Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:21, дипломная работа
Объектом исследования является социальная сфера (на примере города Воронеж) и ее отдельные отрасли.
Цель работы – изучение управления социальной сферы города, функций органов местного самоуправления, состояния социальный сферы в настоящее время, а также перспективы ее развития; источников финансирования развития социальной сферы.
Введение 4 - 7
Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления 8 - 25
рыночной экономики
1.1Основные направления государственной социальной политики
1.2Социальная защита и социальное обеспечение населения
Глава 2. Анализ современного состояния социальной 26 - 46
сферы города с использованием аналитических методов
и компьютерных технологий
2.1 Развитие отрасли социальной сферы
2.2 Местные органы управления социальной сферой
Глава 3. Рынок труда, управление им 47 - 66
3.1 Политика государства в области труда и занятости
3.2 Характеристика рынка труда
3.3 Социальные конфликты, их предотвращение и разрешение
Заключение 67 - 68
Список литературы 69 - 71
Приложение 72 - 74
ü минимальные
социальные стандарты. Социальные стандарты
являются средством обеспечения
прав граждан в области социальных
гарантий. Они необходимы для определения
финансовых нормативов. К минимальным
социальным стандартам относятся прожиточный
минимум, нормативы обеспечения жильем,
нормативы в области охраны здоровья,
образования, культуры, условий и охраны
труда, занятости, нормативы состояния
окружающей среды.
Стандарты
разрабатываются на единой
ü потребительские
бюджеты служат основой для планирования
поддержки малообеспеченных слоев
населения. Также минимальной
Правительством
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу определенны
1.
Создание условий для
2.
Улучшение состояния здоровья
населения на основе реально
доступной широким слоям
3.
Развитие культурного
4.
Создание эффективного
5.
Усиление адресности социальной поддержки
населения.
6.
Обеспечение финансовой
7.
Создание условий для
Первоочередные
действия Правительства РФ в сфере
образования направлены на обеспечение
увеличения расходов на образование
и повышение их эффективности, привлечения
средств из внебюджетных источников.
В сфере высшего
образования вводится конкурсный порядок
распределения государственного заказа
на подготовку специалистов и финансирование
инвестиционных проектов ВУЗов.
В настоящее
время наметилась тенденция к
увеличению доли расходов на образование
в федеральном бюджете. В 1998 году доля
расходов федерального бюджета на образование
составила 3,45%, в 1999 году – 3,63%, в 2000 году
– 3,75%. За счет этого удалось обеспечить
увеличение и своевременность выплат
в полном объеме стипендий и заработной
платы учреждениям федерального ведения.
Мероприятия в
частности рационального
1.
совершенствования системы
2.
разработка эффективных схем
рационального использования
3.
формирование основных
4.
повышение ответственности и
усиление контроля за использования средств
бюджетных средств в системе образования.
Первоочередным
мероприятием в сфере здравоохранения
является разработка федерального закона
о медико-социальном страховании. Его
принятие:
- определит
правовые основы для всеобщей
доступности и повышения качества услуг
здравоохранения;
- позволит заверить
переход к системе подушевого
принципа финансирования;
- позволит добиться
полной реализации программы
государственных гарантий
- позволит ввести
механизмы контроля за
Основные усилия
должны быть направлены на факторы, определяющие
состояние здоровья, связанные с
окружающей средой и образом жизни;
- профилактика
и коррекция повреждающего действия
антропогенных факторов, улучшение качества
окружающей среды;
- ослабление
влияния психосоциальных
- снижение распространенности
курения, потребление алкоголя, наркотиков;
- профилактика
заболеваний;
- увеличение физической
активности;
- обеспечение
широкого охвата населения
Необходима разработка
научно – обоснованной концепцией
охраны здоровья населения РФ в условиях
социально-экономических
Правительство
РФ намеренно поддерживать развитие
культуры в качестве одной из приоритетных
задач. Планируется провести реформирование
организационных и экономических механизмов,
создать благоприятные условия для привлечения
в сферу культуры средств из внебюджетных
источников. В числе основных мероприятий
определенны следующие:
1.
внесение изменений и
2.
создание общероссийской
3.
разработка финансово-
Первоочередные
действия Правительства РФ в сфере социальной
поддержки населения направлены на разработку
четких социальных приоритетов. Основные
из них следующие.
1.
Изменение схемы
2.
Внедрение адресной системы
3.
Погашение задолжности по
4.
Расширение источников
В связи с
безусловным приоритетом в
1.2 Социальная
защита и социальное
Современные модели
социальной политики отличаются по:
ü степени
вмешательства государства в социально-экономическую
сферу общества;
ü степени
социальной защищенности граждан;
ü уровню обеспеченности
свободы социального выбора у
различных слоев населения;
ü влиянию
социальных процессов на экономическое
развитие страны.
Одной из моделей
социальной политики являются рыночная
социальная модель, которая отличается
наибольшей социальной твердостью. В
качестве основного принципа здесь
действует приоритет рыночных методов
регулирования социальной сферы.
Рыночный механизм
распределения не учитывает ни возможностей,
ни особенностей потребителя, кроме его
платежеспособности. В связи с этим возникает
необходимость вмешательства государства,
в сферу распределения дохода и обеспечения
социальной защиты населения от бедности,
безработицы, инфляции.
Важнейшим инструментом
борьбы с бедностью является социальная
защита. Классификация мер по социальной
защите может быть представлена по
различным основаниям:
ü по объектам
распространения (по категориям населения);
ü по характеру
продолжительности (постоянные, временные
и разовые);
ü по типу финансирования
(Государственный бюджет, местный
бюджет, благотворительный фонд);
ü по способу
получения социальной услуги (пенсия,
компенсационные выплаты, переобучение).
К объектам социальной
защиты относят следующие категории граждан:
работники бюджетных отраслей, пенсионеры,
семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные,
инвалиды, безработные, военные и демобилизованные,
беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно,
что часть населения может относиться
к нескольким категориям. Каждой категории
населения должен быть определен основной
тип финансирования. Это не исключает
финансирование из различных источников.
Например, пенсия – государственный бюджет,
доплата к пенсии – местный.
По способу
получения меры социальной защиты можно
классифицировать: 1) пенсии; 2) стипендии;
3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия
по безработице; 5) государственное обеспечение
детей – сирот; 6) государственное обеспечение
заключенных; 7) материальная помощь в
виде дополнительных выплат; 8) натуральная
помощь в виде предметов первой необходимости
и продуктов; 9) оказание социальной услуги
на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное
лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление
лекарств и протезно-ортопедических изделий;
13) льготная оплата коммунальных услуг;
14)бесплатное или льготное обучение или
переобучение; 15) ночное проживание бездомных;
16) бесплатный или льготный проезд на общественном
транспорте; 17) финансирование предприятий
с целью организации рабочих мест для
инвалидов.
Кризисные явления
в обществе ухудшили социальное положение
значительной части населения, в
том числе экономически активного.
Наиболее уязвимыми слоями оказались
многодетные и неполные, инвалиды,
учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего,
становятся объектами социальной поддержки
в виде социальных пособий, компенсаций
и других выплат.
Семья выступает
в качестве социального института
в последней инстанции, обеспечивая
своим членам экономическую, социальную
и физическую безопасность. Нынешнее
состояние социальной защиты семей с детьми,
показывает отношение государства к институту
семьи, степень его ответственности за
воспроизводство населения, готовность
поддержать семьи, в которых родились
и воспитываются дети. Под угрозой оказались
здоровье и благополучие самого ценного
достояния нации – подрастающего поколения
будущего страны. Как показали исследования,
сокращение величины семьи за последние
3 десятилетия обусловлено следующими
факторами:
1.
ростом числа малодетных семей;
2.
приростом числа молодых семей,
3.
тенденцией к отделению
4.
увеличение доли семей с одним
родителем в результате
К настоящему времени
сложились четыре основные формы
государственной помощи семьям, имеющим
детей.
ü Денежные выплаты
семье на детей и в связи
с рождением, содержанием и воспитанием
детей (пособия и пенсии).
Информация о работе Управление социальной сферой (на примере города Воронеж)