Управление социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке прогнозной стратегии управления социальной защиты населения Советского р-на г.Орска.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Содержание, формы, принципы социальной защиты населения………
1.2 Общие и специфические особенности управления социальной защиты населения в условиях финансового кризиса……………………………………..
1.3 Алгоритм оценки качества услуг социальной защиты населения………
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Расчет показателей управления социальной защиты населения……
2.2 Анализ тенденции показателей управления социальной защиты населения…………………………………………………………………………
3. РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Прогнозная стратегия управления социальной защиты населения……
3.2 Прогнозный расчет значений показателей по социальной защите населения……………………………………………………………………….
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………….
5. ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Управление социальной защиты населения.doc

— 613.00 Кб (Скачать)
  1. перевод максимально возможного числа норм права социального обеспечения из подзаконных в законодательные акты;
  2. упорядочение существующих видов социального обеспечения;
  3. закрепление финансирования социального обеспечения за тем уровнем бюджетной системы, на котором было принято решение об его установлении;
  4. обеспечение взаимосвязи с актами иных отраслей законодательства (гражданским, трудовым, бюджетным и др.);
  5. устранение противоречий между различными законодательными актами в сфере социального обеспечения;
  6. достижение максимальной прозрачности в предоставлении социального обеспечения;
  7. наполнение социального законодательства новыми содержательными нормами, необходимость которых назрела в правоприменительной практике.

     Основная  цель кодекса - это создать условия, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ и услуг высокого качества, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества. Причем кодекс должен урегулировать предоставление социального обеспечения, только тем категориям граждан, которые в любом обществе являются социально уязвимыми (т.е. нуждающимся гражданам). Остальным категориям граждан государство создает лишь условия, при которых они самостоятельно могут обеспечить себе достойную жизнь и свободное развитие, путем закрепления указанных условий в актах иных отраслей законодательства.

     Руководящими  началами в регулировании социального  обеспечения должны быть принципы всеобщности, доступности, добровольности и равенства прав граждан на социальное обеспечение, а также гарантированности, многообразия, дифференцированности видов и размеров социального обеспечения.

     Кроме того, Кодекс определит полномочия федеральных органов государственной  власти, органов субъектов федерации; круг лиц, имеющих право на социальное обеспечение; порядок предоставления социального обеспечения.

     Усовершенствование  технологии социального обеспечения  позволит урегулировать отношения  по социальному обеспечению. Кардинальной перестройки структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества. Однако представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом. Безусловно, технология социального обеспечения должна строиться на принципах адресности, всеобщности, доступности и гарантированности социального обеспечения. Это позволит изменить существующее положение различных категорий граждан посредством оказания социальных выплат и услуг, которые позволят обеспечить достойную жизнь граждан и повысить уровень и качество социального обслуживания. Именно в этом случае все заложенные в Конституции РФ права граждан на социальное обеспечение будут соответствовать действительности, а статья 7 Конституции РФ, которая гласит, что «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», будет иметь не только ярко выраженный декларативный, но и реализуемый в действительности характер.  

     3.2 Прогнозный расчет значений показателей по социальной защите населения. 

     Социальную  политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

     Необходимо  ориентироваться на основные приоритеты социальной политики на переходном этапе, а именно:

  1. Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
  2. Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;
  3. Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
  4. Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;
  5. Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
  6. Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
  7. Борьба с преступностью.

     Наиболее  целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих  трех блоках проблем.

  1. Общеметодологические подходы к формированию социального государства.
  2. Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы.
  3. Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

     Можно выделить следующие основные моменты.

     Во-первых, коренное изменение экономических  основ жизни общества, переход  от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.

     Во-вторых, государство может стать действительно  социальным, только если три его  элемента – эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

     В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых  принципах демократического социального  государства:

  1. приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;
  2. солидарности, обусловленной взаимосвязанностью и взаимоответственностью общества и его членов;
  3. оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

     В-четвертых, при разработке государственных  социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально  ориентированный подход.

       В-пятых, как показывает мировой  опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

     В рамках второго блока проблем  центральное внимание уделяется  двум взаимосвязанным аспектам –  политике занятости и политике доходов.

     Необходимо  четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при  соответствующем развитии социального  партнерства, а эффективность реализуемых  программ будет определяться совместными действиями государственных институтов, общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.

     Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, определяется не только тем фактом, что сегодня  в социальной защите нуждается значительная часть населения, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов.

     Представляется  целесообразной дифференциация функционально  ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

  1. социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;
  2. социальную помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.
  3. социальное страхование: обязательное – всего активного населения страны за счет взносов работодателей и работников, добровольное – части трудозанятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей.

     В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны  со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для  чего требуется:

  1. строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;
  2. переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье;
  3. четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но не желающим делать это;
  4. перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.

     При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь смысл  только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности человека. Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.

     Выводы: Проанализировав социальное обеспечение и технологии социального обеспечение можно сделав следующие выводы. В России существует солидарно – распорядительный механизм, для которого требуются новшества для полной выполнение функции по социальной защите населения. При этом создание системы социального обеспечения, основанной на накопительно-страховом механизме финансирования, в ближайшей перспективе невозможно, поэтому необходимо адаптировать систему социального обеспечения к новым условиям и следует использовать солидарно–страховой механизм формирования и распределения. Солидарно–страховой механизм будет эффективен по следующим причинам:

  1. более адаптирована к российским социальным, экономическим и политическим условиям;
  2. солидарно-страховой механизм финансирования системы социального обеспечения используется во многих зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, а следовательно, доказал свою эффективность в условиях рынка;
  3. сочетание административных и рыночных основ делают систему социального обеспечения, основанную на солидарно-страховом механизме, более устойчивой.

     В сфере социальной поддержки населения  должна быть полена программа мер, направленных на предоставление социальных выплати  услуг на принципах адресности. Для  повышения открытости, адресности и эффективности социальной поддержки требуется создание Интернет – системы.

       Усовершенствование технологии социального обеспечения позволит урегулировать отношения по социальному обеспечению. Кардинальной перестройки структуры социального обеспечения невозможно осуществить, так как это тормозится самим развитием общества. Однако представляется возможным попытаться адаптировать существующую технологию социального обеспечения к новым условиям и заложить в ее основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом. Выделение основные приоритеты социальной политики:

  1. Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
  2. Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;
  3. Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
  4. Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;
  5. Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
  6. Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
  7. Борьба с преступностью.
  8. Повышение адресности.

Информация о работе Управление социальной защиты населения