Управление социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:16, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке прогнозной стратегии управления социальной защиты населения Советского р-на г.Орска.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Содержание, формы, принципы социальной защиты населения………
1.2 Общие и специфические особенности управления социальной защиты населения в условиях финансового кризиса……………………………………..
1.3 Алгоритм оценки качества услуг социальной защиты населения………
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Расчет показателей управления социальной защиты населения……
2.2 Анализ тенденции показателей управления социальной защиты населения…………………………………………………………………………
3. РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО Р-НА Г.ОРСКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Прогнозная стратегия управления социальной защиты населения……
3.2 Прогнозный расчет значений показателей по социальной защите населения……………………………………………………………………….
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………….
5. ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………........
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Управление социальной защиты населения.doc

— 613.00 Кб (Скачать)

       Социальная  защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

       Реализация  основных направлений государственной  политики в области охраны труда  обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

       Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, а также гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице; создает возможности для участия в оплачиваемых общественных работах; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного. Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста.

       Наряду  с охраной труда важной составной  частью социальной политики государства  является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

       Таким образом, можно сделать вывод, что  социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:

  • эффективной занятости человека;
  • предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и др.;
  • выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством;
  • охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
  • оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
  • реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;
  • равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту).

       Третье  направление социальной защиты - это  социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.

       В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», принятого 24 ноября 1995 г., социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

       Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи. В профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

       Четвертое направление социальной защиты –  социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:

  • сохранению института семьи;
  • созданию и сохранению семьи;
  • проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности;
  • реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;
  • развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;
  • обеспечению каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи;
  • мерам по снижению материнской и детской смертности;
  • предоставлению женщинам права на отпуск по беременности и родам;
  • предоставлению отпуска по уходу за ребенком материл или отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком;
  • прекращению трудовых отношений работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе по вышеназванной причине;
  • выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;
  • отказу работодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей;
  • переводу беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы;
  • развитию семейного досуга и отдыха.

       Социальная  защита семьи на современном этапе  представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.

       Организация осуществления названных направлений  социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в РФ. 

       1.2 Общие и специфические особенности социальной защиты населения в условиях финансового кризиса

       Мировой финансовый кризис значительно расширил и обогатил представления о возможностях государственного вмешательства в  экономику и социальную сферу, его  масштабах, направлениях, формах и приоритетах, а также о национальных особенностях применения отдельных мер. Как ни парадоксально, но именно недостатки российской экономики в период кризиса обернулись, правда, весьма относительными и временными, достоинствами и несколько смягчили его последствия. Так, учитывая, что пусковым механизмом текущего кризиса послужил крах американского рынка ипотечного кредитования, недостаточное развитие ипотеки в России спасло ее финансовые институты от глубоких потрясений.

       В 27-ми субъектах индекс промышленного производства за указанный период составлял от 80 до 90%, еще в 27-ми - от 90 до 100%, и только в 11-ти субъектах, из которых пять относились к Дальневосточному ФО и три - к Южному, отмечался относительный рост. (В Чукотском АО индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. составил 168,9%).

       К числу важнейших факторов, повлиявших на снижение реальных денежных доходов, относятся инфляция и рост безработицы, которые также различаются высокой  дифференциацией в территориальном  разрезе.

       Спад  промышленного производства и негативное воздействие инфляции и роста безработицы за 9 мес. 2009 г. наиболее сильно отразились на снижении жизненного уровня населения в 16-ти регионах РФ с численностью почти 15% ее населения. Их география вполне согласуется с территориальным размещением обрабатывающей промышленности, где спад оказался выше, чем по промышленности в целом. Пять из семи регионов с наиболее значительным падением промышленного производства относятся к Центральному ФО.

       В условиях ухудшения экономической  ситуации государство, включив социальную защиту населения в число приоритетных направлений антикризисной программы, при общем сокращении бюджетных расходов не только выполнило ранее взятые социальные обязательства, но и дополнительно увеличило финансирование социальной сферы.

       Все социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, в первую очередь пакет государственных пособий на детей, материнский (семейный) капитал, а также выплаты, производимые в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, были проиндексированы с учетом прогноза инфляции. На данные цели было выделено 12,7 млрд. руб. С 1 января 2009 г. все социальные выплаты были проиндексированы на 8,5%, с 1 апреля 2009 г. - на 13%. В результате, размер пособия по уходу за первым ребенком составил 1873 руб., за вторым и последующими детьми - 3746 руб., пособие при рождении ребенка достигло 9989 руб. Материнский капитал в результате индексации с 1 апреля 2009 г. составил 312,16 тыс. руб.

       Увеличились выплаты по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а также материнский капитал: все они были проиндексированы с 1 января 2010 г. на 11%. Верхний предел пособия по беременности и родам составит около 35 тыс. руб. (в 2009 г. - 25,39 тыс. руб.), исходя из максимального (415 тыс. руб.) размера заработной платы, с которой стали начисляться страховые взносы. При меньшей заработной плате пособие по беременности и родам будет устанавливаться в размере 100% от суммы заработка (ранее - 40%). Максимальное пособие по уходу за ребенком составит 13,833 тыс. руб. (в 2009 г. - 7,492 тыс. руб.). Размер материнского капитала достигнет 343,378 тыс. руб.

       Таким образом, сохраняются достигнутые  результаты по поддержанию уровня жизни  нетрудоспособного населения, и продолжается реализация намеченных ранее направлений социальной политики в области развития системы пенсионного обеспечения и помощи семьям, имеющим детей. Бюджетные расходы на охрану материнства и детства предполагается в 2010 г. увеличить на 3,1%.

       Однако  в основном от кризиса пострадало занятое в экономике трудоспособное население, поставленное перед фактом абсолютного сокращения доходов и угрозой их полной потери. С середины 2008 г. наметился рост численности безработных, увеличение просроченной задолженности по заработной плате и снижение в реальном выражении начисленной

       Комплекс  специальных мер правительства  РФ по урегулированию ситуации на рынке  труда. Для снижения социальной напряженности  в связи с ситуацией на рынке  труда Правительство Российской Федерации разработало комплекс специальных мер, действующих одновременно по нескольким направлениям.

       В оперативном режиме контроль за состоянием рынка труда проводится с помощью  еженедельного мониторинга увольнений работников в связи с ликвидацией  организаций или сокращением  персонала, а также перевода ряда предприятий на сокращенный рабочий день.

       В прошедшем году  государственная  социальная политика претерпела серьезные  изменения. Она стала концентрироваться  на наиболее острых социальных проблемах  и ориентироваться на приоритетные программы. 

       Ситуация социальной защиты населения Оренбургской области  в течение 2009 года  и на начало 2010 года  характеризуется следующими аспектами.

       На  начало 2009  года мы имели уровень регистрируемой безработицы -   1,55%, что составляет 10,8 тысяч безработных, самый пик регистрируемой безработицы  был в июне  - на уровне  2,47% , что составило  17,2 тысячи безработных, с октября  и  до конца 2009 года   безработица сохранилась на  уровне 2,0%, численность безработных составила  14184 человека.   На начало 2010 года Оренбургская область  находится на 5-ом месте в ПФО по уровню регистрируемой безработицы.

Информация о работе Управление социальной защиты населения