утечки умов».
14
2.3 Механизмы контроля миграции рабочей силы.
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1.Международная миграция. |
4 |
1.1 Истоки и сущность и причины процесса миграции рабочей силы. |
4 |
1.2 Национальная миграционная политика. |
8 |
2. Социально-экономические последствия миграции. |
12 |
2.1 Влияние миграции на благосостояние. |
12 |
2.2 Проблема «утечки умов». |
14 |
2.3 Механизмы контроля миграции рабочей силы. |
16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
21 |
ВВЕДЕНИЕ
Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Миграция рабочей силы стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах, поэтому мы находим данную тему работы актуальной.
Цель данной работы проанализировать сущность, причины и виды миграции рабочей силы в мировой экономике.
Для достижения поставленной цели необходима реализация поставленных задач:
- Рассмотреть истоки, сущность и причины миграции рабочей силы;
- Выявить социально-экономические последствия миграции;
- Описать влияние миграции на благосостояние;
- Изучить проблему "утечки умов" и механизмы контроля миграции рабочей силы.
Важную роль в развитии всемирных экономических отношений играет международная миграция рабочей силы - перемещение масс трудящихся из своих стран в другие в поисках работы.
Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Первым массовым перемещением трудящихся стал целенаправленный завоз рабов из Африки на Американский континент, в результате чего в XVII-XIX веках население Африки не только не увеличилось, но и сократилось. После запрета рабства в США началась вторая крупная волна эмиграции из стран Старого Света в страны Нового Света.
В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения: массовая эмиграция населения из Ирландии в США. Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цеп на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической коньюнкгуры в США и снова набрал силу в ходе ее экономического оживления.
Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы явились также аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно. благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни. Новая волна эмиграции из Европы в США отмечена в 20-е годы XX века. К уже названным причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.
После второй мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США: во-первых, это устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей; во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 т.), Вьетнама (1974-1975 п.), а также с Кубы (1980 т.); в-третьих, наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.
В Европе после второй мировой войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы: рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран этого региона.
Международная миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы.
Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции. реэмиграции.
Эмиграция - выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.
Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.
Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.
В соответствии с классификацией МОТ различают пять основных типов современной международной миграции:
- переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
- работающие но контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране:
- профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
- нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;
- беженцы лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 00-х годов постоянно около 125 млн. человек находились в тех странах, гражданами которых они являются. Если в первой половине прошлого века преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу прошлого столетия наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После второй мировой войны на мировой рынок груда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.
На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии - 50% всех горняков, в Швейцарии -40% строительных рабочих.
Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате груда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которою предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.
В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.
Тем не менее, общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.
К экономическим причиним миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:
- различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
- различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;
- несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
- состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер. В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране эмиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции в рамках ПРС также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.
Международная миграция рабочей силы - явление сложное и по своим последствиям неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х годах число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за 70-е г), что на 1/3 больше, чем в 60-х г. В 80-х годах масштабы иммиграции ещё более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. В 90-х годах эти масштабы иммиграции сохранились.
Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600 тыс.чел. (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,3 млн чел.). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.
Для различных принимающих стран существуют неодинаковые источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х годах основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х годах доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х годах из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.
За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1.5 млн чел. Было бы, однако, неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации: 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.
1.2 Национальная миграционная политика.
Процесс миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике, и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства - это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
Большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. чел. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих из США в поисках работы, - 140 тыс. чел. в год.
В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х годах, усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 199З г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям мигрантов, работающих по контракту, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.
Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в России коснулась и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом.