Совершенствование механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:30, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий социальной защиты населения динамичное развитие экономики и обеспечение высокого уровня жизни невозможны.

Файлы: 1 файл

Kerimova_MK.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     К основным результатам, составляющим научную  новизну и полученным лично автором, можно отнести следующие:

     - выявлены особенности формирования  и развития социального государства, отражающие взаимосвязь и различия основных составляющих социально - экономического развития общества с позиций их всестороннего анализа и определения уровня способности сферы социальной защиты населения удовлетворять потребности населения в качественных социальных услугах;

     - установлено, что качественные  изменения в экономике в полной  мере содействуют проведению  государственной социальной политики, в том числе в отношении отдельных категорий граждан и на этой основе обоснована необходимость совершенствования структуры управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения;

     - разработаны методические подходы  к анализу и оценке развития  сети учреждений социальной защиты населения и качества предоставляемых ими услуг, опирающиеся на методы экономико - математического моделирования, и отражающие структурные параметры и условия, формирующие социальный и экономический спрос на услуги сферы социальной защиты населения;

     - систематизированы и уточнены  принципы государственного регулирования органов социальной защиты населения, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов в сфере услуг и на этой основе обозначена система программно - целевого, экономического и организационного регулирования, включающая в себя соответствующие регуляторы и механизмы информационной поддержки;

     - предложены концептуальные модели  управления повышением качества обслуживания в системе социальной защиты населения на основе оценки действующих механизмов и социального спроса населения на услуги в целях повышения уровня и качества жизни населения в целом и отдельных маргинальных групп;

     - определены основные принципы  и механизмы формирования программ социальной защиты населения с учетом проведенного анализа использования имеющихся ресурсов и резервов, включающие тактические задачи и первоочередные организационные меры, направленные на дальнейшее развитие качества услуг в отраслях социальной защиты населения, повышения адресности мероприятий по социальной поддержке населения;

     - выделены главные магистральные направления и стратегические цели развития сферы социальной защиты населения  исходя из анализа сложившегося уровня социального обслуживания, направленные на укрепление системы государственной социальной поддержки граждан, нуждающихся в особой заботе государства.

    Практическая  значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные теоретические выводы и предложения могут быть использованы в качестве методической базы при разработке и корректировке основных направлений повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения, формировании оптимальной инфраструктуры рынка услуг и используемых форм  и методов социальной поддержки граждан. Это подтверждается соответствующей справкой об их использовании  на  предприятиях Республики Дагестан.

     Полученные  научные результаты  могут быть использованы органами государственного и муниципального управления при разработке и корректировке основных направлений социальной политики государства в области социальной защиты населения и отдельных категорий граждан.

     Апробация результатов диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на всероссийских и ежегодных научно - практических конференциях и научных семинарах профессорско - преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, проводимых Дагестанским государственным техническим университетом, Дагестанским государственным педагогическим университетом, Дагестанским государственным университетом, ИСЭИ ДНЦ РАН в 2004-2008 годах.

     Содержащиеся  в диссертации методические и  практические рекомендации по формированию и развитию механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения получили отражение при разработке планов работы органов социальной защиты населения, предприятий и учреждений сферы услуг

     Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

     Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.

     В первой главе "Проблемы и особенности управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения" раскрывается особая роль, отводимая сфере социальной защиты в повышении качества жизни населения, приводится характеристика мер социальной защиты и поддержки, применяемых в отношении различных категорий граждан, нуждающихся в особой заботе государства.

     Во  второй главе "Методические основы регулирования системы социальной защиты населения и качества обслуживания граждан" с использованием методов экономико - математического моделирования рассматриваются возможности и перспективы развития социальной защиты и модели государственного управления повышением качества обслуживания граждан.

     В третьей главе "Организационно – экономические аспекты совершенствования механизмов повышения качества обслуживания в сфере социальной защиты населения" раскрыты основные принципы экономических механизмов и технологий реализации программ социальной защиты населения, определены прогнозные значения параметров и основные направления государственной социальной политики.

     В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение. 

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

     Как известно, проведение мероприятий по обеспечению населения услугами в сфере социальной защиты населения  – это часть мер государственной социальной политики, фактор социального развития, способ предупреждения риска бедности и снижения ее последствий, укрепления социальной безопасности, улучшения социального климата в обществе. В связи с этим, оптимизация существующей системы организации социальной защиты населения, предполагающая как структурные, так и качественные изменения, должна быть направлена на повышение степени готовности и способности системы повысить объемы и качество отдельных мер социальной защиты населения, предоставить возможность их выбора без уменьшения численности получателей социальных гарантий и снижения качества услуг.

     Необходимость постановки и решения такой задачи подтверждается проводимым в настоящее время Правительством Российской Федерации курсом на ускоренное развитие сферы социальной защиты населения, предполагающим реализацию обязательств российского государства помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам – инвалидам, пенсионерам, сиротам, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были для них доступными. Выполнение этих обязательств, как нам видится, возможно лишь путем предоставления доступных и качественных услуг в сфере социальной защиты населения. Это очень важно в нынешних условиях мирового финансового кризиса.

     С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что предоставление социальных услуг помогает достижению социальной сплоченности, стабильности общества, экономическому развитию, а следовательно, улучшению доступа к социальным правам, в работе проведен углубленный анализ ситуации по обеспечению граждан социальными услугами с обоснованием практических предложений, реализация которых могла бы способствовать повышению их доступности и качества.

     При этом исследование теоретических, методологических и практических проблем позволило выявить особую роль социальной защиты населения в повышении качества жизни населения и определить ключевые сферы, способствующие формированию социального государства, в числе которых:

     - поддержание занятости населения на приемлемом уровне;

     - проведение политики роста денежных доходов населения;

     - совершенствование системы социальной защиты граждан за счет разработки и реализации государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения.

     Одновременно  с этим в работе отмечается, что социальная защита населения включает в себя комплекс мер по:

     – стимулированию стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;

     – предотвращению основных социальных рисков и компенсации части доходов  в случае их возникновения с помощью  механизмов социального страхования;

     – предоставлению социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы страхования;

     – обеспечению доступа граждан  к образованию и медицинской  помощи.

     Государственная социальная политика должна предусматривать дифференциацию мер социальной поддержки в зависимости от потребностей и возможностей различных групп населения. В связи с этим, представляется необходимым разграничение трех блоков решения социальных проблем и повышения качества обслуживания: экономического, социального и медицинского. Экономический блок включает проблемы занятости, дохода, жилищного обеспечения лиц пенсионного возраста; социальный блок - систему социального обслуживания; медицинский - систему медицинского обслуживания

     В созданной для поддержки населения  системе государственной социальной защиты можно выделить два направления – социальные выплаты и обеспечение социального обслуживания. Такой подход позволяет, с одной стороны, организовать социальную поддержку отдельных категорий населения, не способных самостоятельно обеспечивать свое существование, а с другой стороны  создает условия для самостоятельного жизнеобеспечения.

     В связи с этим на основе анализа в работе выявлены показатели, определяющие потребность населения в услугах учреждений социальной защиты населения, в числе которых:

     – удельный вес нетрудоспособного  населения (детей до 16 лет и лиц  старше трудоспособного возраста) в общей численности населения;

     – доля пенсионеров, приходящаяся в расчете  на одного работающего гражданина;

     – удельный вес инвалидов в общей численности населения (показатель инвалидизации населения);

     – суммарный показатель доли нетрудоспособного  населения, нуждающегося в посторонней помощи, в общей численности населения;

     – коэффициент смертности в расчете  на 1000 человек населения;

     – показатели естественного прироста населения;

     – средняя продолжительность жизни  в регионе отдельно среди женского и мужского населения.

     Одновременно  с этим сформулированы и выделены основные принципы социальной поддержки (защиты) населения, имеющие принципиально важное значение для повышения качества жизни населения, в числе которых:

     - содействие в практической реализации прав и законных интересов отдельных категорий граждан;

     - дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп населения на основе учета факторов социального риска;

     - адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетным содействием в ситуациях, угрожающих здоровью граждан;

     - развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе;

     - содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития.

     Значение  многоплановой социальной системы  свидетельствует о ее возрастающей востребованности, вызванной процессом  социально - демографического старения российского общества. Эта устойчивая тенденция привела к тому, что каждый пятый житель России в настоящее время достиг пенсионного возраста или превысил его, и сегодня около 5 млн. граждан старших возрастов, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, нуждается в различной социальной помощи.

      В этих условиях важнейшими приоритетами государственной  социальной политики являются защита прав и законных интересов граждан, в том числе старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия путем комплексного решения существующих проблем и обеспечения социально приемлемого уровня жизни, доступности и высокого качества базовых социальных услуг.

Информация о работе Совершенствование механизма управления качеством обслуживания в сфере социальной защиты населения