Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:43, курсовая работа
Объектом работы является изучение конфликта. Предмет – социально-психологические характеристики конфликта.
Для раскрытия данной темы я выделила следующие задачи:
определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,
раскрыть причины социальных конфликтов,
обозначить основные этапы протекания конфликтов,
предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,
нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.
Введение.
Глава 1.Теоритический анализ конфликтов в среде курсантов:
1.1. Понятие, структура, функции, история конфликтов
1.2. Методики исследования конфликтов
Глава 2. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.1. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.2. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов
2.3. Анализ практики, преодоление, разрешение конфликтов
Заключение.
Список использованной литературы.
Кроме того, при анализе конфликтов следует выделять:
Конфликты
выполняют разнообразные
Разрушительная(
Созидательная(
Конструктивные
конфликты лежат в основе политической
и экономической
Диагностическая функция связана с подниманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.
Конфликт
как социально-психологическое
Конфликт конфликту рознь. Имеются различные классификации конфликтов. С учетом одних оснований выделяют реальные, ложные, иррациональные конфликты, с позиции других оснований - внутри личностные и социальные.
Между тем существующая типология конфликтов более сложная. Так, внутриличностные конфликты могут быть патогенными, позитивными, приводящими к нравственной переоценке, переориентации. В свою очередь, социальные конфликты подразделяются на социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти; социально-экономические и т.п. При этом в зависимости от сферы возникновения они бывают семейными, групповыми, в научной, воинской среде, межэтническими и пр. В то же время по своим последствиям конфликты могут быть позитивными и деструктивными, последние также включают в себя криминогенные.
В отечественной социальной психологии, к сожалению неоправданно, мало внимания уделено конструктивным конфликтам.
Ориентированная
на практическое использование классификация
конфликтов в зависимости от сфер
их возникновения и проявления выглядит
следующим образом: социально-политические,
в том числе этнополитические
конфликты, межэтнические конфликты;
конфликты в сфере управления
(организационно-
Являясь следствием социальной напряженности, выплеснувшейся на поверхность при распаде тоталитарных режимов, социальные(региональные, межнациональные) конфликты охватили значительную часть евроазиатского континента. Парадокс в том, что приходящие к власти посткоммунистические, в большинстве своем националистические режимы, не только не несут в себе бесконфликтность, но в ряде случаев сами порождают конфликтные ситуации или возобновляют старые с новой силой. Существенной причиной межэтнических конфликтов является стремление нации к своей однородности, «чистоте», а также дискриминационное поведение представителей одной национальности в отношении представителе другой национальности.
Межэтнические конфликты – это крайняя отрицательная форма проявления сложных глубинных противоречий в отношениях между этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, национально-психологических, религиозных факторов. В чистом виде межэтнические конфликты в природе, за исключением бытового уровня, не существуют. Межличностные этнические конфликты возникают из-за когнитивных причин, столкновения стереотипов, установок. Чаще всего они выступают в качестве этнополитических, этноэкономических конфликтов.
При
одновременном существовании
Межнациональный конфликт имеет несколько стадий развития. Вначале происходит нарастание напряженности, усиление активности какой-либо одной национальной группы, постепенное втягивание в противостояние другой группы, формирование организованности движений путем выдвижения лидеров и активистов, создание материальной базы, структурирование по следущим направлениям
В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, интересов или потребностей военнослужащего. Каждый из нас не один раз попадал в состояние внутриличностного конфликта, для преодоления которого подчас требуется немало усилий. К примеру, матрос первого периода службы знает о случаях неуставных взаимоотношений в подразделении и понимает, что дня успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки такого доклада со стороны сослуживцев. Если он в этой ситуации колеблется, не знает, как ему поступить, то его состояние является внутриличностным конфликтом.
Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называют межличностным. Если он происходит между подчиненным и начальником, то его называют конфликтом «по вертикали».
Как это ни парадоксально звучит, военная наука — самая молодая отрасль научных знаний, которая изучает проблему конфликта, выделяет ее как самостоятельную. Первая работа военного ученого на эту тему опубликована в 1988 г. Это журнальная статья Е. Долгополова, посвященная военным аспектам региональных конфликтов.
Почему же столь поздно по сравнению с другими отраслями знаний военная наука обратилась к изучению конфликта? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к предмету исследования военной науки. Как следует из «Военного энциклопедического словаря», «основным предметом военной науки является вооруженная борьба в войне». Поэтому закономерно, что до конца 80-х годов в военной науке приоритетное значение отводилось категории «война». Война рассматривалась как общественно-политическое явление, представляющее собой борьбу государств, наций, социальных групп, ведущуюся средствами вооруженного насилия.
В конце
80-х годов в военной науке
появилась необходимость
В исследованиях проблемы конфликта военными учеными выделяются несколько направлений:
Молодому офицеру важно знать, с какими конфликтами ему придется сталкиваться чаще всего. Анализ 250 конфликтов в Сухопутных войсках и войсках ПВО показал, что 48% конфликтов между офицерами подразделений происходит в звене подчиненный – непосредственный начальник. Еще 30% конфликтов имеют место в звене подчиненный – прямой начальник. 19% от общего количества конфликтов происходит между офицерами, не находящимися в отношениях подчиненности, а 3% – между временно подчиненными. Из этого следует, что типичным конфликтом для офицеров подразделения является конфликт со своими подчиненными или начальниками.
В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным межгрупповым конфликтом в подразделении является конфликт между двумя группами воинов различных призывов или возникший на межнациональной почве.
В военной же психологии под конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия военнослужащих, заключающийся в активном противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Необходимыми
и достаточными условиями возникновения
конфликта являются наличие у
субъектов военно-
Само
противодействие субъектов
Конфликтное взаимодействие (противостояние) имеет две основные особенности. Во-первых, конфликт характеризуется противодействием сторон, т.е. общением, поведением, деятельностью, одной из целей которых является нанесение морального или материального ущерба оппоненту. При неконфликтном взаимодействии такая цель отсутствует. Во-вторых, конфликт – это такое противодействие, которое сопровождается выраженными или скрытыми негативными эмоциями по отношению к оппоненту. Этот признак особенно характерен для межличностных конфликтов.
Обычно конфликт считается негативным социально-психологическим явлением, отрицательно влияющим на психологическое состояние и деятельность как конфликтующих, так и коллектива в целом. На самом деле влияние конфликта на оппонентов и коллектив не столь однозначное. В результате изучения военными психологами 130 конфликтов установлено, что практически каждый из них несет в себе и конструктивную, и деструктивную функции. Оказалось, что во время конфликта качество деятельности его участников в той или иной степени ухудшается. Причем сильнее ухудшается деятельность того оппонента, который не прав.
Представление
о конфликте как о негативном
социально-психологическом
Если конфликт оказывает в большей степени отрицательное влияние на жизнь и деятельность оппонентов и коллектива, то он является деструктивным. Если влияние в итоге положительное, то конфликт конструктивен. Какие из этих функций преобладают, зависит от того, как будут вести себя участники конфликта, правильно ли поймет суть конфликта и окажет ли на него регулирующее влияние офицер-руководитель.
Конфликт, как считают психологи, – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.
Информация о работе Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов