Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:43, курсовая работа
Объектом работы является изучение конфликта. Предмет – социально-психологические характеристики конфликта.
Для раскрытия данной темы я выделила следующие задачи:
определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,
раскрыть причины социальных конфликтов,
обозначить основные этапы протекания конфликтов,
предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,
нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.
Введение.
Глава 1.Теоритический анализ конфликтов в среде курсантов:
1.1. Понятие, структура, функции, история конфликтов
1.2. Методики исследования конфликтов
Глава 2. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.1. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.2. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов
2.3. Анализ практики, преодоление, разрешение конфликтов
Заключение.
Список использованной литературы.
Обработка результатов.
Индексы различных форм агрессии и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.
1. Физическая агрессия:
«да» - в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
«нет» - 9, 17, 41.
2. Косвенная агрессия:
«да» - в вопросах 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63;
«нет» - 26, 49.
3. Раздражение:
«да» - в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
«нет» - 11, 35, 69.
4. Негативизм:
«да» - в вопросах 4, 12, 20, 28;
«нет» - 36.
5. Обида:
«да» - в вопросах 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;
«нет» - 44.
6. Подозрительность:
«да» - в вопросах 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
«нет» - 65, 70.
7. Вербальная агрессия:
«да» - в вопросах 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
«нет» - 39, 66, 74, 75.
8. Чувство вины:
«да» - в вопросах 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
По
результатам можно построить
психологический профиль
Перевод баллов в стены
Индекс | Степень агрессивности (стены) | |||||||||
слабая | средняя | Сильная | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Баллы | ||||||||||
1 | 0 – 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 0 – 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
3 | 0 – 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
4 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 |
5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 |
6 | 0 – 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
7 | 0 – 2 | 3 | 4 | 5 | 6 – 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12,13 |
8 | 0 – 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
После
перевода баллов в стены для построения
профиля агрессивности личности
клиента необходимо нарисовать круг,
разделив его площадь на восемь равных
частей (по количеству индексов) и разметив
полученные отрезки на десять равных
частей (по количеству стенов – показателей
уровня каждого индекса) по оси, от середины
к поверхности круга. При соединении
точек каждого из индексов внутри
круга получится профиль
Диагностика психолого-педагогической характеристики
малой учебной группы
Инструкция.
Карта-схема, состоящая из опросных листов,
представляет собой пятибалльную шкалу,
вмонтированную в набор качеств, характеризующих
наиболее существенные свойства группы
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе:
5 - ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,
4 - проявляется постоянно, но не так сильно,
3 - не очень проявляется,
2
- проявляется противоположное
1
- сильно проявляется
Например:
Группа стремиться общаться и сотрудничать с другими групп-пами. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от дру-гих групп. |
5 ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено,
4 - когда не очень выражено,
3 - слабо выражено,
2 - больше выражено стремление обходиться, чем общаться,
1
- стремление обособиться
Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по принцип противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его положительную оценку, m справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующее балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.
1. Группа
активна, полна творческой |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1. Группа инертна, пассивна. | |
2.Группа
выше всего ставит |
2.Группа выше
всего ставит примитивные | ||||||
3.В своих
делах группа ставит перед
собой общественно полезные |
3.Группу отличают
общественно вредные, | ||||||
4.Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цепи каждого члена группы в отдельности. | 4.В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми | ||||||
5.В группе
более всего уважают |
5.Популярные члены группы - эгоисты, работающие лишь для себя. | ||||||
6.Члены
группы стремятся постоянно |
6.У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом. | ||||||
7.Группа
стремится общаться и |
7.У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп. | ||||||
8.Группу отличают устойчивые интересы. | 8. Группу отличает быстрая смена интересов. | ||||||
9. Группа постоянно осущест-вляет свои интересы на деле. | 9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле. | ||||||
10. Актив, ядро группы ведет ее на общественно полезные дела. | 10.Актив ведет группу на антиобщественные дела. | ||||||
11.В группе
справедливо отно-сятся ко |
11 . Группа заметно
разделяется на « | ||||||
Организованность | |||||||
1.В группе
разумно, доброже-лательно |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1.При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты. | |
2. Группа
может самостоя-тельно выбрать
себе организа-торов по |
2.Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня». | ||||||
3.Члены группы взаимодей-ствуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом. | 3.Большинство членов группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно. | ||||||
4.Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу. | 4.В этих условиях происходит рас-согласование группы, вплоть до ее полного распада. | ||||||
5.Неудача
в достижении групповой цели
приводит к еще большему |
5.Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели. | ||||||
6. Группа
постоянно и устой-чиво |
6.Группа стремится
изолироваться от других групп, | ||||||
7. Группа
доброжелательно, участливо |
7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду. | ||||||
8. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. | 8. Группа способна к согласованию своих действий. | ||||||
9.Группа
представляет устой-чивое |
9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. | ||||||
10. Члены
группы активно стремятся |
10. К сохранению
группы ее члены относятся
безразлично. Группа легко | ||||||
11. Группа
имеет хороших, способных |
11. Группа не имеет
хороших, способных | ||||||
Интеллектуальная коммуникативность | |||||||
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 . Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво | |
2.Все члены
группы прислу-шиваются к |
2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы. | ||||||
3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутри групповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д. | 3. В группе не
знают о ее задачах, | ||||||
4. Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. | 4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач. | ||||||
5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. | 5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов. | ||||||
6. В
изменяющихся жизненных |
6. Группа не способна оценивать изме-нившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям. | ||||||
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений. | 7.Для группы характерны протии-воположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий. | ||||||
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках. | 8.В группе имеют место явно протии-воречивые мнения о своих возмож-ностях и недостатках. | ||||||
9. Группа
верно, единодушно оценивает |
9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп. | ||||||
10. Критические
замечания со стороны членов
группы прини-маются |
10. Критические замечания
со стороны одних членов | ||||||
11. Критические
замечания извне группы |
11. Критические замечания извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству. |
Психологический климат
1.Преобладание
мажорного, при-поднятого, |
5 | 3 | 2 | 1 | 1. Преобладание подавленного настро-ения, пессимистического настроя в группе. | ||
2.Доброжелательность
во взаи-моотношениях членов |
2.Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия. | ||||||
3. Стремление
к совместности переживаний |
3. Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний. | ||||||
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы. | 4. Успехи или
неудачи группы оста-вляют | ||||||
5. Успехи
или неудачи товарищей |
5. В этих
условиях в группе прояв- | ||||||
6. В
сложных ситуациях про-исходит
эмоциональное едине-ние, |
6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерян-ность, ссоры, взаимные обвинения и т. д. | ||||||
7.Отрицательная
оценка группы со стороны |
7.В данных
обстоятельствах у части | ||||||
8.В
отношении между эмоции- |
8.Группировки
конфликтуют между собой, | ||||||
9.Групповые
эмоциональные «взрывы» в |
9. Групповые
эмоциональные состояния | ||||||
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать совместной деятельности. | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности. | |
11. Группа
способна сдерживать |
11. Группа не в
состоянии сдерживать |
Количественная оценка проводится на основе сопоставления общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива:
Уровни развития коллектива | Сумма баллов по всем качествам |
Высокое развитие | 180-220 |
Хорошее развитие | 140-179 |
Среднее развитие | 100-139 |
Недостаточное развитие | 60-99 |
Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность ,организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм
Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела
Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность
Правильная
ориентировка каждого школьника
в жизнедеятельности класса, что
значит, как писал А. С. Макаренко,
«ощущать, в каком месте коллектива
ты находишься и какие твои обязанности
по отношению к поведению из этого
вытекают».
Информация о работе Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов