Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:30, автореферат
Актуальность темы исследования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий социальной защиты населения динамичное развитие экономики и обеспечение высокого уровня жизни невозможны.
Схематически
механизм социальной поддержки граждан
может быть представлен следующим образом:
Рис. 1. Схема социальной поддержки отдельных категорий граждан
Принимая
во внимание необходимость
Концентрируя внимание на проблемах, имеющих наиболее спорный характер, мы разделяем мнение специалистов о введении в нормативно - правовое поле понятия "минимальные государственные социальные гарантии", поскольку определяющую роль в решении проблем повышения качества обслуживания населения в сфере социальной защиты играет адекватность финансовых ресурсов социальным установкам. Сложившееся же до 2005 года централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на федеральный бюджет и неисполнению соответствующих финансовых обязательств.
Расширение рыночного пространства, углубление рыночных отношений, переход к подъему российской экономики, обуславливает возможность использования в качестве стратегической задачи – повышение качества обслуживания в сфере социальной защиты населения за счет разработки принципиально новой схемы построения социальной защиты населения, в частности, предоставления социальных пособий и выплат с учетом встречных обязательств граждан, связанных с их готовностью повышать свои доходы через занятость. В целом же, говоря о повышении качества обслуживания в сфере социальной защиты населения, в первую очередь имеется в виду разработка на федеральном уровне и реализация на региональных уровнях государственной программы преодоления бедности, создание эффективных систем защиты от социальных рисков, включая обеспечение занятости трудоспособных членов общества. При этом необходимо создать механизм предоставления социальной помощи гражданам из дифференцированных групп риска с учетом их возможного участия в специальных программах реинтеграции (трудовой – для безработных граждан; профессионального обучения – для лиц, не имеющих квалификации или с низким уровнем профессионального образования; социальной реабилитации – для инвалидов, ветеранов и других групп населения, нуждающихся в особой поддержке государства).
На этой основе можно попытаться сформулировать принципы государственного регулирования и реорганизации модели управления социальным обслуживанием, исходя из следующих вариантов:
- построение вертикали управления социальным обслуживанием (передача муниципальных органов управления и учреждений социального обслуживания в ведение органов государственной власти субъекта Российской Федерации);
- наделение (на определенный период) органов местного самоуправления функциями по социальному обслуживанию с одновременным финансовым обеспечением передаваемых полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, анализ просчетов социальной политики государства, допущенных в ходе рыночных преобразований, позволяет сделать вывод о том, что на качестве обслуживания в сфере социальной защиты сказалась «уродливая система льгот», при которой государство предоставляло гражданам более 150 видов льгот, обслуживающих более 68 процентов населения Российской Федерации. При этом в бедные семьи России попадало всего 20 процентов средств, выделяемых государством на социальную защиту населения (при мировой норме 60 - 70 процентов), что, на наш взгляд, экономически нецелесообразно, поскольку приводит к распылению средств на огромное количество льготных категорий населения независимо от реального материального положения конкретного носителя льготы.
Понимание сущности, принципов и особенностей управления социальной сферой позволяет сформулировать следующие ключевые цели, достижение которых в полном объеме позволит говорить о существенных достижениях в повышении качества социальной защиты населения в Российской Федерации:
– улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия;
– повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых и инвалидов;
– содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда;
– повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
При этом в качестве еще одного подхода к регулированию системы социальной защиты населения рассмотрено участие негосударственных компаний в проведении социальной политики.
В настоящее время на уровне федеральных органов государственной власти и в регионах идет реализация пакета законов, предусматривающих значительные институциональные и бюджетные реформы в социальной сфере, которые затрагивают в конечном итоге механизмы предоставления социальных услуг населению. На наш взгляд, чрезвычайно важно понять, что оптимизация социальной защиты населения не означает просто уход государства из этой сферы. На деле реформирование системы социальной защиты населения должно привести к многообразию форм экономической и социальной жизни там, где раньше единственным действующим лицом было государство.
Прежде
чем, говорить о подходах к регулированию
системы социальной защиты населения,
следует провести оценку исполнения расходных
обязательств бюджета Российской Федерации
на социальные мероприятия, представленную
в табл.1.
Таблица 1
Оценка исполнения расходных обязательств
по субъектам бюджетного планирования
Субъекты
бюджетного
планирования |
Объем исполняемых расходных обязательств, млн. руб. | |||
2005
год |
2006
год |
2007
год |
2007 г. в % (раз) к 2006 г | |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, всего, из них на реализацию: | 2 968,0 | 3 720,1 | 21 680,2 | 5,8 р. |
постановления Правительства РФ от 29 октября 2005 г. № 832 "О Федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" | - | - | 13,3 | х |
Федерального закона от 2 января 2000 г. № 40 - ФЗ "О ветеранах" | 542,2 | - | - | х |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | 9 107,7 | 12 536,9 | 15 030,2 | 119,8 |
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития | 466,9 | 1 220,9 | 6 047,0 | 4,9 р. |
Федеральная служба по труду и занятости | 34 130,8 | 39 688,6 | 40 150,8 | 101,2 |
Федеральное
агентство по здравоохранению и социальному
развитию, всего,
из них на: |
56 188,3 | 106 387,6 | 132 114,7 | 124,1 |
Реализацию мероприятий в области социальной защиты населения; | - | 7 705,1 | 9 393,6 | 1,2 р. |
организацию отдыха и |
- | 1 308,7 | 1 308,7 | 100,0 |
медико - социальную экспертизу |
- | 3 238,5 | 3 185,3 | 98,3 |
Всего по субъекту бюджетного планирования: | 118 801,5 | 185 571,5 | 238 237,1 | 128,4 |
Источник:
Доклад о результатах и основных направлениях
деятельности Минздравсоцразвития России
на 2007 год и на период до 2009 года (www.
mzsrrf. ru.)
Определяя же методические подходы к регулированию системы социальной защиты населения, прежде всего, следует подчеркнуть, что построение приемлемого уровня социального обслуживания граждан невозможно без использования технологии управления социальными рисками. При этом следует учитывать не только социальные риски (инвалидность, недостаток образования, слабое здоровье и т.п.), но и экономические риски (безработица, кризисные процессы), финансовые риски (обесценивание банковских вкладов), а также политические риски (боевые действия, этнические конфликты) и даже экологические риски (природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды). Управление ими подразумевает выработку определенных стратегий в зависимости от источников риска, то есть определение комплекса мер по социальной защите уязвимых групп населения.
В этих условиях в целях повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения мы предлагаем введение института менеджмента, то есть управленца клиента. Такой персональный администратор мог бы комплексно вести дела одного клиента в органах социальной защиты населения, решая вопросы его социальной или профессиональной реинтеграции.
В качестве еще одного подхода к повышению эффективности регулирования системы социальной защиты населения может быть рассмотрено участие негосударственных компаний в проведении социальной политики. Уже давно в зарубежной и относительно недавно в отечественной экономической науке появился термин "социальная ответственность бизнеса", предусматривающий, что помимо соблюдения законов, выплаты налогов, создания дополнительных рабочих мест, обеспечивается баланс интересов работодателя и наемных работников; долевое участие предприятия в оплате социальных услуг; сочетание социальных гарантий и экономических стимулов.
Проведенное исследование также позволяет сделать вывод о том, что в сфере развития социальной защиты населения должны работать как государство, так и коммерческий и некоммерческий сектор. Роль государственных органов в данной ситуации может состоять в том, чтобы помочь сложиться оптимальному сочетанию этих видов деятельности на подведомственных территориях. Даже частичное самоустранение государства из этой сферы невозможно без подготовки почвы для коммерческих и некоммерческих организаций на конкретной территории в отношении групп лиц, нуждающихся в социальной защите.
Не менее значимым регулятором повышения качества функционирования системы социальной защиты населения является создание современного механизма информационной поддержки, без которого уже не обходится развитие ни одной социальной или экономической системы.
Применительно к сложившимся в России условиям, в рамках государственного управления повышением качества обслуживания граждан в системе социальной защиты населения, может быть рекомендовано использование концепции модели социальной защиты населения, сочетающей в себе опыт европейской модели контроля за сокращениями с элементами либерализма и американской системы децентрализованных программ. В развитие названного тезиса проведенный в работе анализ позволил определить следующие критерии для выработки новой модели государственного управления повышением качества обслуживания граждан:
–
современная модель развития социального
обслуживания должна быть альтернативной
и учитывать специфические
– объем и форма предоставления социальных услуг должна носить адресный характер;
– в основе расчетов выплачиваемых видов социальной помощи должны лежать не единые денежные стандарты для всех регионов Российской Федерации, а расчеты потребных сумм для основных социально - демографических групп населения;
–
создание в регионах единой государственной
системы социального
С позиций всестороннего анализа причин, условий и результатов в работе рассмотрены перспективы и возможности преобразований в системе социальной защиты, которые должны быть направлены на повышение эффективности социальных программ и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи за счет усиления адресности, как основного принципа повышения качества социальной защиты населения. Эти задачи могут быть успешно решены на основе разработки социальных паспортов населения и введения персонифицированного учета граждан, представляющего собой основу социальной политики в современных условиях.
Учитывая множество концептуальных подходов к оценке эффективности применяемых систем социальной защиты населения, в диссертации предложены модели государственного управления повышением качества обслуживания граждан в системе социальной защиты населения. Причем сущность предложенного варианта состоит в универсальности его применения, как при оценке развития рынка социальных услуг в масштабе страны, так и в отдельно взятых ее субъектах.