Управление социальной сферой на примере Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать и изучить управление социальной сферой .
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- определить основные направления государственной социальной политики
-дать характеристику органам социальной защиты и социальному обеспечению населения
-рассмотреть управление социальной сферой в Департаменте труда и социальной защиты населения автономного округа
- рассмотреть социальную защиту и социальное обеспечение населения
- раскрыть планирование деятельности организации на краткосрочную и отдаленную перспективу в Департаменте труда и социальной защиты населения в ХМАО-Югре.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Управление социальной сферой……………………………………….5
1.1 Основные направления государственной социальной политики…………5
1.2 Социальная защита и социальное обеспечение населения………………19
Глава 2. Управление социальной сферой на примере Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………………………………………………………...20
2.1.Основные направления деятельности Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа………………………………………...20
2.2.Планирование деятельности организации на краткосрочную и отдаленную перспективу………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая по системе.docx

— 64.77 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Управление социальной сферой……………………………………….5

1.1 Основные направления  государственной социальной политики…………5

1.2 Социальная  защита и социальное обеспечение  населения………………19

Глава 2. Управление социальной сферой на примере Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………………………………………………………...20

 2.1.Основные направления деятельности  Департамента труда и  социальной защиты населения автономного округа………………………………………...20

 2.2.Планирование деятельности организации на краткосрочную и отдаленную перспективу………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….29

Список  используемой литературы……………………………………………...31

Приложение………………………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Темой данной курсовой работы является управление социальной сферой. Актуальность данной работы  это значимость  социальной  сферы в жизни людей и государства в целом. В  какой  бы  стране  не  жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера  социальной  политики часть политики государства, которая своими действиями смягчает  негативные последствия   индивидуального   и   социального   неравенства,    социально-экономических потрясений   в   обществе.   Государственное   регулирование социально-экономических   отношений,    будучи    одной    из    предпосылок экономического развития общества и особой  формой  управления,  выступает  в качестве  важнейшей   составляющей   экономической   политики   государства. Сложные, конфликтные проблемы  современного  мира  невозможно  решить  с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Выполнение   социальных   функций,   возложенных   на   государство, осуществляется  через  систему  законодательных  и  исполнительных   органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Цель  работы: исследовать и изучить управление социальной сферой .

Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать  следующие задачи:

- определить основные направления государственной социальной политики

-дать характеристику органам социальной защиты и социальному обеспечению населения

-рассмотреть управление социальной сферой  в Департаменте труда и социальной защиты населения автономного округа

- рассмотреть  социальную защиту и социальное обеспечение населения

- раскрыть  планирование деятельности организации на краткосрочную и отдаленную перспективу в Департаменте труда и социальной защиты населения в ХМАО-Югре.

       В соответствии с целями и  задачами  исследования была принята  следующая работа, состоящая из  введения, двух глав: теоретической  и практической, заключения и  списка литературы.

     Основная часть – теоретическая. В этой главе раскрыты основные направления государственной социальной политики, рассмотрена работа органов социальной защиты и социального обеспечения населения.

      Вторая часть – практическая. В ней рассмотрено управление социальной сферой на примере Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа-Югры

   Информационной базой послужили:  учебные пособия, справочники, монографии и научные статьи из периодической печати и положений законодательных актов.

  

       
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Управление социальной сферой

1.1 Основные направления  государственной  социальной политики 

        Российская Федерация согласно  Конституции  РФ  является  социальным государством. Цель  проводимых  в  стране  реформ  –  построение  социально ориентированной рыночной экономики.

       Социальная рыночная экономика, как особый тип хозяйственной  системы характеризуется не  просто  высоким  уровнем  благосостояния  населения.  Ее отличает  набор  социально-экономических  инструментов,  которые  направляют всех элементов этой системы на реализацию целей  социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. Российская  государственная  политика  разрабатывается   по   многим аспектам и направлениям. Ее  важной  составной  частью  является  социальная политика. Прежняя система социальной политики во главу    ставила принцип социальной  справедливости  при  относительно  высоком   уровне   социальных гарантий всему населению. В ходе реформирования  в  условиях  экономического кризиса не удалось сохранить социальные  гарантии  каждому  члену  общества. Этому  способствовала  также  замена  принципа   социальной   справедливости принципом   равных   возможностей   и   преждевременное   свертывание   ряда государственных  форм,  удовлетворения  социальных  потребностей   в   пользу негосударственных.  В  результате  возникла  безработица,  снизился  уровень жизни, реальные доходы населения, произошло резкое  расслоение  общества  и в целом по уровню жизни.

       Основными целями  социальной  политики  государства  на  современном этапе социально-экономического развития России являются1:

   1. создание каждому дееспособному   гражданину  условий,  позволяющих   ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;

2. усиление  адресной  социальной  поддержки   со  стороны  государства,  в

      первую очередь, слабозащищенных  групп населения;

   3. осуществление комплексных мер  и специальных программ в области   оплаты труда и пенсионного  обеспечения, политики занятости;

   4.  реформирование  социальной  сферы  на  основе   разумного   сочетания

      принципов платности и бесплатности  услуг здравоохранения, образования, культуры;

   5. формирование новой жилищной  политики,  общефедерального  рынка   жилья, стимулирование  всех   видов   экономически   эффективного   жилищного строительства,   изменение   порядка   оплаты   населением   жилья   и коммунальных услуг.

       Государственная социальная политика  проводится с учетом  объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия  жизни  для населения вне зависимости от места проживания. Для  этого  принимаются  меры по  выравниванию  межрегиональных  различий  в  доходах,  уровне  занятости, социальной  инфраструктуре,   транспортной   сети,   обеспечению   на   всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.

       Государство,  проводя   социальную  политикуиспользует   такие инструменты как, например - социальные  гарантии.  Базой   социальных   гарантий   служит   часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она  передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам под контролем государства. Они вносят плату за использование,  которая образует   фонды    социального    развития.    Социальные    гарантии обеспечиваются  на   законодательной   основе,   которая   финансирует обязанности и ответственность  государства  перед  гражданами  и  перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке  выделяются  средства  на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых   людей,   охрану   здоровья.   Созданы   четыре   специальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд,  фонд  занятости,  социальный  и фонд медицинского страхования. Бюджеты этих  фондов  составляют  более 40% по отношению к расходам федерального бюджета минимальные  социальные  стандарты.      Социальные  стандарты  являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий.  Они необходимы  для  определения  финансовых  нормативов.  К   минимальным социальным  стандартам  относятся   прожиточный   минимум,   нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья,  образования, условий  и  охраны  труда,  занятости,  нормативы  состояния окружающей среды.

           Стандарты  разрабатываются   на  единой  правовой   базе,   общих

методических  принципах.  Они   используются   при   формировании   бюджета субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения  государственных  минимальных стандартов. Потребительские бюджеты  служат  основой  для  планирования  поддержки малообеспеченных слоев населения.  Также  минимальный  потребительский бюджет используется для расчета минимальной  оплаты  труда  и  пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы  питания  и расходов  на   непродовольственные   товары   (жилье,   лекарства)   и исчисляется на основе потребительской корзины.  Прожиточным  минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется  для  различных социальных групп и служит правовой основой для  разработки  социальных программ2.

       Правительством Российской  Федерации на  среднесрочную перспективу определенны следующие основные направления социальной политике3.

1.  Создание  условий  для  реализации  гражданами  своих  прав  на образование, соответствующее потребностям развития  экономики  и гражданского общества.

2.  Улучшение   состояния  здоровья  населения   на  основе   реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития физической культуры и спорта.

  3. Развитие культурного потенциала  населения страны,  обеспечение единства  культурного  пространства  и  доступности   культурных ценностей широким слоям населения.

  4. Создание эффективного цивилизованного рынка труда.

  5. Усиление адресности социальной поддержки населения.

  6.  Обеспечение   финансовой   устойчивости   пенсионной   системы, повышение реального размера пенсий.

  7. Создание условий для осуществления прав  граждан на  жилище  с учетом  их  платежеспособного  спроса.

       Первоочередные  действия  Правительства   РФ  в   сфере   образования

направлены  на обеспечение увеличения расходов на образование и повышение  их эффективности, привлечения средств из внебюджетных источников. В   сфере   высшего   образования   вводится   конкурсный    порядок распределения  государственного  заказа   на   подготовку   специалистов   и финансирование инвестиционных проектов ВУЗов.

       В настоящее время наметилась  тенденция к увеличению доли  расходов на образование в федеральном бюджете. В 1998 году  доля  расходов  федерального бюджета на образование составила 3,45%, в 1999 году – 3,63%, в 2000  году  –3,75%. За счет этого удалось обеспечить увеличение и своевременность  выплатив полном  объеме  стипендий и заработной  платы учреждениям федерального ведения. Мероприятия  в частности рационального использования   бюджетных средств, улучшения финансового положения системы образования  направлены  на решение следующих задач4:

   1. совершенствования системы планирования  и определение затрат  на  нужды  сферы образования;

  2. разработка  эффективных  схем  рационального   использования  бюджетных средств;

   3.  формирование  основных  направлений   целевого  использования  средств бюджетов всех уровней;

   4. повышение ответственности и  усиление контроля за использования  средств бюджетных средств в системе образования.

       Первоочередным  мероприятием  в   сфере   здравоохранения   является

разработка  федерального  закона  о   медико-социальном   страховании.   Его

принятие:

        - определит правовые основы для  всеобщей  доступности  и   повышения

качества  услуг здравоохранения;

         -  позволит  заверить  переход   к  системе   подушевого   принципа

финансирования;

        - позволит добиться  полной  реализации  программы  государственных

гарантий  предоставления населению медицинской  помощи;

        -  позволит  ввести  механизмы   контроля  за  выплатой  пособий   по

временной нетрудоспособности.

       Основные усилия должны  быть  направлены  на  факторы,  определяющие состояние здоровья, связанные с окружающей средой и образом жизни;

       - профилактика  и  коррекция   повреждающего  действия  антропогенных

факторов, улучшение качества окружающей среды;

       - ослабление влияния психосоциальных  факторов, их предупреждение;

Информация о работе Управление социальной сферой на примере Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры