Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы является изучение конфликта. Предмет – социально-психологические характеристики конфликта.
Для раскрытия данной темы я выделила следующие задачи:
определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,
раскрыть причины социальных конфликтов,
обозначить основные этапы протекания конфликтов,
предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,
нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.

Оглавление

Введение.
Глава 1.Теоритический анализ конфликтов в среде курсантов:
1.1. Понятие, структура, функции, история конфликтов
1.2. Методики исследования конфликтов
Глава 2. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.1. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.2. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов
2.3. Анализ практики, преодоление, разрешение конфликтов
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

Федеральное государственное

Образовательное учреждение

«Академия ФСИН России»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра социальной психологии и социальной работы 
 
 
 

Курсовая  работа

На  тему: «Социально –  психологическая  характеристика конфликтов в среде курсантов» 
 
 

Работу  выполнил:

Научный руководитель:

Доктор  психологических  наук,профессор

А.Н.Сухов 

     Рязань 2012    

                                        Оглавление:

Введение.

Глава 1.Теоритический  анализ конфликтов в  среде курсантов:

1.1. Понятие, структура,  функции, история  конфликтов

1.2. Методики исследования  конфликтов

Глава 2. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов

2.1. Эмпирический анализ  конфликтов в среде курсантов

2.2. Факторы, влияющие  на возникновение  конфликтов

2.3. Анализ практики, преодоление, разрешение  конфликтов

Заключение.

Список  использованной литературы.

Приложения.

 

     

     Введение.

  Современное общество характеризуется сложной  системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально  противоположные, что приводит к  возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты. Сами по себе конфликты являются естественным механизмом, что говорит о их относительной  безвредности для человека. Однако в определенных случаях конфликты  могут нанести вред психике человека, его материальному и духовному  миру. Поэтому важно изучение конфликтов, их типов, структуры, особенностей протекания, степени выраженности, путей разрешения и т. д. Актуальность работы мы видим в получении максимально полной информации о конфликте для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения.

  В моей работе я постаралась исследовать  особенности социально-психологического конфликта, способов их диагностики  и путей преодоления, что является целью нашей работы.

  Объектом  работы  является изучение конфликта. Предмет – социально-психологические характеристики конфликта.

  Для раскрытия данной темы я выделила следующие задачи:

  1. определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,
  2. раскрыть причины социальных конфликтов,
  3. обозначить основные этапы протекания конфликтов,
  4. предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,
  5. нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.

  Глава 1. Теоретический  анализ конфликтов в  среде курсантов.

  1.1 Понятие, структура,  функции, история  конфликтов.

  Термин  «социология конфликта»  впервые  ввел немецкий философ и социолог  Г. Зиммель (1858-1918), который именно так  назвал одну из своих работ, изданную в начале XX столетия. В современной социальной психологии  и социологии  понятие «конфликтология»  собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований. Пока эта теория носит характер «среднего ранга». В то же время она претендует  на статус общепсихологической теории.

  С момента  становления западной социальной психологии и социологии она оказалась в  центре их внимания. Однако степень  интереса к исследованию конфликта  значительно варьировалось –  от признания важности и позитивной ценности конфликта в конце XIX-начале XX в. (Г. Зиммель) до минимального внимания к нему со стороны социальных  аналитиков  и попытки создания  в настоящее время специальной дисциплины о конфликтах – конфликтологии (Р. Дарендорф, Х. Крисмански).

  Первое  обращение к проблеме конфликта  связанно с социал-дарвинизмом. Его  представители подвергли критике  концепцию органической школы, отождествлявшей  общество с организмом, и создали  в противовес ей собственную теорию конфликта. Вместе с тем следует  отметить ненаучность теории  социал - дарвинистов, которая подменяет  изучение механизма конфликта иллюстрацией  дарвиновских  принципов «борьбы  за существование» и «естественного отбора».

  С середины 20- х гг. XX в. интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но сначала 1940-х гг. снова взрос.  При этом попытка возрождения теории конфликтов связана с именем Т. Парсонса.

  За  рубежом проблема конфликта изучается  в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихологии, интеракционизма, когнитивизма, математического  моделирования и др.  О широте  исследования этой проблемы в западных странах говорят следующие обстоятельства. В США по данной тематике  издается специальный журнал «Проблемы разрешения конфликтных ситуаций». Здесь имеются специальные научные учреждения, которые занимаются изучением   только проблемы конфликтов. Кроме того, при Мичиганском университете  функционирует Центр по исследованию конфликтов,  который координирует  все разработки,  проводимые  в этом направлении.  В Англии  создан  Лондонский институт  по изучению  международных конфликтов, готовятся профессиональные  конфликтологи.

  Однако теория конфликта в США, европейских странах не представляет какой-либо единой концепции, а выступает в виде разрозненных  взглядов.  Среди них наибольшую известность получили концепция позитивно-функционального конфликта  Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, общая теория конфликта К. Боулдинга.

  На  сегодняшний день имеется острая необходимость связать в систему те исследования, которые ведутся в рамках  различных наук: биологии, искусствоведения, математики, педагогики, политологии, правоведения, разных отраслей психологии, социологии, философии и некоторых других наук, например психиатрии, военных наук. Создание такой комплексной науки о конфликтах не только желательно и возможно, но и необходимо.

  Предметом конфликтологии являются  общие  закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Её интересуют в основном два типа конфликтов: внутриличностные и социальные конфликты. В свою очередь, к главным  видам  конфликтов относятся: межличностные, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между  отдельными государствами и коалициями. Однако в реальной жизни очень  редки конфликты в «чистом» виде.

  Основное  содержание теории конфликтов составляют следующие категории: понятие и  структура конфликта, его динамика, стадии развития, функции и типология.

  В житейском  смысле конфликт означает ссору, спор, драку и т.д. Подобное  толкование, например, можно найти в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова. Такая трактовка конфликта достаточно широка и аморфна. Конфликт -  многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально - психологическое явление. На макро -, среднем и микроуровне он представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном - внутриличностный конфликт (как столкновение тенденций, сторон личности).

  Единого определения социального конфликта  не существует. Впрочем, создание универсального определения социального конфликта  вряд ли возможно. Во всяком случае, это  дело будущего. Пока же можно констатировать следующее.

  В 1972 г. В.И. Брудный и В.А. Семенов определили конфликт как «столкновение противоположных  интересов, мнений и стремлений». А.А. Ершов расширил и углубил данное определение, подчеркнув, что личностный конфликт «означает  столкновение личностей  ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения  в процессе и в результате общения  этих личностей». В.М. Афонькова формулирует  конфликт как «ситуацию столкновения  и борьбы несовпадающих точек  зрения, интересов, установок субъектов».  А.Г. Ковалев трактует конфликт  через  противоречие. Н.Г. Гришина предлагает рассматривать конфликты как  реакцию людей на препятствия  к достижению разного рода целей  совместной деятельности, на поведение  других лиц, не соответствующее ожиданиям, а также реакцию на почве несовместимости  характерологических шаблонов поведения, несходства культурных  основ и потребностей.

  В 80-90-е  гг. ХХ в. опубликовано множество работ, где психологами предлагаются различные  трактовки конфликта. Несмотря на разные подходы к определению конфликта, можно выделить присущие ему свойства:

  • наличие противоречий, во всяком случае, различий, между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;
  • противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать его Я;
  • негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу  как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

  По  мнению американского социолога  Л. Козера, каждое общество содержит  в себе некоторые элементы напряжения и потенциальных социальных конфликтов, которые он рассматривает как  важнейшую составную часть социального  взаимодействия, способствующую разрушению или укреплению социальных связей.  Л. Козер определяет конфликт как  явление, отражающее устремления и  чувства социальных групп и индивидов  в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение  доходов, переоценку ценностей и  т.п.

  Наибольшее  количество определений имеется  относительно межличностного конфликта. Считается, что  конфликт – это  столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодействия.

  Что касается внутриличностного конфликта, то первенство в области его изучения принадлежит психоанализу, гештальт-терапии, гуманистической психологии.

  Естественно, каждый тип конфликта требует  к себе специального подхода и  определения. Семейные конфликты отличаются от конфликтов в научных, воинских подразделениях, тем более от криминогенных, политических и организационных.

  Конфликты возникают не в силу действия объективных  обстоятельств, а образа их восприятия, осознания, оценки, отношения к ним. Большую роль при этом играют рефлексия, когнитивные процессы. Люди пытаются анализировать  создавшуюся ситуацию, но довольно часто ошибочно объясняют  причины конфликтов. Это явление  получило название каузальной атрибуции. В данном случае исходят из личного  опыта, приписывают собственные  недостатки другим, проецируют свои психологические  состояния на других, стереотипно, ошибочно судят. Одновременно с этим в условиях конфликта включаются защитные механизмы, направленные на выход из фрустрации: агрессия, обесценивание (рационализация), замещение, вымещение и пр. наложение  этих процессов превращает конфликтное  поведение в эмоционально и интеллектуально  насыщенное.

  Структуру конфликта составляют такие его  характеристики:

  • стороны или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государства)
  • количество участников и масштаб распространения: глобальный, региональный, локальный, межличностный;
  • предмет конфликта-то, из-за чего возник конфликт;
  • образы конфликтной ситуации как внутренние ее картины: представления участников о самих себе(своих мотивах, ценностях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.

  Исходя  из этого, выделяют четыре случая:

  1. конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;
  2. конфликтная ситуация объективно существует и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности(случай неадекватного восприятия конфликта);
  3. конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные(случай ложного конфликта);
  4. конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается( случай объективного конфликта).

Информация о работе Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов