Управление социальной сферой на примере Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать и изучить управление социальной сферой .
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- определить основные направления государственной социальной политики
-дать характеристику органам социальной защиты и социальному обеспечению населения
-рассмотреть управление социальной сферой в Департаменте труда и социальной защиты населения автономного округа
- рассмотреть социальную защиту и социальное обеспечение населения
- раскрыть планирование деятельности организации на краткосрочную и отдаленную перспективу в Департаменте труда и социальной защиты населения в ХМАО-Югре.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Управление социальной сферой……………………………………….5
1.1 Основные направления государственной социальной политики…………5
1.2 Социальная защита и социальное обеспечение населения………………19
Глава 2. Управление социальной сферой на примере Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры……………………………………………………………………………...20
2.1.Основные направления деятельности Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа………………………………………...20
2.2.Планирование деятельности организации на краткосрочную и отдаленную перспективу………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая по системе.docx

— 64.77 Кб (Скачать)

       -  снижение  распространенности   курения,   потребление   алкоголя,

наркотиков;

       - профилактика заболеваний;

       - увеличение физической активности;

       - обеспечение широкого охвата  населения иммунизацией.

       Необходима  разработка  научно  –  обоснованной  концепцией   охраны

здоровья  населения РФ в условиях социально-экономических  реформ.

       Правительство РФ намеренно поддерживать  развитие культуры в качестве одной   из   приоритетных   задач.   Планируется   провести   реформирование организационных и экономических механизмов,  создать  благоприятные  условия для привлечения в сферу  культуры  средств  из  внебюджетных  источников.  В числе основных мероприятий определенны следующие:

   1. внесение изменений и дополнений  в Закон РФ «Основы законодательства  о культуре»;

   2. создание общероссийской системы  мониторинга состояния и  использование памятников истории и культуры,  предметов  музейного,  библиотечных  и фондов и кинофонда;

   3.  разработка  финансово-хозяйственного  механизма,   направленного   н последовательное   внедрение   программно-целевых,    контрактных    и

 инвестиционных методов финансирования учреждений  и  работников  сферы культуры.

       Первоочередные  действия  Правительства   РФ   в   сфере   социальной

поддержки населения направлены на разработку четких социальных  приоритетов.

Основные  из них следующие.

   1. Изменение схемы финансирования. Размеры многих социальных  пособий   не соответствуют прожиточному минимуму населения.

   2. Внедрение  адресной  системы   социальной  поддержки  населения.  В  РФ насчитывается  около  150  видов  социальных  выплат,  льгот  пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих  более  200  различных категорий  населения.  Суммарная  стоимость  всех   видов социальной поддержки оценивается в  350  миллиардов  рублей.  Но  при  назначении социальных выплат в большинстве случаев не учитываются  доходы  семьи. Главный недостаток социальных выплат – безадресность. По оценке только 19% всей суммы социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходом ниже  прожиточного  минимума.  Предоставление  государственно социальной помощи должно осуществляться в соответствии с  заявительным принципом и с проверкой обоснованности потребности.  Необходима  также выработка  единых  принципов  назначения  социальных  трансфертов   на основе.

   3. Погашение задолжности  по  заработной  плате.  Необходимо  привести  в соответствие  возможности  госбюджета  по  оплате  труда   занятых  в бюджетной сфере и фактическую потребность в  средствах  на  оплату  их труда.

   4. Расширение источников финансирования  социальных услуг. В связи с безусловным  приоритетом  в  области  социальной  политики являются инвестиции  в  человека.  Именно  поэтому  будет  предусматривать опережающий рост ассигнований на  эти  цели  из  бюджетов  всех  уровней  по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.

      Для решения социально-экономических  проблем в России предпринимаются  следующие меры:

      Страховые пособия в связи  с рождением ребёнка: при рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке, материнский капитал при рождении второго ребенка.

      Выплаты взрослым членам семьи: предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов, пособия по безработице.

      Стипендии: стипендия для студентов ВУЗов. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует средней оплате труда. Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика.

     Пенсионные  выплаты. Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд.

      В заключении можно отметить, что социальные    гарантии обеспечиваются  на   законодательной   основе,   которая   финансирует обязанности и ответственность  государства  пред  гражданами  и  перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке  выделяются  средства  на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых   людей,   охрану   здоровья. 

       

1.2. Социальная защита и социальное обеспечение населения.

Современные модели социальной политики отличаются по: степени  вмешательства  государства  в  социально-экономическую  сферу общества; степени социальной защищенности граждан; уровню обеспеченности свободы социального  выбора  у  различных  слоев населения; влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны. Одной из моделей социальной политики  являются  рыночная  социальной модель, которая отличается  наибольшей  социальной  твердостью.  В  качества основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов  регулирования социальной сферы.

       Рыночный механизм распределения  не  учитывает  ни  возможностей,  ни

особенностей  потребителя, кроме  его  платежеспособности5.  В связи с этим возникает необходимость вмешательства  государства,  в  сферу  распределении дохода и обеспечения социальной защиты населения от  бедности,  безработицы, инфляции.

       Важнейшим  инструментом  борьбы  с  бедностью  является   социальная

защита. Классификация мер по социальной защите может  быть  представлена  по различным основаниям: по объектам распространения (по категориям населения); по характеру продолжительности (постоянные, временные и разовые); по  типу  финансирования  (Государственный  бюджет,  местный  бюджет, благотворительный фонд); по  способу  получения  социальной  услуги  (пенсия,  компенсационные выплаты, переобучение).

       К объектам социальной  защиты относят   следующие   категории  граждан: работники бюджетных отраслей,  пенсионеры, семьи,  имеющие детей,  дети – сироты,  беременные,  инвалиды,  безработные,  военные  и  демобилизованные, беженцы,  бомжи  и  заключенные.  Очевидно,  что   часть   населения   может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения  должен  быть определен основной тип финансирования. Это не  исключает  финансирование  из различных источников. Например, пенсия – государственный бюджет,  доплата  к пенсии – местный.

       По способу получения  меры социальной  защиты можно   классифицировать:

1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим   детей;  4)  пособия  по безработице;   5)   государственное   обеспечение   детей   –   сирот;    6)

государственное обеспечение  заключенных;  7)  материальная  помощь  в  виде дополнительных  выплат;  8)  натуральная  помощь  в  виде  предметов  первой необходимости и продуктов;  9)  оказание  социальной  услуги  на  дому;  10)бесплатное питание; 11) бесплатное  лечение;  12)  бесплатное  или  льготное предоставление лекарств  и  протезно-ортопедических  изделий;  13)  льготная оплата  коммунальных  услуг;  14)бесплатное  или   льготное   обучение   или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный  или  льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование  предприятий  с  целью организации рабочих мест для инвалидов. Кризисные  явления  в   обществе   ухудшили   социальное   положение значительной части населения, в том числе экономически  активного.  Наиболее уязвимыми слоями  оказались  многодетные  и  неполные,  инвалиды,  учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной  поддержки  в социальных пособий, компенсаций и других выплат.

       Семья  выступает  в  качестве  социального  института  в   последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную  и  физическую безопасность.  Нынешнее  состояние  социальной  защиты   семей   с   детьми, показывает  отношение   государства   к   институту   семьи,   степень   его ответственности за воспроизводство населения, готовность  поддержать  семьи, в которых родились и воспитываются дети.  Под угрозой  оказались  здоровье  и благополучие  самого  ценного  достояния  нации  –  подрастающего  поколения будущего страны. Как показали исследования,  сокращение  величины  семьи  за последние 3 десятилетия обусловлено следующими факторами:

   1. ростом числа малодетных семей;

   2. приростом  числа  молодых   семей,  в  последствии  снижения  возраста

      вступления в брак;

   3. тенденцией к отделению молодых  семей от родительских;

   4. увеличение доли семей с одним  родителем в результате разводов, смерти

      одного из супругов и рождения  детей одинокими матерями.

       К настоящему времени сложились  четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением,  содержанием  и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие  льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда  и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей  (оказание  конкретной  психологической, юридической,  педагогической  помощи,   консультирование,   социальные услуги). В России все больше людей нуждаются в помощи  государства.  Старение населения   также   увеличивает   число   получателей    пенсий.    Тяжелыми демографическими  и  социальными  последствиями  грозят   увеличение   числа неполных   семей,   расширение    социального    сиротства,    преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим  основными задачами социальной защиты станут:

   1.Реализация  установленных  законом  социальных  прав  и   минимальных социальных гарантий гражданам,  прежде  всего  в  области  пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержкой семей с детьми и другое.

   2.Адаптация  системы  социальной  защиты  к   изменяющимся   социально- экономическим условиям, включая развитие сети  учреждений  социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению  социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи,  подготовку кадров социальных работников.

   3. Совершенствование организации  социальной зашиты на основе  формирования законченных  социальных  технологий,  дифференцированного  подхода   к различным категориям населения  и  типам  семей,  адресной  социальной помощи,  непосредственно   связанной   с   конкретными   потребностями получателя.

   4. Широкое использование активных  форм  социальной  поддержки   населения (социальной и психологической реабилитации  и адаптации населения), содействие   самореализации   и   самообеспечению,    профессиональный ориентации и так далее. Большое значение в социальной защите семьи  имеет  совершенствовании соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны  и  приняты  следующие законы «О государственных пособиях гражданам,  имеющих  детей»,  «О  порядке

назначения  и  выплат  ежемесячных  компенсаций  женщинам,  имеющих  детей  в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий,  учреждения, организации»,  «О  совершенствовании  системы   государственных   социальных пособий и компенсационных выплат  семьям,  имеющим  детей,  и  повышении  их размеров» и другие.

       Для решения конкретных  задач   социальной  защиты  семьи   шире  стал

применяться программно-целевой метод. В частности  разработана  и  принята  к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят  6  целевых программ: «Дети - инвалиды»,   «Дети  -  сироты»,  «Дети  Чернобыля»,  «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

       Первоосновой системы защиты  детства  выступает  правовая  база.  Она

включает  международное законодательство, российские  государственные  законы и местные положения, инструкции,  методики.  Международное  законодательство по защите детства представлено Хартией детства. Декларацией прав ребенка.  В качестве государственной правовой базы социальной защиты  детства  выступают Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании и так  далее.  В  России действует президентская программа  «Дети  России»6  Издан ряд положений и постановлений,  например,  «О гарантиях  прав  граждан  РФ  на  получение  образования»,  «Об  учреждениях профессионально-технического      образования»,        «Общеобразовательных

Информация о работе Управление социальной сферой на примере Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры