–
решение демографических проблем
на основе повышения рождаемости и
сокращения смертности;
–
реализация приоритетного национального
проекта в сфере здравоохранения
в целях повышения доступности и качества
медицинской помощи;
–
поддержка старшего поколения на
основе повышения уровня пенсионного
обеспечения и эффективности предоставляемой
социальной помощи.
В
целом же, обобщив перспективы развития
сферы социальной защиты населения
в диссертационном исследовании предложены
мероприятия, направленные на повышение
доступности и качества социальных услуг,
в числе которых:
-
повышение гарантий стабильности бюджетного
финансирования учреждений социальной
защиты населения;
-
совершенствование правового регулирования
и управления качеством социальных услуг;
-
стандартизация в сфере социального обслуживания;
-
разработка и внедрение системы индивидуальной
оценки нуждаемости в социальных услугах;
-
совершенствование структурной модели
оказания социальных услуг;
-
содействие участию семьи в обеспечении
нуждающихся лиц социальными услугами
и долговременным уходом;
-
укрепление материально - технической
базы учреждений социального обслуживания;
-
повышение инновационного потенциала
системы социальной защиты населения.
Исходя
из этого, представляется целесообразным
определить следующие стратегические
цели в области социальной защиты населения
на ближайший период развития:
1.
Беспрепятственное осуществление права
каждого на меры социальной поддержки
при одновременном учете интересов отдельных
социально - демографических групп населения.
2.
Обеспечение доступности и повышение
качества бесплатных или субсидируемых
услуг, предоставляемых гражданам в соответствии
с их нуждаемостью по состоянию здоровья
и социальным показаниям.
3.
Учет федеральными органами государственной
власти, органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации задач совершенствования
социального обслуживания в программах
социально - экономического развития,
а также в федеральных целевых программах.
4.
Создание благоприятных условий
для сбалансированного развития
государственного сектора в социальном
обслуживании, обеспечивающего предоставление
населению базовых услуг, и негосударственного
сектора.
5.
Формирование эффективной, ориентированной
на конечный результат системы предоставления
услуг социального обслуживания и усиление
профилактической и реабилитационной
направленности деятельности социальных
служб.
6.
Создание реального рынка услуг
социального обслуживания, поощрение
участия общественных объединений, иных
некоммерческих и коммерческих организаций,
а также обеспечение свободы выбора гражданами
видов услуг и условий их предоставления.
7.
Поддержка участия семьи в деятельности
по уходу на дому (семейный уход) и расширение
возможностей вовлечения лиц трудоспособного
возраста, занятых семейным уходом, в сферу
экономики.
3.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАБОТЫ
В
процессе выполнения диссертационной
работы были получены следующие основные
результаты, составляющие научную новизну
и практическую ценность исследования.
Применение данных результатов, как
в совокупности, так и в отдельности, позволяет
повысить качество обслуживания в сфере
социальной защиты населения.
- Для формирования
эффективной системы управления качеством
обслуживания в сфере социальной защиты
населения выявлены особенности развития
социального государства с позиций их
всестороннего анализа и использовании
в определении уровня качества социальных
услуг населению.
- На основе
анализа качественных изменений в экономике,
содействующих проведению государственной
социальной политики, обоснована необходимость
и возможность повышения качества обслуживания
в сфере социальной защиты населения и
совершенствования структуры ее управления.
- С целью повышения
достоверности оценки развития и качества
предоставляемых услуг в социальной сфере
на основе методов экономико - математического
моделирования разработаны методические
подходы к анализу и оценке развития сети
учреждений социальной защиты населения
и качества предоставляемых ими услуг.
- Для систематизации
и уточнения принципов государственного
регулирования деятельности органов социальной
защиты населения сформулирована система
программно - целевого, экономического
и организационного регулирования сферы
социальных услуг, включающая в себя соответствующие
регуляторы и механизмы информационной
поддержки.
- В целях повышения
уровня и качества жизни населения в целом
и отдельных маргинальных групп на основе
оценки действующих механизмов и социального
спроса населения на услуги предложены
концептуальные модели управления
повышением качества обслуживания в системе
социальной защиты населения.
- Для дальнейшего
развития качества услуг в отраслях социальной
защиты населения и повышения адресности
мероприятий по социальной поддержке
населения, определены основные принципы
и механизмы формирования программ социальной
защиты населения с учетом использования
имеющихся ресурсов и резервов.
- С целью укрепления
системы государственной социальной поддержки
граждан, нуждающихся в особой заботе
государства, на основе анализа сложившегося
уровня социального обслуживания выделены
главные магистральные направления и
стратегические цели развития сферы социальной
защиты населения.
Основные
положения и результаты
диссертационного исследования
опубликованы в следующих
работах:
- Статьи,
опубликованные в ведущих
рецензируемых научных
журналах и изданиях,
определяемых Высшей
аттестационной комиссией:
- Керимова
М.К., Акавова Г.К. Занятость населения
в сфере услуг: предпосылки и возможности
роста // Известия высших учебных заведений.
Северо-Кавказский регион. Технические
науки. – 2006. – Прил. № 10. (0,7/0,4 п.л.);
- Абдулгалимов
А.М., Керимова М.К. Развитие социально
- культурных технологий в системе социальной
защиты населения // Транспортное дело
России. – 2006. - Специальный выпуск №11.-
Ч.1 (0,7/0,4 п.л.).
- Статьи,
опубликованные в других
научных журналах
и изданиях:
- Абдулгалимов
А.М., Керимова М.К. Об особенностях организации
бухгалтерского учета налогов // Тезисы
докладов XXV научно-технической конференции
ДГТУ. - Махачкала: ДГТУ, 2004 (0,1/0,05 п.л.);
- Абдулгалимов
А.М., Керимова М.К. Статистический анализ
и прогнозирование роста инвалидности
в Республике Дагестан// Информационные
системы и технологии в управлении. Сборник
материалов региональной научно-технической
конференции.- Махачкала: ДГТУ, 2005 (0,2/0,1
п.л.);
- Керимова
М.К. Статистический анализ распределения
инвалидности по республике Дагестан
по поло-возрастным группам // Информационные
системы и технологии в управлении. Сборник
материалов региональной научно-технической
конференции.- Махачкала: ДГТУ, 2005 (0,2 п.л.);
- Керимова
М.К. О структуре баз данных показателей
функционирования учреждений государственной
службы медико-социальной экспертизы
// Тезисы докладов XXVI научно-технической
конференции ДГТУ. - Махачкала: ДГТУ, 2005
(0,1 п.л.);
- Керимова
М.К. О некоторых аспектах государственной
социальной политики в отношении граждан
старшего возраста // Проблемы теории и
практики экономики народнохозяйственного
комплекса региона. Сб. науч. тр. – Махачкала:
ДГТУ, 2006. –Ч.VII. (0,3 п.л.);
- Керимова
М.К. Роль пожилых людей в обеспечении
преемственности в развитии общества
(на примере Республики Дагестан) // Проблемы
теории и практики экономики народнохозяйственного
комплекса региона. Сб. науч. тр. – Махачкала:
ДГТУ, 2006. –Ч.VIII. (1,2 п.л.);
- Керимова
М.К. О состоянии системы социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
на современном этапе // Проблемы теории
и практики управления развитием социально-экономических
систем. Материалы III Всероссийской научно-практической
конференции. – Махачкала: ДГТУ, 2006 (0,2
п.л.);
- Керимова
М.К. Прогнозные параметры и основные направления
повышения качества обслуживания в сфере
социальной защиты // Обзорно-аналитический
материал. – Махачкала: ДЦНТИ, 2007 (1 п.л.);
- Абдулгалимов
А.М., Керимова М.К. Проблемы управления
качеством обслуживания в сфере социальной
защиты населения в Республике Дагестан
// Региональная научо-практическая конференция
«Информационные технологии в экономике
и управлении». Сб. тез. докл.- Махачкала:
ДГТУ, 2008 (0,2/0,1 п.л.).