Совершенствование механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:30, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий социальной защиты населения динамичное развитие экономики и обеспечение высокого уровня жизни невозможны.

Файлы: 1 файл

Kerimova_MK.doc

— 207.00 Кб (Скачать)
 
 
 

На  правах рукописи 
 
 
 

  КЕРИМОВА МАРИНА КЕРИМОВНА   
 
 
 
 
 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА 

УПРАВЛЕНИЯ  КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ В СФЕРЕ

СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 
 
 

Специальность   08.00.05  –  экономика  и  управление

народным  хозяйством: экономика,   организация   и

  управление предприятиями,  отраслями, 

комплексами (сфера услуг) 
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени 

кандидата экономических наук

                           
 
 
 
 

Махачкала – 2009 г.

 

      Работа   выполнена в  государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет». 
 
 

Научный руководитель

доктор  экономических наук, профессор Абдулгалимов Абдулгалим Минхаджевич. 

Официальные оппоненты:

доктор  экономических наук, профессор Шабанова Мадина Мухидиновна, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»;

кандидат  экономических наук, доцент Казибекова Наида Аликулиевна, заведующая кафедрой экономической теории ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет».

 

Ведущая организация   ГОУ ВПО «Дагестанский государственный

университет». 

    Защита состоится «05» мая 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.052.01 при Дагестанском государственном техническом университете по адресу: Махачкала, пр. Шамиля, 70 (новый корпус).
    С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке ГОУ ВПО «Дагес-танский государственный технический университет».
    Автореферат разослан  «04» апреля 2009 года.

      Ученый секретарь

   диссертационного  совета,

          д.э.н., доцент       Х.З.Халимбеков  

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

     Актуальность  темы исследования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий социальной защиты населения динамичное развитие экономики и обеспечение высокого уровня жизни невозможны.

     Российская  Федерация, провозгласившая себя социальным государством, официально зафиксировала это в статье 7 Конституции Российской Федерации : "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Однако сама по себе декларация о социальном государстве не превращает Россию в таковое автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной рыночной экономики и социальной политики, обеспечивающих занятость, заработную плату, развитое социальное страхование, социальную поддержку и защиту семьи, материнства и детства, одиноких престарелых граждан и инвалидов за счет разработки комплексных программ и механизмов их реализации на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим анализ тенденций развития экономики и отраслей социальной защиты населения  является основой создания научных предпосылок предвидения вариантов или альтернатив развития сферы социальных услуг.

     С другой стороны, система органов  социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания населения  является одним из исполнителей и одновременно с этим координатором деятельности других ведомств, общественных формирований и негосударственного сектора экономики, направленного на развитие социальных институтов, что определяет ее роль и высокую ответственность за условия жизнедеятельности и уровень жизни населения страны.

     Следует также отметить, что одной из главных составляющих данного процесса является активное внедрение самых современных сервисных технологий во все отрасли социальной защиты населения, государственного управления в этой сфере и развитие на этой основе рынка предоставляемых услуг с одновременным повышением качества обслуживания граждан. При этом  в качестве основной задачи может быть определена разработка новой концепции повышения доступности, качества социальной защиты населения через преобразование нормативно - правовой базы и структуры учреждений системы, повышение эффективности социальных расходов и развитие социального партнерства

     Одним из достаточно апробированных способов воздействия на рынок услуг является прогнозирование его составляющих. Несмотря на то, что в научных  исследованиях этот способ используется довольно широко, тем не менее, в сфере услуг социальной защиты населения его применение требует углубленных изысканий и разработок. Это, в первую очередь, обусловлено сложностью, многогранностью и спецификой предметной области исследования, требующей современного переосмысления методологических и организационных подходов к формированию целостной системы прогнозов рынка услуг.

     В связи с этим проблемы формирования и совершенствования механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения  исследованы в диссертации с позиций всестороннего анализа и оценки эффективности действующих институтов. При этом отдельно затронута тема, касающаяся особой роли сферы социальной защиты населения в повышении уровня и качества жизни населения.

     Принимая  во внимание вышеизложенное, следует  отметить, что становление и развитие рыночных отношений, демократизация общества, новые социально - экономические условия жизни населения России, бурное развитие новых сервисных технологий, появление возможностей осмысления и оценки реальных жизненных стандартов, достигнутых в странах с рыночной экономикой, требуют усиления внимания ученых к комплексному и более детальному исследованию социально - экономических проблем развития услуг в сфере социальной защиты населения, что и послужило основанием для выбора темы диссертационной работы и предопределило актуальность настоящего исследования.

     Степень изученности проблемы. Формирование механизма управления качеством обслуживания граждан в сфере социальной защиты населения – это очень сложный и разносторонний процесс, охватывающий различные сферы экономической и социальной деятельности, связанные с предоставлением обществу определенных социальных гарантий. В исследования по проблемам управления качеством обслуживания граждан в сфере социальной защиты населения внесли свой вклад многие зарубежные и отечественные ученые и специалисты. К ним относятся В.И. Анисимов, В.Г. Асеев, И.Н. Бондаренко, В.И. Воропаев, А.В. Госпорьян, В.В. Глущенко, В.Л. Жуков, Л.Ф. Лаврентьева, Н.Д. Матрусов, А.Л. Посадский, В.И. Франчук, С.И. Чобринский, Г.А. Червякова  и другие.

     Среди зарубежных авторов можно отметить работы таких исследователей, как Беркс, Дж. Грейсон - младший, О, Дейл, Т. Саати, Де Джон Н., Иденбург Ф. и других. В исследованиях этих известных авторов рассматриваются те или иные стороны управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты, применения инновационных подходов и технологий в области социального обслуживания населения.

     В последние годы в печати также появились публикации, посвященные изучению отдельных сторон функционирования рынка услуг в сфере социальной защиты населения, которые зачастую носят разрозненный характер.

     Динамика развития социальных услуг, появление их новых видов, настоятельно требует комплексного и целостного изучения всех сторон, объектов и субъектов, действующих в сфере социального обслуживания населения. До сих пор остается много дискуссионных вопросов, связанных с определением основных элементов механизма управления качеством обслуживания  в сфере социальной защиты населения.

     Недостаточно  полно исследованы организационно-экономические аспекты регулирования системы социальной защиты населения, формирования и реализации программ социальной защиты населения. Несовершенны до сих пор механизмы использования адресности для повышения эффективности и качества социального обслуживания. Необходимость решения этих проблем обусловила и предопределила цель, задачи и направления настоящего исследования.

     Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений анализа и оценки, а также обоснования приоритетных направлений развития механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения, способствующих повышению эффективности ее функционирования в условиях формирования гражданского общества и социального государства.

     В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

     – выявление особой роли социальной защиты населения в повышении качества жизни;

     – изучение использования социокультурных  технологий как гарантии качества социального обслуживания населения;

     – выбор управляющей системы качеством  обслуживания населения;

     – обоснование  методических подходов к  регулированию системы социальной защиты населения;

     – аналитическое обобщение существующих в экономической литературе и применяемых на практике моделей государственного управления повышением качества обслуживания в системе социальной защиты населения;

     – определение адресности как основного  принципа повышения качества социальной защиты населения;

     – формирование экономических механизмов и технологий реализации программ социальной защиты населения;

     - определение прогнозных значений параметров и основных направлений повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения.

     Предметом исследования является совокупность теоретических и практических вопросов формирования и развития  механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения, адекватного закономерностям рыночной экономики и парадигме социального развития.

     Объектом  исследования являются сфера социальной защиты населения, объекты и субъекты, представленные на рынке  социальных услуг, а также инфраструктура обслуживания рынка услуг.

     Теоретическую основу исследования составили различные макроэкономические теории рынка услуг, основные теории развития социального общества, методологические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам социальной защиты населения. В процессе исследования использовались разработки и рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по вопросам повышения качества обслуживания в системе социальной защиты населения, материалы научно-практических конференций, научных разработок и докладов академических учреждений РАН, других научных заведений.

     В процессе исследования применялись  различные методы научного познания: системный анализ и синтез, динамические ряды, обобщения, сопоставления, методы экономико-математического моделирования и другие общенаучные методы.

     Информационную  базу исследования составили принятые Правительством Российской Федерации программные и концептуальные решения в области социальной защиты населения; аналитические и информационные материалы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обобщенные и обработанные автором статистические данные, а также данные, полученные с различных информационных сайтов, экспертные оценки ведущих ученых; фактический материал по исследуемой проблеме, опубликованный в монографиях и периодической печати.

     Научная новизна диссертационной  работы заключается в разработке и уточнении теоретических и методических основ формирования и развития механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения, определении и обосновании стратегических приоритетных направлений, обеспечивающих оптимальный уровень социальной защищенности общества с учетом различных категорий и маргинальных групп населения.

Информация о работе Совершенствование механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения