Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:30, автореферат
Актуальность темы исследования. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий социальной защиты населения динамичное развитие экономики и обеспечение высокого уровня жизни невозможны.
С учетом указанных критериев нами предлагается следующая модель государственного управления повышением качества обслуживания граждан в системе социальной защиты населения, которая схематически может быть представлена следующим образом (см. рис. 2).
При
этом аналитическая часть
1.
Концепция управления
2.
Предлагается определить
Рис. 2. Модель
государственного управления повышением
качества обслуживания граждан в системе
социальной защиты населения
3. Введение системы социальной экспертизы, основной задачей которой должна стать проверка предполагаемых управленческих решений на предмет их влияния на параметры, определяющие уровень жизни населения.
4.
Необходимость учета
5.
При проведении социальной
Принимая во внимание необходимость достижения сбалансированности сферы потребления и производства, в работе предлагается применить интегральную пропорцию, определяемую как отношение произведенного валового муниципального продукта к конечному потреблению населения. При этом, фактическое (конечное) потребление на душу населения не должно быть ниже гарантированного государством социального стандарта.
Базовая интегральная пропорция может быть представлена следующей формулой:
К = Pm / Cm,
где:
К – коэффициент, характеризующий базовую пропорцию муниципального образования, степень достаточности произведенного на данной территории валового муниципального продукта для удовлетворения социального потребления (при его расчетах дотацию необходимо исключать);
Pm - произведенный валовый муниципальный продукт на одного жителя, характеризующий производственную деятельность населения по созданию средств производства и потребления социальных услуг;
Cm – конечное потребление в расчете на душу населения муниципального образования, осуществляемое в платной и бесплатной формах в общественном и домашнем хозяйстве.
При определении модели социальной защиты населения также важно, на наш взгляд, определить общественно значимые препятствия, влияющие на доступность и качество социальных услуг. В качестве основного среди них можно выделить – наличие неудовлетворенного спроса на социальные услуги.
Одновременно с этим, на дискуссионных правах в работе предложена система предоставления сертификатов (по принципу предоставления родовых сертификатов) на социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов, которая, по нашему мнению, будет не только содействовать целям повышения адресности оказания социальных услуг, но и, безусловно, скажется на повышении качества в системе социальной защиты граждан.
В этой связи, при реформировании социальной политики в области регулирования социальной защиты населения возрастает значимость решения двух взаимоувязанных задач:
1) преобразование системы государственных социальных льгот;
2) выработка единых принципов назначения социальных трансфертов на адресной основе.
Корпоративная
эффективность принимаемых
- создание персонифицированного учета и банка данных определенных адресных групп с использованием современных средств информатики и соответствующих программных продуктов;
- разграничение (специализации) деятельности региональных структур органов социальной защиты населения с учетом обеспечения комплексности обслуживания социально - уязвимых слоев населения;
- дальнейшее укрепление и развитие оправдавших себя форм социальной защиты населения и организационных структур, занимающихся вопросами социальной защиты малообеспеченных граждан;
- повышение эффективности управления средствами, предназначенными для выплаты малообеспеченному населению, недопущение нецелевого использования средств;
- координация развития государственных и негосударственных систем социальной защиты населения;
- создание пробных механизмов сертификации социальных услуг.
В
целях дальнейшего
С учетом того, что главным критерием социально-экономического прогресса выступает реальное повышение уровня и качества жизни населения, а конечным результатом проводимой социальной политики может выступить повышение качества обслуживания в сфере социальной защиты населения в исследовании предложена схема многопрофильной программы социальной защиты населения, рассчитанной на определенный период ее реализации (см.рис.3).
Для
обеспечения конкретного
-
денежные трансферты или
-
продовольственные и
- общественные работы, предполагающие определенный трансферт либо в денежной, либо в натуральной форме в обмен на трудозатраты;
-
предоставление кредитных
субъекты | объекты | |||
государственные органы | коммерческие структуры и их организации | общественные и другие негосударственные организации | по группам (категориям) населения | |
семьи с детьми, инвалиды, пенсионеры, одинокие престарелые граждане, малоимущие семьи и пр. |
механизмы | |||
экономические | социальные | правовые | организационные |
финансирование предоставления социальных выплат и льгот | социальное партнерство, общественные организации | законодательное обеспечение, правовые решения | оптимизация структуры и управления, мониторинг, контроль, внедрение передового опыта и инновационных технологий |
задачи | |
целевые группы населения | направления действий |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте с низким уровнем доходов | оказание содействия в трудоустройстве на более высокооплачиваемую работу, наличие розничной сети магазинов эконом - класса для сглаживания доходов и потребления |
нетрудоспособное население: дети - сироты, инвалиды, одинокие престарелые граждане | долгосрочная помощь на постоянной основе, реализация подпрограмм социальных выплат и компенсаций |
трудоспособное населения в трудоспособном возрасте, не имеющее возможности зарабатывать в связи с трудной жизненной ситуацией (безработные граждане, беженцы, осуществляющие уход за больными и пр.) | краткосрочная помощь в виде пособия по безработице, оказания материальной помощи, краткосрочная помощь домохозяйствам и отдельным лицам |
Рис.3. Схема
многопрофильной программы социальной
защиты населения
В этих условиях особенно значимым становится разработка государственных стандартов в области социальной защиты населения.
Принимая во внимание то, что разработка государственного стандарта в области социальной защиты населения, в полной мере может способствовать повышению качества обслуживания граждан, мы предлагаем на дискуссионных правах следующие основные методологические принципы к его формированию.
1. Понятие "стандарт социальной защиты населения" определить, исходя их конкретных характеристик и показателей, которые поддаются количественному измерению.
2. В качестве объекта стандартизации выбрать не услугу, а саму систему социальной защиты населения, с обеспечением внутри нее стандартизации объема и перечня предоставляемых услуг.
3.
В качестве предмета
4.
Предусмотреть двухуровневый
5. Определить характеристики обязательного документального сопровождения предоставляемой услуги, позволяющей унифицировать процесс оказания услуги за счет единства требований к видам и формам документов, качеству их заполнения.
6. Предусмотреть гибкость и периодическое обновление стандартов качества социальной защиты населения, призванных отражать изменения, происходящие под воздействием потребностей клиентов и возрастания возможностей их удовлетворения.
Реальные стратегии, которые выбирают органы государственной власти, должны укладываться в рамки основных направлений в области повышения уровня и качества системы социальной защиты населения, в числе важнейших из которых можно назвать:
– повышение материального уровня жизни населения;
– повышение уровня здоровья населения;
– обеспечение потребностей в социальном обслуживании, социальной поддержке;
– обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
– воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.