Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 22:19, доклад
Актуальность темы исследования определяется необходимостью повышения эффективности социальной защиты населения и поиском новых путей совершенствования социальной системы российского государства.
На рубеже XX— начала XXIвеков в России идет процесс активного становления и развития систем социальной защиты населения, адекватных рыночной экономике. Естественным катализатором этого процесса явилась радикальная экономическая реформа, которая потребовала соответствующих изменений в сфере социальной политики
Злобин А.Е.
Студент Уральского института
экономики СПбАУиЭ
Кондрачук О.Е.
Ст. преподаватель
Совершенствование управления системой социальной защиты населения в муниципальном образовании
Актуальность темы исследования определяется необходимостью повышения эффективности социальной защиты населения и поиском новых путей совершенствования социальной системы российского государства.
На рубеже XX— начала XXIвеков в России идет процесс активного становления и развития систем социальной защиты населения, адекватных рыночной экономике. Естественным катализатором этого процесса явилась радикальная экономическая реформа, которая потребовала соответствующих изменений в сфере социальной политики. Государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят благосостояние и доходы населения, имеет определяющее значение для социальной защиты.
Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.
Решение социальных проблем
зависит от сущности и
Под социальной защитой населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания достойного уровня жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
В мировой практике выделяют два типа социальной защиты населения – активную и пассивную социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.
В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:
1. социальная защита –
это социальное обеспечение
2. социальная защита населения – это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.
Международное организация труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной защиты и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.
Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно взаимозависимы. Как профессиональный вид деятельности социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего, что может представлять социальная защита как социальный институт. С помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов повышает эффективность мер по социальной защите.
В условиях системных преобразований в современной России возникает глубокая потребность в развитии нормативно-правовой базы, кадровом обновлении социальных служб, в создании широко разветвленной инфраструктуры социальной защиты, в изменении форм и методов социальной работы с различными группами населения. Следует иметь в виду, что происходящие социальные изменения и преобразования в России уникальны и, соответственно, требуют поиска принципиально новых форм и методов осуществления социальной политики.
Современный период в строительстве системы государственного и муниципального управления в России в значительной степени должен быть связан со становлением оптимальной структуры органов социальной защиты как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Выход из социального кризиса современного российского общества невозможен без реформирования и оптимизации деятельности социальных служб.
Целью нашего исследования является исследование теоретических основ социальной политики и, особенностей функционирования системы социальной защиты населения в нашей стране и Уральском регионе.
Система социальной защиты населения обеспечивает стабильность, порядок, уверенность в завтрашнем дне, а это есть основа для дальнейшего прогрессивного развития общества.
Россия – единое государство, где все эти годы проводилась целенаправленная работа по развитию федеративных отношений. Было проведено четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и местного самоуправления с одновременной передачей большей части функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, с определением их финансовой и материальной базы. По сути, произошла серьезная децентрализация властных полномочий.
С 1января 2005года значительно расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в социальной сфере. Это позволяет повысить устойчивость системы социальной защиты, сконцентрировать внимание на решении практических задач улучшения положения граждан пожилого возраста, направить на эти цели дополнительные средства из региональных бюджетов.
Передачаполномочийибюджетныхоб
- перераспределениюобслуживаемых
- повышениюгарантийстабильностиб
Важнейшимаспектоммодернизацииг
Основанием для получения государственного социального обслуживания служит трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, преодолеть которую самостоятельно он не может. Данная ситуация является основанием для бесплатного государственного социального обслуживания. Таким образом, государство гарантирует своим гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законодательством.
Социальный комплекс предусматривает: конкретную социальную защиту определенных категорий жителей; разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью; развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения. Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек; социальное управление в общем виде выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития; основной формой управления системой социальной сферой является принцип системного подхода.
Для решения проблем необходим срочный поиск новых оптимальных подходов и форм организации работы органов социальной защиты населения, а именно: структурное совершенствование на различных уровнях управления социальной работой, повышение эффективности управления, поиск оптимальных форм организации работы органов социальной защиты населения.
В условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и нарастания социальной напряженности необходима консолидация возможностей федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской федерации в реализации гарантированных Конституцией социальных обязательств государства.
Помимо обеспечения граждан широким перечнем социальных услуг, в задачи современных систем обеспечения социальных гарантий на базе смарт-карт входит организация единого информационного пространства, объединяющего множество ведомств, автоматически обменивающихся между собой данными о гражданах и оказанных им услугах. При наличии единого стандарта взаимодействия, решается ряд задач в области сбора и предоставления статистических данных о населении за счет интеграции разрозненных информационных ресурсов различных организаций и ведомств.
На этапе реформирования социальной политики в России проблема повышения эффективности деятельности аппарата управления социальной защитой представляется крайне актуальной. Совершенствование региональной системы социальной защиты позволит достигнуть эффективного уровня управления социальными службами. При модернизации системы управления в регионе важно учитывать все существующие объективные и субъективные факторы, знать региональные особенности конкретной территории.
Социальная поддержка населения в Свердловской области строится на принципах адресности, социального партнерства, толерантности. Развитие волонтерского движения, воспитание патриотизма у молодежи и уважительного отношения к старшему поколению, способствует не только формированию благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, нуждающихся в социальной поддержке, но и развитию гражданского общества в целом.
Однако управление социальной защиты населения имеет не только достоинства, но и недостатки (недоработки), и множество проблем, одной из которых является «информационная» проблема:
1. Отсутствие полной
2. Отсутствие единого
автоматизированного комплекса "Социальная
защита" с оперативным доступом
к базе данных и выдаче
3. Полное отсутствие единой
межведомственной политики, единой
межведомственной базы данных, а
так же единой
4. Необходимо внедрение инновационных форм и методов работы с населением.
Для решения обозначенных проблем необходимо:
1) Совершенствование системы управления;
2) Расширение информационного
пространства в сфере
3) Создание единого
4) Развитие инфраструктуры управления.
Все привлеченные ресурсы позволят решить проблемы и сориентировать деятельность органов социальной защиты не только на заявительный характер, но и на предъявительный. При этом обеспечивается "сквозная" обработка информации в рамках единой информационной среды с ведомствами и общественными организациями.
Предоставление полного объема достоверной информации через расширенное информационное пространство снизит социальную напряженность незащищенных слоев населения.
Своевременная моральная и материальная поддержка поможет преодолеть временную кризисную ситуацию, в которой оказался гражданин.
В заключение можно сделать вывод, что эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления.