Управление социальной сферой (на примере города Воронеж)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:21, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования является социальная сфера (на примере города Воронеж) и ее отдельные отрасли.

Цель работы – изучение управления социальной сферы города, функций органов местного самоуправления, состояния социальный сферы в настоящее время, а также перспективы ее развития; источников финансирования развития социальной сферы.

Оглавление

Введение 4 - 7

Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления 8 - 25

рыночной экономики

1.1Основные направления государственной социальной политики

1.2Социальная защита и социальное обеспечение населения

Глава 2. Анализ современного состояния социальной 26 - 46

сферы города с использованием аналитических методов

и компьютерных технологий

2.1 Развитие отрасли социальной сферы

2.2 Местные органы управления социальной сферой

Глава 3. Рынок труда, управление им 47 - 66

3.1 Политика государства в области труда и занятости

3.2 Характеристика рынка труда

3.3 Социальные конфликты, их предотвращение и разрешение

Заключение 67 - 68

Список литературы 69 - 71

Приложение 72 - 74

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования 

Российской Федерации 

Всероссийский заочный 

финансово-экономический  институт 

Кафедра: Региональная экономика и управление 
 

УПРАВЛЕНИЕ 

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ 

  

(на примере  города Воронеж) 
 

Научный руководитель: 
 

Воронеж 2003 

Содержание 

Введение                                                                                                            4 - 7 

Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления                   8 - 25 

 рыночной  экономики 

1.1Основные направления государственной социальной политики 

1.2Социальная  защита и социальное обеспечение  населения 

Глава 2. Анализ современного состояния социальной                              26 - 46 

сферы города с  использованием аналитических методов 

 и компьютерных  технологий 

2.1 Развитие отрасли  социальной сферы 

2.2 Местные органы  управления социальной сферой 

Глава 3. Рынок  труда, управление им                                                         47 - 66 

3.1 Политика государства  в области труда и занятости 

3.2 Характеристика рынка труда 

3.3 Социальные  конфликты, их предотвращение  и разрешение 

Заключение                                                                                                    67 - 68 

Список литературы                                                                                       69 - 71 

Приложение                                                                                                   72 - 74 

Введение 

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.  

Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. 

Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру, только с помощью  исследований и создания системы  управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований. 

Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества «по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления». 

Основной закон  нашей страны — Конституция РФ, в полной мере отразила в своих  статьях положения Всеобщей Декларации прав человека. Российская Федерация  согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики. Социальная политика переходного периода характеризуется тем, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов полного обновления государства и общества. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответных действий властей. Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются: 

1.      создание каждому дееспособному  гражданину условий, позволяющих  ему трудом, предприимчивостью поддерживать  собственное благосостояние; 

2.      усиление адресной социальной  поддержки со стороны государства, в первую очередь, слабозащищенных групп населения; 

3.      осуществление комплексных мер  и специальных программ в области  оплаты труда и пенсионного  обеспечения, политики занятости; 

4.      реформирование социальной сферы  на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры; 

5.      формирование новой жилищной  политики, общефедерального рынка  жилья, стимулирование всех видов  экономически эффективного жилищного  строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг. 

Финансирование  социальных мероприятий, кроме бюджетов всех уровней, также являются внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального  страхования, фонд обязательного медицинского страхования, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов. 

Переход к рынку  изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные  структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.                                                    

Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению. 

Органы местного самоуправления и органы власти субъектов  Федерации в пределах своих полномочий могут использовать финансовые ресурсы для проведения социальных программ.  

При анализе  современного состояния социальной сферы города использованы элементы аналитических методов и компьютерных технологий. При помощи программы Excel проведены исследования тенденции  изменения динамики розничного оборота торговли, а также благоустройства жилищного фонда города.     

В настоящее  время в России вопросы социального  формирования завоевывают особую актуальность, именно это и обусловило предпочтение темы выпускной квалификационной работы.                                                                                                                                        

Объектом исследования является социальная сфера (на примере  города Воронеж) и ее отдельные отрасли. 

Цель работы – изучение управления социальной сферы города, функций органов местного самоуправления, состояния социальный сферы в настоящее время, а также перспективы ее развития; источников финансирования развития социальной сферы. 
 

Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления рыночной экономики 

1.1 Основные направления  государственной социальной политики 

Российская Федерация  согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной  рыночной экономики. 

Социальная рыночная экономика, как особый тип хозяйственной  системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает набор социально-экономических  инструментов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. 

Российская государственная  политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика. 

Прежняя система социальной политики во главу угла ставила принцип социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных гарантий всему населению. В ходе реформирования в условиях экономического кризиса не удалось сохранить социальные гарантии каждому члену общества. Этому способствовала также замена принципа социальной справедливости принципом равных возможностей и преждевременное свертывание ряда государственных форм удовлетворения социальных потребностей в пользу негосударственных. В результате возникла безработица, снизился уровень жизни, реальные доходы населения, произошло резкое расслоение общества по доходам и в целом по уровню жизни. 

Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются: 

1.      создание каждому дееспособному  гражданину условий, позволяющих  ему трудом, предприимчивостью поддерживать  собственное благосостояние; 

2.      усиление адресной социальной  поддержки со стороны государства,  в первую очередь, слабозащищенных  групп населения; 

3.      осуществление комплексных мер  и специальных программ в области  оплаты труда и пенсионного  обеспечения, политики занятости; 

4.      реформирование социальной сферы  на основе разумного сочетания  принципов платности и бесплатности  услуг здравоохранения, образования, культуры; 

5.      формирование новой жилищной  политики, общефедерального рынка  жилья, стимулирование всех видов  экономически эффективного жилищного  строительства, изменение порядка  оплаты населением жилья и  коммунальных услуг. 

Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения  вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов. 

Государство, проводя  социальную политику, использует следующие  инструменты: 

ü  социальные гарантии. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантия обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Созданы четыре специальных внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд занятости, социального и фонд медицинского страхования. Бюджеты этих фондов составляют более 40% по отношению к расходам федерального бюджета. 

Информация о работе Управление социальной сферой (на примере города Воронеж)