Управление социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке прогнозной стратегии управления социальной защиты населения Советского р-на г.Орска.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Содержание, формы, принципы социальной защиты населения………
1.2 Общие и специфические особенности управления социальной защиты населения в условиях финансового кризиса……………………………………..
1.3 Алгоритм оценки качества услуг социальной защиты населения………
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Расчет показателей управления социальной защиты населения……
2.2 Анализ тенденции показателей управления социальной защиты населения…………………………………………………………………………
3. РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Прогнозная стратегия управления социальной защиты населения……
3.2 Прогнозный расчет значений показателей по социальной защите населения……………………………………………………………………….
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………….
5. ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Управление социальной защиты населения.doc

— 613.00 Кб (Скачать)

       Показатели  динамики макроэкономических показателей позволяют оценить изменение качества услуг УСЗН при сравнении темпов роста размеров услуг с темпами роста таких макроэкономических индикаторов, как доходы населения, потребительские цены и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (рис. 2.5).

      Рис. 2.5 Сравнительная таблица темпов роста размеров услуг УСЗН Советского р-на г.Орска с темпами роста доходов населения и потребительских цен*

       *Источник: составлено автором самостоятельно

       По  нашему мнению, услуга считается качественной, если темп ее роста больше или равен темпу росту потребительских цен, что свидетельствует о сохранении покупательной способности услуги. Кроме того, об уровне качества услуги свидетельствует то, насколько соответствует темп роста размера услуги темпу роста номинальных доходов населения.

      Темп  роста среднемесячного размера  пособия по временной нетрудоспособности превышал темп роста потребительских  цен в течение всего исследуемого периода. Следовательно, покупательная  способность пособий не была обесценена растущими ценами, что свидетельствует о качестве услуги. Кроме того, рост размера пособия в 2006 и 2008 гг. был выше темпов роста доходов населения, что также является положительной характеристикой услуги и подтверждает ее качество.

      Рост  среднемесячного пособия по беременности и родам также превышал темпы роста потребительских цен в течение всего исследуемого периода и темпы роста доходов населения в 2006 и 2008 гг. Динамика данного показателя имеет тенденцию к сокращению.

      Среднемесячный  размер пособия по уходу за детьми-инвалидами также превышал темпы роста потребительских цен в течение всего исследуемого периода и темпы роста доходов населения в 2006 и 2008 гг.

      Так как вышеперечисленные пособия  исчисляются исходя из размера заработной платы, представляется целесообразным оценивать качество данных услуг посредством сравнения темпов роста пособий, доходов населения и потребительских цен. Последний показатель имеет особенное значение в условиях развивающейся экономики, когда инфляция превышает рост доходов населения.

      Проанализировав данные, мы пришли к выводу, что в  целом среднемесячные пособия соответствуют  требованиям качества услуг соцзащиты, так как темпы роста большинства пособий превышали темпы роста потребительских цен, и во многих случаях, доходов населения за анализируемый период. 

      Обратная  зависимость между показателями темпа роста по пособиям и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (рис. 2.6) говорит о том, что улучшение качества производимых услуг УСЗН является одним из факторов, способствующим уменьшению бедности населения. И наоборот, снижение бедности населения является одним из показателей качества услуг соцзащиты. Однако доля населения с доходами ниже прожиточного минимума все еще остается значительной по сравнению с показателями развитых стран, где доля проживающих за чертой бедности составляет не более 10 %.

       

       Рис. 2.6 Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума*

       *Источник: составлено автором самостоятельно

      Особое внимание следует обратить на тот факт, что среди бедного населения значительна доля работающих людей. Это в первую очередь свидетельствует о неравномерности перераспределения доходов между социальными слоями населения и низком уровне средней заработной платы. Необходимо участие органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций (в том числе УСЗН) в реализации совместных проектов, направленных на снижение уровня бедности. Особое значение здесь отводится социальным организациям, в частности УСЗН, так как одной из задач их деятельности является поддержание нормального уровня жизни граждан, временно или постоянно лишившихся работоспособности. Инструментом выполнения этой задачи являются услуги социальной защиты населения, следовательно от уровня их качества особенно зависит благосостояние малообеспеченных слоев населения.

      Важным  фактором качества услуг социальной защиты населения является качество доходной базы организации. Для оценки качества услуг УСЗН следует провести сравнение темпов роста доходов УСЗН с темпами роста среднемесячной заработной платы, являющейся базой для начисления социальных платежей, и темпом роста потребительских цен (рис. 2.7).

        

      Рис. 2.7 Сравнение темпов роста доходов УСЗН Советского р-на г.Орска с темпами роста средней заработной платы населения и инфляцией

      Анализ  показал, что за исследуемый период рост доходов превышал рост потребительских цен, за исключением 2009 г.

      В 2009 г. снижение доходов вызвано снижением ставки ЕСН до 26 %, в то же время, государственное финансирование расходов по социальному обеспечению отдельных категорий граждан возросло. Темпы роста доходов и перечислений не успевали за ростом среднемесячной заработной платы и с каждым последующим годом этот разрыв увеличивался (если в 2006 г. доходы УСЗН выросли на 44,6 %, среднемесячная заработная плата выросла на 45,11 %, то в 2007 г. эти цифры составили 15,3 % и 29,32 % соответственно, в 2008 г. разрыв сократился до 8 %, а в 2005 г. увеличился до 24 %). Это говорит о том, что рост доходов УСЗН не соответствует росту заработной платы, что свидетельствует об ухудшении качества услуг УСЗН.

      Важной  частью управления ресурсами УСЗН в части обеспечения их качества является управление расходами организации. Для того чтобы определить наиболее важные направления расходования, проведем анализ структуры расходов УСЗН (рис. 2.8).

      

            Рис. 2.8 Структура  расходов Управления социальной защиты населения Советского района города Орска*

       *Составлено автором самостоятельно

         При разработке мероприятий по  улучшению качества услуг УСЗН в первую очередь следует уделять внимание наиболее значимым направлениям расходования.

       При анализе структуры расходов следует  различать два основных направления  социальной политики по источникам финансирования: расходы на услуги социального страхования, финансируемые за счет социальных налогов и взносов страхователей, и такие виды социального обеспечения, как социальная помощь, социальное обслуживание и социальная поддержка, финансируемые за счет средств государственного бюджета.

       Социальная  помощь представлена в виде услуг на выплату компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий; социальная поддержка представлена в виде услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами (введена с 2005 г.); социальная поддержка представлена в виде услуг на оплату расходов отдельных категорий граждан на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно (введена с 2005 г.).

       Социальное  страхование является основной деятельностью  УСЗН и на его долю в УСЗН приходится 96–97 % расходов, оставляя на прочие виды социального обеспечения до 1 %. В 2005 г. данная пропорция была нарушена: в связи с возложением на УСЗН функций по социальной поддержке отдельных категорий граждан и по обеспечению инвалидов техническими средствами доля бюджетного финансирования возросла до 18 % на цели социальной поддержки и 4,1 % на цели социального обслуживания, таким образом сократив долю расходов на цели основной деятельности УСЗН 2 %.

      Политика  в отношении социальных пособий  должна основываться на принципе стимулирования рождаемости, рождения здоровых детей. Демографическую ситуацию в стране специалисты оценивают как неблагоприятную (рис. 2.9).

       

      Рис. 2.9 Динамика рождаемости

      *Составлено автором самостоятельно

      Статистика  свидетельствует о повышении рождаемости, При этом размеры большинства пособий гражданам, имеющим детей, не пересматривались несколько лет, с 2002 г. по 2005–2006 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. РАЗРАБОТКА  ПРОГНОЗА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО  Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

      3.1 Прогнозная стратегия управления  социальной защиты населения 

      Целью анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия является оценка его текущего финансового  состояния, а также определение  того, по каким направлениям нужно  вести работу по улучшению этого состояния. При этом желательным полагается такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Таким образом, внутренними по отношению к данному предприятию пользователями финансовой информации являются работники управления предприятием, от которых зависит его будущее финансовое состояние.

      Вместе  с тем, финансовое состояние - это  важнейшая характеристика экономической  деятельности предприятия во внешней  среде. Оно определяет конкурентоспособность  предприятия, его потенциал в  деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям. Поэтому можно считать, что вторая основная задача анализа - показать состояние предприятия для внешних потребителей, количество которых при развитии рыночных отношений значительно возрастает. Внешних пользователей финансовой информации можно разбить на две большие группы:

      - лица и организации, которые имеют непосредственный финансовый интерес - учредители, акционеры, потенциальные инвесторы, поставщики и покупатели продукции (услуг), различные кредиторы, работники предприятия, а также государство, прежде всего в лице налоговых органов. Так, в частности, финансовое состояние предприятия является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности выдачи ему кредита, а при положительном решении этого вопроса - под какие проценты и на какой срок;

      - пользователи, имеющие косвенный (опосредованный) финансовый интерес, - аудиторские и консалтинговые фирмы, органы государственного управления, различные финансовые институты (биржи, ассоциации и т. д.), законодательные органы и органы статистики, пресса и информационные агентства.

      Все эти пользователи финансовой отчетности ставят перед собой задачу провести анализ состояния предприятия и на его основе сделать выводы о направлениях своей деятельности по отношению к предприятию в ближайшей или долгосрочной перспективе. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев, это будут выводы по их действиям в отношении данного предприятия в будущем, а поэтому для всех этих лиц наибольший интерес будет представлять будущее (прогнозное) финансовое состояние предприятия. Это объясняет чрезвычайную важность задачи определения прогнозного финансового состояния предприятия и актуальность вопросов, связанных с разработкой новых и улучшением существующих методов такого прогнозирования. 

      http://www.iteam.ru/articles.php?tid=2&pid=7&sid=30&id=408 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Решение накопившихся социальных проблем с  начала 2000-х годов предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социального обеспечения, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее нуждающихся групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов, направленных в пользу обеспеченных граждан.

     Российское  государство не только не стало «социальным», как провозглашает Конституция  РФ, но во многом предстает «виртуальным государством», в котором из-за отсутствия финансовых средств ни одна из социальных функций не реализуется в том виде, в котором предусмотрена законом.

      Объем ресурсов, направляемых на социальное обеспечение, явно недостаточен, поскольку размеры  некоторых социальных выплат не соответствуют  величине прожиточного минимума. Развитие систему социального обслуживания как одного из элементов социального обеспечения тормозится, прежде всего, нехваткой финансовых ресурсов.

     Основой системы социального обеспечения  любой страны является механизм формирования и распределения государственных  фондов социального назначения.

Информация о работе Управление социальной защиты населения