Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:30, автореферат
Актуальность темы исследования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий социальной защиты населения динамичное развитие экономики и обеспечение высокого уровня жизни невозможны.
К основным результатам, составляющим научную новизну и полученным лично автором, можно отнести следующие:
-
выявлены особенности
-
установлено, что качественные
изменения в экономике в
-
разработаны методические
- систематизированы и уточнены принципы государственного регулирования органов социальной защиты населения, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов в сфере услуг и на этой основе обозначена система программно - целевого, экономического и организационного регулирования, включающая в себя соответствующие регуляторы и механизмы информационной поддержки;
- предложены концептуальные модели управления повышением качества обслуживания в системе социальной защиты населения на основе оценки действующих механизмов и социального спроса населения на услуги в целях повышения уровня и качества жизни населения в целом и отдельных маргинальных групп;
-
определены основные принципы
и механизмы формирования
- выделены главные магистральные направления и стратегические цели развития сферы социальной защиты населения исходя из анализа сложившегося уровня социального обслуживания, направленные на укрепление системы государственной социальной поддержки граждан, нуждающихся в особой заботе государства.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные теоретические выводы и предложения могут быть использованы в качестве методической базы при разработке и корректировке основных направлений повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения, формировании оптимальной инфраструктуры рынка услуг и используемых форм и методов социальной поддержки граждан. Это подтверждается соответствующей справкой об их использовании на предприятиях Республики Дагестан.
Полученные научные результаты могут быть использованы органами государственного и муниципального управления при разработке и корректировке основных направлений социальной политики государства в области социальной защиты населения и отдельных категорий граждан.
Апробация результатов диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на всероссийских и ежегодных научно - практических конференциях и научных семинарах профессорско - преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, проводимых Дагестанским государственным техническим университетом, Дагестанским государственным педагогическим университетом, Дагестанским государственным университетом, ИСЭИ ДНЦ РАН в 2004-2008 годах.
Содержащиеся в диссертации методические и практические рекомендации по формированию и развитию механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения получили отражение при разработке планов работы органов социальной защиты населения, предприятий и учреждений сферы услуг
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.
В первой главе "Проблемы и особенности управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения" раскрывается особая роль, отводимая сфере социальной защиты в повышении качества жизни населения, приводится характеристика мер социальной защиты и поддержки, применяемых в отношении различных категорий граждан, нуждающихся в особой заботе государства.
Во второй главе "Методические основы регулирования системы социальной защиты населения и качества обслуживания граждан" с использованием методов экономико - математического моделирования рассматриваются возможности и перспективы развития социальной защиты и модели государственного управления повышением качества обслуживания граждан.
В третьей главе "Организационно – экономические аспекты совершенствования механизмов повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения" раскрыты основные принципы экономических механизмов и технологий реализации программ социальной защиты населения, определены прогнозные значения параметров и основные направления государственной социальной политики.
В
заключении обобщены результаты исследования,
имеющие теоретическое и практическое
значение.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Как
известно, проведение мероприятий по
обеспечению населения услугами
в сфере социальной защиты населения
– это часть мер
Необходимость постановки и решения такой задачи подтверждается проводимым в настоящее время Правительством Российской Федерации курсом на ускоренное развитие сферы социальной защиты населения, предполагающим реализацию обязательств российского государства помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам – инвалидам, пенсионерам, сиротам, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были для них доступными. Выполнение этих обязательств, как нам видится, возможно лишь путем предоставления доступных и качественных услуг в сфере социальной защиты населения. Это очень важно в нынешних условиях мирового финансового кризиса.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что предоставление социальных услуг помогает достижению социальной сплоченности, стабильности общества, экономическому развитию, а следовательно, улучшению доступа к социальным правам, в работе проведен углубленный анализ ситуации по обеспечению граждан социальными услугами с обоснованием практических предложений, реализация которых могла бы способствовать повышению их доступности и качества.
Государственная социальная политика должна предусматривать дифференциацию мер социальной поддержки в зависимости от потребностей и возможностей различных групп населения. В связи с этим, представляется необходимым разграничение трех блоков решения социальных проблем и повышения качества обслуживания: экономического, социального и медицинского. Экономический блок включает проблемы занятости, дохода, жилищного обеспечения лиц пенсионного возраста; социальный блок - систему социального обслуживания; медицинский - систему медицинского обслуживания
В
созданной для поддержки
В связи с этим на основе анализа в работе выявлены показатели, определяющие потребность населения в услугах учреждений социальной защиты населения, в числе которых:
– удельный вес нетрудоспособного населения (детей до 16 лет и лиц старше трудоспособного возраста) в общей численности населения;
– доля пенсионеров, приходящаяся в расчете на одного работающего гражданина;
– удельный вес инвалидов в общей численности населения (показатель инвалидизации населения);
– суммарный показатель доли нетрудоспособного населения, нуждающегося в посторонней помощи, в общей численности населения;
– коэффициент смертности в расчете на 1000 человек населения;
– показатели естественного прироста населения;
–
средняя продолжительность
Одновременно с этим сформулированы и выделены основные принципы социальной поддержки (защиты) населения, имеющие принципиально важное значение для повышения качества жизни населения, в числе которых:
- содействие в практической реализации прав и законных интересов отдельных категорий граждан;
- дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп населения на основе учета факторов социального риска;
- адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетным содействием в ситуациях, угрожающих здоровью граждан;
- развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе;
- содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития.
Значение многоплановой социальной системы свидетельствует о ее возрастающей востребованности, вызванной процессом социально - демографического старения российского общества. Эта устойчивая тенденция привела к тому, что каждый пятый житель России в настоящее время достиг пенсионного возраста или превысил его, и сегодня около 5 млн. граждан старших возрастов, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, нуждается в различной социальной помощи.
В этих условиях важнейшими приоритетами государственной социальной политики являются защита прав и законных интересов граждан, в том числе старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия путем комплексного решения существующих проблем и обеспечения социально приемлемого уровня жизни, доступности и высокого качества базовых социальных услуг.