Управление социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке прогнозной стратегии управления социальной защиты населения Советского р-на г.Орска.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Содержание, формы, принципы социальной защиты населения………
1.2 Общие и специфические особенности управления социальной защиты населения в условиях финансового кризиса……………………………………..
1.3 Алгоритм оценки качества услуг социальной защиты населения………
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Расчет показателей управления социальной защиты населения……
2.2 Анализ тенденции показателей управления социальной защиты населения…………………………………………………………………………
3. РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Прогнозная стратегия управления социальной защиты населения……
3.2 Прогнозный расчет значений показателей по социальной защите населения……………………………………………………………………….
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………….
5. ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Управление социальной защиты населения.doc

— 613.00 Кб (Скачать)

     Анализ  состояния социального обеспечения  показывает, что существующий в России солидарно-распределительный механизм не полностью выполняет функции  по социальной защите населения. Создание системы социального обеспечения, основанной на накопительно-страховом механизме финансирования, в ближайшей перспективе невозможно, поэтому необходимо адаптировать систему социального обеспечения к новым условиям и следует использовать солидарно–страховой механизм формирования и распределения.

     Проблема  формирования связана с продолжающимся экономическим кризисом в нашей стране, а, следовательно, и с низким уровнем оплаты труда. В такой ситуации накопительно-страховой механизм функционировать не будет. Кроме того, если введение личных накопительных счетов не будет сопровождаться повышением заработной платы, социальная эффективность таких мероприятий будет низкая.

     Создание  системы накопительных счетов призвано обеспечить повышение пенсий, пособий  и иных социальных выплат, в том  числе расходов на лечение. Поэтому  необходимо переходить к солидарно-страховой модели.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Рис. 3.1 Технология солидарно-страхового механизма распределения и формирования средств, предназначенных на социальное обеспечение 

     Оптимальное финансирование социального обеспечения рационально на трехсторонней основе: предприниматель, работник, государство. На сегодняшний день в России применяется в основном принцип двупартизма, то есть плательщиками взносов являются государство и предприниматели. Применение двухстороннего принципа финансирования социального обеспечения обусловлено кризисными явлениями в российской экономике и соответственно тяжелым материальным положением населения.

     Социальное  обеспечения свидетельствует, что  надежным методом его финансирования являются трехсторонние платежи. Причем наиболее оправданным представляется механизм, когда большая нагрузка приходится на работодателя (от 40 до 60%), а меньшая распределяется между работниками (от 10 до 30%) и государством (от 20 до 40%), которое призвано, прежде всего, заботиться о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех субъектов социального обеспечения выражают идею солидарной ответственности. Часть средств идет на выплату пенсий, пособий, денежных компенсаций и оказание социальных услуг, а часть в фонд капитализации. Капитализация является процессом финансового вложения временно свободных денежных средств системы социального обеспечения. Это дорогостоящий процесс, который сложно реализовать в рамках каждого фонда в отдельности, поэтому необходимо образовать страховой фонд (капитализации) системы социального обеспечения.

     Технология  социального обеспечения, основанная на солидарно-страховом механизме, будет социально эффективна по нескольким причинам:

  1. более адаптирована к российским социальным, экономическим и политическим условиям;
  2. солидарно-страховой механизм финансирования системы социального обеспечения используется во многих зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, а следовательно, доказал свою эффективность в условиях рынка;
  3. сочетание административных и рыночных основ делают систему социального обеспечения, основанную на солидарно-страховом механизме, более устойчивой.

     В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должна быть положена программа мер, направленных на предоставление социальных выплат и услуг на принципах адресности. Подобные походы могут существенно варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры населения, уровня жизни. Полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной поддержки необходимо передать на региональный и муниципальный уровень.

     Для обработки больших объемов информации требуется создать новые информационные технологии. Информационная технология адресной социальной помощи является неотъемлемой частью организационной структуры, реализующей новый подход. Этот подход позволит:

  1. обеспечить доступ к информации для решения вопросов возможности и необходимости оказания помощи,
  2. обеспечить контроль над деятельностью системы адресной социальной помощи,
  3. распределять и контролировать финансовые средства,
  4. организовывать взаимодействие различных ведомств.

     Основным  результатом внедрения системы  станет повышение открытости, адресности и эффективности социальной поддержки  населения, что позволит иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных размерах в соответствии с положением гражданина.

     Существование огромного количества законодательных  актов ставит вопрос о доступности  информации для граждан, то есть возможности  изучения своих прав. Требуется создание открытой Интернет-системы, которая позволит расширить доступность информации по социальному обеспечению. Данная Интернет-система должна будет работать по следующей технологии, изображенной на рис.3.2.

     

     

     

       

     

       

     

       
 
 

     Рис.3.2 Технология работы открытой Интернет-системы

     Возникает необходимость совершенствования  технологии социального обслуживания населения, которое сможет адекватно  обеспечить права граждан в этой сфере. Оно должно осуществляться в  следующих направлениях:

  • совершенствование нормативно-правовой базы организации и функционирования учреждений социального обслуживания;
  • развитие научно-методических основ деятельности. Новые технологии, инновации, международное сотрудничество;
  • укрепление материально-технической базы и кадрового обеспечения учреждений социального обслуживания. Переход от сметного финансирования организации к финансированию установленного государством заказа;
  • улучшение межведомственной координации деятельности учреждений социального обслуживания;
  • достижение уровня социальных услуг, по объему и качеству соответствующего государственным нормам и стандартам социального обслуживания, обеспечивающий гарантированный государством уровень социальной защиты;
  • введение дифференцированных подходов к реализации права на социальное обслуживание в зависимости от потребностей и материальной обеспеченности граждан. Расширение спектра платных услуг;
  • продвижение от централизованной системы социального обслуживания, в которой главенствует государство, к смешанным формам, где государственное обеспечение сливается и дополняется частными и общественными структурами. Создавать институциональные условия для формирования и развития негосударственных субъектов социального обслуживания. Обеспечить соревновательность, конкуренцию между ними за получение государственного заказа - финансирования на оказание социальных услуг.

     Важным  аспектом формирования технологии социального  обслуживания населения является разработка стандартов качества социальных услуг  населению и их сертификация. Разработка стандартов качества социального обслуживания представляет собой продолжительный процесс. Это определяется тем, что стандарты призваны отражать изменения, происходящие под воздействием развития потребностей населения, с одной стороны, и возрастания требований и возможностей государства в области социального обслуживания – с другой.

     В 2002 году было отменено лицензирование деятельности в области социального  обслуживания населения, а при иных механизмов контроля над деятельностью  социальных служб, а также стандартов и сертификации это совершенно нелогичное и неоправданное решение. Лицензирование – это один из возможных инструментов регулирования доступности и качества социальных услуг, и самое главное, оно позволяет привлечь на рынок социальных услуг негосударственные учреждения и организации, желающие оказывать социальные услуги населению, а делать это они могли бы в соответствии с государственными социальными стандартами социального обслуживания.

     Таким образом, только создание нормативно-правовой и научно-методической базы для системы социального обслуживания по схеме «лицензирование-стандартизация-сертификация» позволит обеспечить качественное и эффективное социальное обслуживание граждан.

     Совершенно  очевидна потребность и необходимость привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг населению. Это предполагает, в частности, такие меры: равноправный доступ к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги; развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют определенные предпосылки; расширение свободы выбора гражданам, пользующими бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию; объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами.

     Учитывая  низкий размер нынешних пенсий (по нормам МОТ, минимальная пенсия должна составлять 40% заработной платы квалифицированного работника, у нас – 12-13%), прекратить снижение ставки ЕСН, восстановить систему  страховых тарифов. Предусмотреть  систему перераспределения страховых взносов по типу систем, действующих в развитых странах. В связи с этим надо повысить заработную плату, регулируемую государством, а для остальных субъектов провести повышение и перераспределение денежных средств.

     Следует провести с учетом роста цен индексацию материнских и детских пособий.

     Пособия и иные затраты на детей в условиях рынка являются не столько формой социального обеспечения, сколько частью цены труда, в которую входят средства на воспроизводство работника и его семьи, включая содержание иждивенцев. Ныне установленный размер оплаты труда не включает расходы на детей. Следует поменять подобную систему отношений, не соответствующую принципам рыночной экономики. Главным инструментом их реализации в социальной сфере должна стать развитая система страхования.

     Целесообразно воспользоваться мировым опытом и ввести обязательное страхование  детей. Из сформированных на его основе фондов можно либо доплачивать к  начисленному заработку тем работникам, у кого она ниже прожиточного минимума, либо просто предоставлять соответствующее страховое пособие. Тем самым решается комплекс задач – вывод минимального заработка на прожиточный минимум, повышение оплаты труда бюджетников, увеличение помощи семьям с детьми.

     Однако  в бюджете следует сохранить «чистые расходы» на семейные пособии, а именно – на пособие для детей безработных. Отменив страхование по безработице, правительство тем самым взяло на себя заботу об этих людям. А поскольку уменьшились и ресурсы, выделяемые на помощь безработным (в 2007г. сумма страховых взносов составила бы 60млрд.руб., теперь же через федеральный бюджет на эти цели расходуется всего 20-25млрд.руб.), бюджет вполне способен в пределах полученной экономии выплачивать пособия безработным матерям. Тем более что расходы будут на два порядка меньше суммы, сэкономленной государством в результате ликвидации фонда занятости.

     Технология  социального обеспечения закреплена в законодательных актах. Усовершенствование технологии социального обеспечения  невозможно без законодательного закрепления механизма финансирования социального обеспечения, оказания адресной социальной помощи, соответствующих социальных выплат и услуг. Для того чтобы государство могло наиболее полно удовлетворять потребности населения в социальном обеспечении следует принять Кодекс социального обеспечения Российской Федерации – базовый законодательный акт, который закрепил бы основы правового регулирования отношений по социальному обеспечению и придал бы импульс к реформированию системы социального обеспечения. Действующее законодательство характеризуется крайней нестабильностью. Не во всех законах предусматриваются источники финансирования и механизмы реализации прав, что превращает их в декларации. К другим недостаткам правового регулирования отношений по социальному обеспечению относится бессистемность, противоречивость. Исходящей категорий для теоретического обоснования концепции Кодекса социального обеспечения РФ и разработки его примерной структуры должно служить установленное Конституцией РФ право на социальное обеспечение как основное право человека, которое естественно и принадлежит каждому от рождения.

     Кодификация законодательства в сфере социального  обеспечения должна быть направлена на решение следующих основных задач:

Информация о работе Управление социальной защиты населения