Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:21, дипломная работа
Объектом исследования является социальная сфера (на примере города Воронеж) и ее отдельные отрасли.
Цель работы – изучение управления социальной сферы города, функций органов местного самоуправления, состояния социальный сферы в настоящее время, а также перспективы ее развития; источников финансирования развития социальной сферы.
Введение 4 - 7
Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления 8 - 25
рыночной экономики
1.1Основные направления государственной социальной политики
1.2Социальная защита и социальное обеспечение населения
Глава 2. Анализ современного состояния социальной 26 - 46
сферы города с использованием аналитических методов
и компьютерных технологий
2.1 Развитие отрасли социальной сферы
2.2 Местные органы управления социальной сферой
Глава 3. Рынок труда, управление им 47 - 66
3.1 Политика государства в области труда и занятости
3.2 Характеристика рынка труда
3.3 Социальные конфликты, их предотвращение и разрешение
Заключение 67 - 68
Список литературы 69 - 71
Приложение 72 - 74
ü Трудовые,
налоговые, жилищные, кредитные, медицинские
и другие льготы семьям с детьми, родителям
и детям.
ü Бесплатные
выдачи семье и детям (детское
питание, лекарства, одежда и обувь,
питание беременным женщинам и другое).
ü Социальное
обслуживание семей (оказание конкретной
психологической, юридической, педагогической
помощи, консультирование, социальные
услуги).
В России все
больше людей нуждаются в помощи
государства. Старение населения также
увеличивает число получателей
пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными
последствиями грозят увеличение числа
неполных семей, расширение социального
сиротства, преступности, алкоголизма,
наркомании, проституции. В связи с этим
основными задачами социальной защиты
станут:
1.
Реализация установленных
2.
Адаптация системы социальной
защиты к изменяющимся
3.
Совершенствование организации социальной
зашиты на основе формирования законченных
социальных технологий, дифференцированного
подхода к различным категориям населения
и типам семей, адресной социальной помощи,
непосредственно связанной с конкретными
потребностями получателя.
4.
Широкое использование
Большое значение
в социальной защите семьи имеет совершенствования
соответствующей нормативно-правовой
базы. Разработаны и приняты следующие
законы «О государственных пособиях гражданам,
имеющих детей», «О порядке назначения
и выплат ежемесячных компенсаций женщинам,
имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенным
в связи с ликвидацией предприятий, учреждения,
организации», «О совершенствовании системы
государственных социальных пособий и
компенсационных выплат семьям, имеющим
детей, и повышении их размеров» и другие.
Для решения конкретных
задач социальной защиты семьи шире стал
применяться программно-целевой метод.
В частности разработана и принята к выполнению
федеральная программа «Дети России»,
в которую входят 6 целевых программ: «Дети
- инвалиды», «Дети - сироты», «Дети
Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие
индустрии детского питания», «Планирование
семьи».
Первоосновой
системы защиты детства выступает
правовая база. Она включает международное
законодательство, российские государственные
законы и местные положения, инструкции,
методики. Международное законодательство
по защите детства представлено Хартией
детства. Декларацией прав ребенка. В качестве
государственной правовой базы социальной
защиты детства выступают Конституция
РФ, Закон о семье, Закон об образовании
и так далее. В России действует президентская
программа «Дети России» (Указ Президента
РФ от 13.08.1994 года №474). Издан ряд положений
и постановлений, например, «О гарантиях
прав граждан РФ на получение образования»,
«Об учреждениях профессионально-технического
образования», «Общеобразовательных учреждениях»,
принята программа «Вакцинотерапия» и
другие.
Система защиты
детства начинается с защиты семьи,
матери т ребенка. Правовое обеспечение
этой социальной сферы России является
одним из самых разнообразных. На
социальную защиту младенцев и детей дошкольного
возраста мобилизованы учреждения здравоохранения,
образования и социального обеспечения.
Вместе с тем учреждения защиты семьи,
матери и ребенка финансируются недостаточно,
что заставляет искать средства для проведения
мер социальной защиты детей.
Расширяется психологическая
помощь детям и молодежи. В частности
проводятся мероприятия, формирующие
устойчивость против пропаганды секса,
наркотиков, насилия, агрессивного поведения.
Результатом работы является формирование
социальной защищенности детей и подростков.
Современная материально-экономическая
база социальной защиты детства значительно
ослабла. Прежде всего, надо отметить,
что благополучие многих семей пошатнулось.
Родительские узы ослабли. Затраты
на воспитание детей в общем семейном
бюджете возросли, но идут они в основном
на питание, одежду, обувь, школьно-письменные
принадлежности, а не на книги, театр, экскурсии
и другие воспитательные мероприятия
средств не остается. Снизилось и качество
питания детей. Год от года выпускается
все меньше и меньше детских и художественных
юношеских фильмов, мультфильмов, велики
трудности с учебниками. Все это отнюдь
не способствует укреплению социальной
защищенности детей.
В России существует
прочная правовая база социальной защиты
подрастающих поколений.
Плата за содержание
детей в детских яслях и
садах дифференцирована в зависимости
от благосостояния родителей, а социально
незащищенные совсем освобождены от
нее. Время пребывания детей в
дошкольных учреждениях варьируется
в зависимости от потребностей и возможностей
семьи. Социальная защита дошкольников
осуществляется во взаимодействии с медициной,
педагогикой, правительством. Органы социальной
защиты населения предоставляют льготные
условия для пребывания дошкольников
в санаториях, на летних дачах, лагерях.
Социальная защита
детей включает в себя предупреждение
педагогического травматизма, обучение
без неудачников, без второгодников,
поскольку им свойственны психологические
состояния, угнетающие жизнедеятельность
детей. Социальная работа такого плана
носит профилактический и терапевтический
характер.
Основной государственной
политики в области социальной защиты
инвалидов является обеспечение
им равные с другими гражданами возможностей
реализации гражданский, экономических,
политических и других прав и свобод в
соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права. В законе
«О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» сформулированы
основные принципы социального обслуживания
граждан пожилого возраста; предоставление
государственных гарантий в сфере социального
обслуживания; равные возможности в получении
социальных услуг; преемственность всех
видов социального обслуживания на индивидуальные
потребности граждан пожилого возраста
и инвалидов; ответственность органов
власти всех уровней за обеспечение прав
граждан, нуждающихся в социальном обслуживании
и другое. Законом предусматривается различные
формы социального обслуживания, в том
числе: социальное обслуживание на дому,
включая социально-медицинское обслуживание;
полустационарное социальное обслуживание
в отделениях дневного (ночного) пребывания
граждан в учреждениях социального обслуживания
(как правило, в ситуациях, не терпящих
отлагательства – организация питания,
обеспечение одеждой, обувью, ночлегом,
срочное предоставление временного жилья
и тому подобной); социально-консультативная
помощь.
Все социальные
услуги, входящие в федеральный перечень
гарантированны государством услуг, могут
быть оказаны гражданам бесплатно,
а также на условиях частичной или полной
оплаты.
Бесплатно оказываются
социальные услуги:
ü одиноким гражданам
(одиноким супружеским парам) и инвалидам,
получающим пенсию в размере ниже
прожиточного минимума;
ü гражданам
пожилого возраста, инвалидам, имеющим
родственников, но получающим пенсию в
размере ниже прожиточного минимума;
ü пожилым
людям и инвалидам, проживающим
в семьях, среднедушевой доход
которых ниже прожиточного минимума.
Социальные услуги
на уровне частичной оплаты оказывает
лицам, чей среднедушевой доход (или
доход их родственников, членов их семей)
составляет 100 – 150% прожиточного минимума.
Социальные услуги на условиях полной
оплаты оказывается гражданам, проживающим
в семьях, среднедушевой доход которых
выше 150% прожиточного минимума.
Социальная защита
молодежи занимает весомое место
в системе социальной защиты.
Молодежь –
это особая социально-демографическая
группа, переживающая период становления
социальной зрелости, положение которой
определено социально-экономическим
состоянием общества. Границы молодежного
возраста подвижны. Они зависят от социального-экономического
развития общества, достигнутого уровня
благосостояния и культуры, условий жизни
людей. Воздействие этих факторов реально
проявляется в продолжительности жизни
людей, расширение границ молодежного
возраста от 14 до 30 лет. К числу особо тревожных
тенденций в молодежной среде относятся:
отставание уровня образования от уровня,
достигнутого наиболее развитыми странами;
ускорение падения престижа общего и профессионально-технического
образования; увеличение числа молодежи,
начинающей трудовую деятельность с низким
уровнем образования и не имеющей желания
продолжать обучение и ряд других. Внедрение
отношений обострило проблему социальной
защищенности в сфере труда. Молодые рабочие
первыми попадают под сокращение и пополняют
ряды безработных.
Изучение реальной
потребности молодежи в социальных
услугах выступает ключевым элементом
при формировании системы их социального
обслуживания. Согласно исследованиям,
молодежь нуждается, прежде всего, в Берже
труда, пунктах правовой защиты и юридического
консультирования, работе телефона доверия,
центре помощи молодой семье, общежитии
– приюте для подростков, оказавшихся
в конфликтной ситуации дома.
В городе Воронеже
социальная защита и социальное обеспечение
населения осуществлялись по следующим
направлениям.
В 2001 – 2002 годах
разработаны и приняты
Комплексными
центрами социального обслуживания
населения районов города обслужено
более 150 тысяч горожан. Организованно
предоставление бытовых услуг воронежским
пенсионерам на условиях льготной оплаты.
3049 пожилых горожан получили льготное
обслуживание в прачечных, банях, парикмахерских
на 70,5 тысяч рублей. В 2000 году были созданы
муниципальные учреждения «Центр социальной
помощи семье и детям», «Реабилитационный
центр для детей с ограниченными возможностями
«Луч», 4 комплексных центра социального
обслуживания населения получили статус
юридических лиц. В 2002 году открыто отделение
временного пребывания пожилых людей
МУ КЦСОН Железнодорожного района «Надежда»
в поселке Краснолесный, начата подготовительная
работа по созданию муниципальных учреждений.
Центр социальной реабилитации и адаптации
детей и молодежи с ограниченными возможностями
здоровья «Кристалл», «Дом ночного пребывания»
для лиц без определенного места жительства,
открыто стационарных палат на 10 койко-мест
для ветеранов войны и труда на базе городской
больницы №14 в поселке Краснолесный.
Городским комитетом
социальной поддержки населения
была оказана единовременная социальная
помощь малоимущим гражданам: 2000 год
– 3422,2 тысячи рублей, 2001 год – 3166,0, 2002
– 3293,5 тысячи рублей. Районными комитетами
социальной защиты населения: 4,4 милионна
рублей,4,8 и 2,9 соответственно. Системная
адресация (ежеквартальная) помощь: 596,6
тыс. рублей, 1264,8 тыс. рублей, 1304,2 тыс. рублей
соответственно.
Осуществляется
системная работа по выплате 34 видов
пособий населению. Сумма выплат превысила
235,0 млн. рублей, количество получателей
за 2001 – 2002 годы составило 800 тысяч человек.
Разработан механизм
взаимодействия городских служб, системы
профилактики детской безнадзорности,
ведется персонифицированный учет
безнадзорных и беспризорных детей. В
2000 году на учете в органах социальной
защиты населения состояло 850 несовершеннолетних,
оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
в 2001 году – 996, в 2002 году 1296. Создана и работает
МУ «Территориальный центр социальной
помощи семье и детям». Ведется реконструкция
МУ «Социальный приют для детей и подростков».
В 2000 году из средств городского бюджета
на капитальный ремонт здания выделено
1962,3 тыс. рублей, в 2001 году – 416,4, в 2002 году
– 1219,0 тыс. рублей.
Созданы 4 муниципальных
загородных оздоровительных лагеря.
Прорабатывается вопрос о переходе
в категорию муниципальных ДОЛ
«Звездочка» ЗАО «Тяжпресс». С 2000
по 2002 год объем денежных средств,
израсходованных на организацию
летнего отдыха, возрос с 3,7 до 8,0 млн.
рублей, что позволило оздоровить 16000 детей.
Всего за период летней оздоровительной
компании 2002 года организованными формами
отдыха было охвачено 82183 ребенка, что
составило 76% от общего числа учащихся
города Воронеж.
Информация о работе Управление социальной сферой (на примере города Воронеж)