Управление социальной сферой (на примере города Воронеж)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:21, дипломная работа

Краткое описание

Объектом исследования является социальная сфера (на примере города Воронеж) и ее отдельные отрасли.

Цель работы – изучение управления социальной сферы города, функций органов местного самоуправления, состояния социальный сферы в настоящее время, а также перспективы ее развития; источников финансирования развития социальной сферы.

Оглавление

Введение 4 - 7

Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления 8 - 25

рыночной экономики

1.1Основные направления государственной социальной политики

1.2Социальная защита и социальное обеспечение населения

Глава 2. Анализ современного состояния социальной 26 - 46

сферы города с использованием аналитических методов

и компьютерных технологий

2.1 Развитие отрасли социальной сферы

2.2 Местные органы управления социальной сферой

Глава 3. Рынок труда, управление им 47 - 66

3.1 Политика государства в области труда и занятости

3.2 Характеристика рынка труда

3.3 Социальные конфликты, их предотвращение и разрешение

Заключение 67 - 68

Список литературы 69 - 71

Приложение 72 - 74

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Занятость населения. Среднесписочная численность работающих на предприятии и организации  составила 332,8 тысяч человек или  более 36,8% общей численности населения. 

В ходе экономических  реформ изменилось и структура распределения численности по отраслям. 

Таблица 11 

[22,стр. 40] 

Распределение численности работающих по отраслям 

В процентах

  

2001 год 

2002 год

Всего по городу 100,0 100,0

Промышленность 34,1 33,4

Сельское хозяйство 1,0 1,1

Лесное хозяйство 0,2 0,2

Транспорт 6,4 6,2

Связь 4,3 4,3

Строительство 5,2 4,9

Торговля и  общественное питание 4,5 4,8

Материально –  техническое снабжение 0,7 0,4

Заготовки 0,0 0,0

Информационно – вычислительное обслуживание 0,2 0,2

Операции с  недвижимостью 0,1 0,1

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 0,1 0,1

Геология 0,2 0,2

Прочие виды деятельности сферы материального  производства 1,8 1,8

Жилищно-коммунальное хозяйство 5,0 5,1

Непроизводственные  виды бытового обслуживания населения 0,4 0,4

Здравоохранение и физическая культура и соцобеспечение 10,9 11,1

Образование 11,6 11,7

Культура и  искусство 1,6 1,6

Наука и научное  обслуживание 11,3 4,3

Финансы, кредит, страховое и пенсионное обеспечение 2,1 2,3

Управление 5,0 5,4 

Общественные  объединения 0,3 0,4 
 

Из таблицы видно, что структура распределения численности работающих, кроме науки и научного обслуживания, где численность снизилась на 7% , заметно не изменилась. 

Общее число  замещенных рабочих мест на крупных  и средних предприятиях, являющееся суммой численности работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера,  в 2002 году составило 5,3 тысячи человек , что 0,7 тысячи человек меньше, чем в 2001. 
 
 

Рисунок 3.    Изменение числа замещенных рабочих мест в 2002 году 

[22,стр. 41] 

Из рисунка  видно, что общая численность  работников за 2002 год по сравнению  с 2001 годом уменьшилась, тогда как  структура замещенных рабочих мест изменилась в незначительной степени.  

Безработица. На конец декабря 2002 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 10,4 тысячи человек, ищущих работу и не занятых трудовой деятельностью, из них 7,9 тысячи граждан были зарегистрированы в качестве безработных. За год эти показатели увеличились соответственно на 26,5 и 6,5 процента. 

В 2002 году было признано безработными 16,5 тысяч человек, снято  с учета 16,1 тысяча человек. При содействии службы занятости нашли работу 10,5 тысяч человек, что на 19,3% больше, чем за 2001 год. Оформлено на досрочную  пенсию 151 человек. 

В структуре  официально зарегистрированной безработицы  заметно преобладала доля женщин – 73,2%, 29,4% - составила молодежь в  возрасте 16 – 29 лет, 5,9% - граждане имеющие  инвалидность. 

Рисунок  4. Численность  безработных по продолжительности перерывов в работе 

[22,стр. 45] 

Из рисунка  видно, что наибольшая часть численности  безработных по продолжительности  перерыве в работе составила от 1 до 4 месяцев, что показывает эффективность  городских служб занятости. 

За прошедший  год средняя продолжительность периода безработицы лиц, состоящих на учете, составила 5,3 месяца, увеличившись по сравнению с 2001 годом более чем на третью часть месяца. 

Потребность организаций  в работниках на предприятиях и в  организациях города составило на конец  декабря 2002 года 6,5 тысяч человек, что на 20,5% меньше, чем на такую же дату 2001 года. 

Число не занятых  трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и состаявщих на учете, превысило  потребность в работниках, заявленную предприятиями и организациями  в службы занятости, в 1,6 раза. 

В течении 2002 года по направлению службы занятости  прошли профессиональное обучение 3820 человек, что на 6,8% выше уровня 2001 года. 

В конце 2002 года 58 предприятий и организаций города сообщили о намеченном высвобождении 1243 работников, что на 39% меньше уровня декобря 2001 года. Из общего числа намеченных к высвобождению работников более 62% составили женщины, 8,4% - молодежь в возрасте 16 – 29 лет. 

Функции государственного управления рынком труда заключаются  в обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры, а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.  

В связи с  этим государство осуществляет на рынке  труда следующие основные функции:  

·        гарантии занятости населения;  

·        активное противодействие безработице;  

·        социальная защита безработных.  

Главным приоритетом  экономической политики государства  в части регулирования рынка  труда в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России с учетом интересов занятости.  

Основными формами государственного регулирования рынка труда являются:  

·        сохранение, поддержание и создание рабочих мест;  

·        регулирование и регламентация  высвобождения рабочей силы;  

·        предоставление государственных гарантий занятости.  

Инструментом реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы содействия занятости населения.  

Регулируемый  рынок труда предполагает проведение гибкой государственной политики занятости, которая должна быть направлена на создание новой модели занятости.  

Основными стратегическими  направлениями деятельности государства  по созданию новой модели занятости  должны стать: 

·        содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого; 

·        целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест; 

·        реальная и повсеместная поддержка  малого и среднего предпринимательства; 

·        становление и развитие муниципальной  собственности; 

·        совершенствование законодательства в сфере занятости; 

·        разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих  мест, подготовка организационных и  нормативно-правовых основ для их реализации; 

·        введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов; 

·        совершенствование отношений социального  партнерства за счет включения в  договоры всех уровней мероприятий  по созданию и сохранению рабочих  мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ. 

3,3 Социальные  конфликты, их предотвращение  и разрешение 

Конфликт является формой жизненных противоречий и  проявляется в столкновении, противоборстве сторон, сил, поступков, идей, мнений. 

Поляризация и  интеграция сторон и сил при конфликте  имеет отрицательные и положительные  моменты. Отрицательная сторона  конфликта выражается в опасности  нестабильности, раскола общества, внутренних беспорядках. Позитивным в конфликте является возможность устранения устаревших форм отношений, правил, норм, достижения необходимого равновесия на более высокой ступени развития. 

Неудачи экономического реформирования привели к серьезным  деформациям в социальной сфере. Усилившая поляризация общества привела к созданию предпосылок роста социального недовольства и к возможным социальным взрывам (потеря социального статуса, неспособность адаптироваться к новым условиям, отчуждение от собственности) делают эти предпосылки устойчивыми. По существу в обществе сформировался конфликтный своеобразный потенциал, способный детерминировать проявления социального недовольства в различных формах и различных сферах. Немаловажную роль играет и реализация другой концепции – концепции «социальной атомизации», призванной способствовать формированию конкурентной среды (война всех против всех, выживает сильнейший и так далее). Сегодня стало ясно, что в основу этой концепции заложены чуждые российской ментальности ценности: индивидуализм, эгоизм, поребительство и прочее. 

Таким образом, сформировавшийся в обществе конфликтный  потенциал содержит в себе и противоречия в системе ценностей, что находит  свое отражение и в несовпадающих  групповых интересах. 

Эти противоречия и расхождения в интересах  и ценностях обнажились и обострились особенно явно в последние годы. Этому свидетельство – целый ряд социальных конфликтов, вовлекающих в сою орбиту значительные массы населению. 

Социальный конфликт является следствием нарастания напряженности  в обществе, трудовом коллективе. Индикаторами ее могут быть нерешительность политических проблем, высокий уровень преступности, необеспеченность предметами потребления т т.д. Наибольшее распространение получают конфликты, связанные с нарушением социальных и экономических прав граждан, защита которых гарантируется государством. В трудовом коллективе социальною напряженность провоцирует стагнация производства, отсутствие связи заработка с результатами труда, задержка выплаты заработной платы и другое. 

В период проведения экономических реформ, когда регулирующие функции государства ослабли, а рынок еще не сложился, расширилось поле для конфликтов, особенно в сфере трудовых отношений. Непопулярные решения или действия властей, собственников или руководителей предприятий вызывают конфликты между населением и властями, работниками и работодателями. 

Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты  имеют в целом общие стадии протекания: 

- потенциальной  формирование противоречных интересов,  ценностей, форм; 

- переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; 

- конфликтные  действия; 

- снятие или  разрешение конфликта. 

Кроме того, каждый конфликт имеет также более или  менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с экономическими и социальными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. 

Следующий элемент  конфликта – цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. 

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. 

И, наконец, в  любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых. 

На всех стадиях, от зарождения до разрешения, социального  конфликта задачами органов управления являются: 

Информация о работе Управление социальной сферой (на примере города Воронеж)