Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы является изучение конфликта. Предмет – социально-психологические характеристики конфликта.
Для раскрытия данной темы я выделила следующие задачи:
определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,
раскрыть причины социальных конфликтов,
обозначить основные этапы протекания конфликтов,
предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,
нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.

Оглавление

Введение.
Глава 1.Теоритический анализ конфликтов в среде курсантов:
1.1. Понятие, структура, функции, история конфликтов
1.2. Методики исследования конфликтов
Глава 2. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.1. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.2. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов
2.3. Анализ практики, преодоление, разрешение конфликтов
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.71 Кб (Скачать)

  Кроме того, при анализе конфликтов следует  выделять:

  • сферы возникновения и проявления( политика, экономика, общество);
  • пространственно-временные характеристики;
  • условия и повод возникновения столкновения;
  • частоту-количество столкновений участников конфликта за определенный отрезок времени: эпизодические, хронические, циклические конфликты;
  • продолжительность-количество времени  от начала до разрешения конфликта( кратковременные и долговременные);
  • средства и действия, используемые участниками для достижения своих целей (шантаж, дезинформация, слухи и т.д.);
  • форму проявления, выражающуюся на вербальном и невербальном уровне, открыто и скрыто;
  • результат(исход) конфликта.

  Конфликты выполняют разнообразные функции, основными из которых являются разрушительная, созидательная и диагностическая.

  Разрушительная(деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной  напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях, патогенных последствиях.

  Созидательная(конструктивная) функция конфликта заключается  в преодолении трудностей, кризисов. Положительный конфликт способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановки взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, повышению уровня организованности, улучшению психологического климата.

  Конструктивные  конфликты лежат в основе политической и экономической конкурентности.

  Диагностическая функция связана с подниманием  причин возникшего противоборства, мотивов  его участников.

  Конфликт  как социально-психологическое явление  представляет собой процесс, протекающий  во времени. Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:

  • предконфликтную ситуацию, характеризующуюся натянутостью отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы и пр. такую ситуацию называют потенциальным конфликтом или предконфликтной ситуацией. При осознании ее происходит переход к следующей стадии конфликта;
  • конфликтное взаимодействие, которое может протекать следующим образом: 1-й вариант-выход из конфликта; 2-й вариант-завершение конфликта;3-й вариант-борьба до победного конца. Выделяют и другие варианты конфликтного взаимодействия(сотрудничество и приспособление);
  • разрешение конфликта - обстановка после конфликта(с этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично и совсем не разрешенным)

  Конфликт  конфликту    рознь.  Имеются  различные классификации  конфликтов.  С учетом одних  оснований выделяют реальные, ложные, иррациональные конфликты, с позиции других оснований - внутри личностные и социальные.

  Между тем существующая типология конфликтов более сложная. Так, внутриличностные конфликты могут быть патогенными, позитивными, приводящими к нравственной переоценке, переориентации. В свою очередь, социальные конфликты подразделяются на  социально-политические,  в  основе которых лежит борьба за овладение, сохранение и удержание власти; социально-экономические  и т.п. При этом в зависимости  от сферы возникновения они бывают семейными, групповыми, в научной, воинской среде, межэтническими и пр. В то же время по своим последствиям  конфликты могут быть позитивными  и деструктивными, последние также  включают в себя криминогенные.

  В отечественной  социальной психологии, к сожалению неоправданно, мало внимания уделено конструктивным конфликтам.

  Ориентированная на практическое использование классификация  конфликтов в зависимости от сфер их возникновения и проявления выглядит следующим образом: социально-политические, в том числе этнополитические конфликты, межэтнические конфликты; конфликты в сфере управления (организационно-управленческие); семейные и супружеские конфликты; конфликты  в сфере производства, услуг и  торговли; конфликты в научных, воинских подразделениях; конфликты в условиях изоляции(среди экипажей космических  комплексов, кораблей длительного плавания, членов антарктических станций-полярников, в среде осужденных).

  Являясь следствием социальной напряженности, выплеснувшейся на поверхность при  распаде тоталитарных режимов,  социальные(региональные, межнациональные) конфликты охватили значительную часть евроазиатского континента. Парадокс в том, что приходящие к власти посткоммунистические, в большинстве своем националистические режимы, не только не несут в себе бесконфликтность, но в ряде случаев сами порождают конфликтные ситуации или возобновляют старые с новой силой. Существенной причиной межэтнических конфликтов является стремление нации к своей однородности, «чистоте», а также дискриминационное поведение представителей одной национальности в отношении представителе другой национальности.

  Межэтнические конфликты – это крайняя отрицательная форма проявления сложных глубинных противоречий в отношениях между этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, национально-психологических, религиозных факторов. В чистом виде межэтнические конфликты в природе, за исключением бытового уровня, не существуют. Межличностные этнические конфликты возникают из-за когнитивных причин, столкновения стереотипов, установок. Чаще всего они выступают в качестве этнополитических, этноэкономических конфликтов.

  При одновременном существовании наиболее благоприятных факторов противоречия между жизненно важными интересами разных этнических общностей могут  достигать критического состояния  и приобретать характер жесткого противоборства в форме открытой конфронтации, что приводит к групповым  и массовым эксцессам. Причины межэтнических  конфликтов носят  не поверхностный, а глубинный, системно-структурный  характер.

  Межнациональный конфликт имеет несколько стадий развития. Вначале происходит нарастание напряженности, усиление активности какой-либо одной национальной группы, постепенное втягивание в противостояние другой группы, формирование организованности движений путем выдвижения лидеров и активистов, создание материальной базы, структурирование по следущим направлениям

  В зависимости  от носителей противоречия, являющегося  основой конфликта, обычно выделяют внутриличностные, межличностные и  межгрупповые конфликты. Внутриличностный конфликт представляет собой столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, интересов или потребностей военнослужащего. Каждый из нас не один раз попадал в состояние внутриличностного конфликта, для преодоления которого подчас требуется немало усилий. К примеру, матрос первого периода службы знает о случаях неуставных взаимоотношений в подразделении и понимает, что дня успешной борьбы с ними необходимо доложить о нарушениях командиру. Однако одновременно он опасается неправильной оценки такого доклада со стороны сослуживцев. Если он в этой ситуации колеблется, не знает, как ему поступить, то его состояние является внутриличностным конфликтом.

  Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называют межличностным. Если он происходит между подчиненным и начальником, то его называют конфликтом «по вертикали».

  Как это ни парадоксально звучит, военная  наука — самая молодая отрасль  научных знаний, которая изучает  проблему конфликта, выделяет ее как  самостоятельную. Первая работа военного ученого на эту тему опубликована в 1988 г. Это журнальная статья Е. Долгополова, посвященная военным аспектам региональных конфликтов.

  Почему  же столь поздно по сравнению с  другими отраслями знаний военная наука обратилась к изучению конфликта? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к предмету исследования военной науки. Как следует из «Военного энциклопедического словаря», «основным предметом военной науки является вооруженная борьба в войне». Поэтому закономерно, что до конца 80-х годов в военной науке приоритетное значение отводилось категории «война». Война рассматривалась как общественно-политическое явление, представляющее собой борьбу государств, наций, социальных групп, ведущуюся средствами вооруженного насилия.

  В конце 80-х годов в военной науке  появилась необходимость введения понятия «военный конфликт», а следовательно, возник вопрос о соотношении категорий  «война» и «военный конфликт». Война  стала рассматриваться как сложное  социальное явление в едином спектре военных конфликтов различной интенсивности.

  В исследованиях  проблемы конфликта военными учеными  выделяются несколько направлений:

  • Разработка теории собственно военного конфликта — его сущность, классификация, соотношение войны и военного конфликта, управление конфликтом, факторы эскалации конфликта и т.д. (С.Богданов);
  • Роль и место армии в вооруженных конфликтах (Чебан);
  • Стратегические вопросы подготовки и действий вооруженных сил в военных конфликтах (А.Касюк);
  • Действия видов и родов войск в военных конфликтах (ВДубров);
  • Влияние военных конфликтов на разные аспекты жизнедеятельности общества (Ю.Седов).

  Молодому  офицеру важно знать, с какими конфликтами ему придется сталкиваться чаще всего. Анализ 250 конфликтов в Сухопутных войсках и войсках ПВО показал, что 48% конфликтов между офицерами  подразделений происходит в звене  подчиненный – непосредственный начальник. Еще 30% конфликтов имеют  место в звене подчиненный  – прямой начальник. 19% от общего количества конфликтов происходит между офицерами, не находящимися в отношениях подчиненности, а 3% – между временно подчиненными. Из этого следует, что типичным конфликтом для офицеров подразделения является конфликт со своими подчиненными или  начальниками.

  В межгрупповых конфликтах в качестве противоборствующих сторон выступают не отдельные военнослужащие, а их группы. Типичным межгрупповым конфликтом в подразделении является конфликт между двумя группами воинов различных призывов или возникший на межнациональной почве.

  В военной  же психологии под конфликтом (от лат. conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия военнослужащих, заключающийся в активном противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

  Необходимыми  и достаточными условиями возникновения  конфликта являются наличие у  субъектов военно-профессионального  взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также  состояние противоборства между  ними. Если же субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными.

  Само  противодействие субъектов конфликта  может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении или военно-профессиональной деятельности.

  Конфликтное взаимодействие (противостояние) имеет  две основные особенности. Во-первых, конфликт характеризуется противодействием сторон, т.е. общением, поведением, деятельностью, одной из целей которых является нанесение морального или материального ущерба оппоненту. При неконфликтном взаимодействии такая цель отсутствует. Во-вторых, конфликт – это такое противодействие, которое сопровождается выраженными или скрытыми негативными эмоциями по отношению к оппоненту. Этот признак особенно характерен для межличностных конфликтов.

  Обычно  конфликт считается негативным социально-психологическим  явлением, отрицательно влияющим на психологическое  состояние и деятельность как  конфликтующих, так и коллектива в целом. На самом деле влияние  конфликта на оппонентов и коллектив  не столь однозначное. В результате изучения военными психологами 130 конфликтов установлено, что практически каждый из них несет в себе и конструктивную, и деструктивную функции. Оказалось, что во время конфликта качество деятельности его участников в той  или иной степени ухудшается. Причем сильнее ухудшается деятельность того оппонента, который не прав.

  Представление о конфликте как о негативном социально-психологическом явлении, скорее всего, связано с отрицательным  влиянием его на настроение оппонента, а также на социально-психологический  климат коллектива. Анализ реальных конфликтов показал, что в 85% ситуаций настроение даже правого оппонента в ходе конфликта заметно ухудшается. У  неправого оппонента ухудшение  происходит в 70% конфликтов. Конфликт продолжает оказывать негативное влияние на настроение участников и после его  разрешения примерно в 50% ситуаций. Таким  образом, конфликт оказывает заметное негативное влияние на психическое  состояние воинов.

  Если  конфликт оказывает в большей  степени отрицательное влияние  на жизнь и деятельность оппонентов и коллектива, то он является деструктивным. Если влияние в итоге положительное, то конфликт конструктивен. Какие из этих функций преобладают, зависит  от того, как будут вести себя участники конфликта, правильно  ли поймет суть конфликта и окажет ли на него регулирующее влияние офицер-руководитель.

  Конфликт, как считают психологи, – это  столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных  или межгрупповых отношениях.

Информация о работе Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов