Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы является изучение конфликта. Предмет – социально-психологические характеристики конфликта.
Для раскрытия данной темы я выделила следующие задачи:
определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,
раскрыть причины социальных конфликтов,
обозначить основные этапы протекания конфликтов,
предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,
нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.

Оглавление

Введение.
Глава 1.Теоритический анализ конфликтов в среде курсантов:
1.1. Понятие, структура, функции, история конфликтов
1.2. Методики исследования конфликтов
Глава 2. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.1. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.2. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов
2.3. Анализ практики, преодоление, разрешение конфликтов
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.71 Кб (Скачать)
 

     Обработка результатов.

     Индексы различных форм агрессии и враждебных реакций определяются суммированием  полученных ответов.

     1. Физическая агрессия:

     «да» - в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

     «нет» -  9, 17, 41.

     2. Косвенная агрессия:

     «да» - в вопросах 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63;

     «нет» - 26, 49.

     3. Раздражение:

     «да» - в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

     «нет» - 11, 35, 69.

     4. Негативизм:

     «да» - в вопросах 4, 12, 20, 28;

     «нет» - 36.

     5. Обида:

     «да» - в вопросах 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;

     «нет» - 44.

     6. Подозрительность:

     «да» - в вопросах 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

     «нет» - 65, 70.

     7. Вербальная агрессия:

     «да» - в вопросах 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

     «нет» - 39, 66, 74, 75.

     8. Чувство вины:

     «да» - в вопросах 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

     По  результатам можно построить  психологический профиль агрессивности. Для этого необходимо баллы по каждому индексу перевести в  стены.

     Перевод баллов в стены

Индекс  Степень агрессивности (стены)
слабая средняя Сильная
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Баллы
1 0 – 1   2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 0 – 1 2 3 4 5 5 6 7 8 9
3 0 – 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
4 0 1 1 2 2 3 3 4 5 5
5 0 1 2 3 4 5 6 7 8 8
6 0 – 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7 0 – 2  3 4 5 6 – 7 8 9 10 11 12,13
8 0 – 1 2 3 4 5 5 6 7 8 9
 

     После перевода баллов в стены для построения профиля агрессивности личности клиента необходимо нарисовать круг, разделив его площадь на восемь равных частей (по количеству индексов) и разметив полученные отрезки на десять равных частей (по количеству стенов – показателей  уровня каждого индекса) по оси, от середины к поверхности круга. При соединении точек каждого из индексов внутри круга получится профиль агрессивности (чем ближе показатель к центру, тем меньше выражена данная реакция). 

     Диагностика  психолого-педагогической характеристики

     малой учебной группы

     Инструкция. Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы 

     Оценка  уровня развития отдельных групповых  качеств идет по пятибалльной системе:

     5 - ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется,

     4 - проявляется постоянно, но не  так сильно,

     3 - не очень проявляется, 

     2 - проявляется противоположное отрицательное  качество,

     1 - сильно проявляется противоположное  отрицательное качество.  

     Например:

Группа  стремиться общаться и сотрудничать с другими групп-пами. 5 4 3 2 1 У группы наблюдается  стремление обособиться, изолироваться  от дру-гих групп.
 

     5 ставится, когда стремление общаться  с другими группами очень ярко  выражено,

     4 - когда не очень выражено,

     3 - слабо выражено,

     2 - больше выражено стремление  обходиться, чем общаться,

     1 - стремление обособиться выражено  ярко 

     Поскольку качества группы даются в карте-схеме  в большинстве случаев по принцип  противоположности, необходимо одновременно учитывать и негативные, и позитивные. Чтобы оценить какое-либо качество, необходимо прочитать слева его  положительную оценку, m справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующее балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

                       Направление активности

1. Группа  активна, полна творческой энергии. 5 4 3 2 1 1. Группа инертна,  пассивна.
2.Группа  выше всего ставит положительные  духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).           2.Группа выше  всего ставит примитивные материальные  блага, деньги, развлечения.
3.В своих  делах группа ставит перед  собой общественно полезные цели.           3.Группу отличают  общественно вредные, асоциальные  цели.
4.Группу  объединяет одна общая цель  деятельности, а не просто сходные  цепи каждого члена группы  в отдельности.                4.В группе соединились  люди, у которых лишь сходные  совпадающие цели, но эти цели  не стали общегрупповыми
5.В группе  более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.               5.Популярные члены  группы - эгоисты, работающие лишь для себя.
6.Члены  группы стремятся постоянно общаться  друг с другом.               6.У членов группы  нет стремления постоянно общаться друг с другом.
7.Группа  стремится общаться и сотрудничать  с другими членами.                7.У группы наблюдается  стремление обособиться, изолироваться от других групп.
8.Группу  отличают устойчивые интересы.               8. Группу отличает  быстрая смена интересов. 
9. Группа  постоянно осущест-вляет свои  интересы на деле.               9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится  это осуществить на деле.
10. Актив,  ядро группы ведет ее на  общественно полезные дела.               10.Актив ведет  группу на антиобщественные дела.
11.В группе  справедливо отно-сятся ко всем  членам группы, стремятся поддержать слабых в общей деятельности, каждый испытывает чувство защищен-ности.               11 . Группа заметно  разделяется на «привилегированных» и «пренебрега-емых», в ней пренебрежительно отно-сятся к слабым.
Организованность
1.В группе  разумно, доброже-лательно решаются  вопросы взаимопомощи. 5 4 3 2 1 1.При решении  групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.
2. Группа  может самостоя-тельно выбрать  себе организа-торов по различным  видам деятельности.                2.Группа не может  самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
3.Члены  группы взаимодей-ствуют в том  направлении, которое приносит успех всей группе в целом.                3.Большинство членов  группы ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно.
4.Трудные  условия, ситуация опасности,  неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.                4.В этих условиях  происходит рас-согласование группы, вплоть до ее полного распада.
5.Неудача  в достижении групповой цели  приводит к еще большему единству  и сплочению группы.                5.Неудача в достижении  групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели.
6. Группа  постоянно и устой-чиво поддерживает  связь и осуществляет взаимодействие  с другими группами.                6.Группа стремится  изолироваться от других групп,  противодействует контактам с  ними.
7. Группа  доброжелательно, участливо относится  к новым членам, старается помочь  освоиться и «прижиться», влиться  в свою среду. -           7. Группа враждебно  относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду.
8. Группа  легко, свободно, быстро, с высокой  результативностью согласует свои действия.               8. Группа способна  к согласованию своих действий.
9.Группа  представляет устой-чивое единое  целое. Имею-щиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимо-действуют друге другом, поддерживая общегрупповое единство.               9. Группа не представляет  единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
10. Члены  группы активно стремятся сохранить  группу как единое целое. Группа  настой-чиво противодействует попыт-кам расформирования.               10. К сохранению  группы ее члены относятся  безразлично. Группа легко поддается  расформированию или даже способствует ему.
11. Группа  имеет хороших, способных организаторов, яв-ляющихся ее авторитетными и полномочными представите-лями.               11. Группа не имеет  хороших, способных организаторов.
Интеллектуальная  коммуникативность
1. Группа  имеет четкое единое суждение  о возможностях ее действительных организаторов. 5 4 3 2 1 1 . Группа не имеет  единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречиво
2.Все члены  группы прислу-шиваются к мнению  своих товарищей и приходят  к единодушному суждению.           2. Члены группы  не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы.
3. Члены  группы хорошо и постоянно  осведомлены обо всем, что касается  группы: ее задачах, внутри групповых  отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т. д.           3. В группе не  знают о ее задачах, внутригрупповых  отношениях, ее месте среди других  групп, результатах ее деятельности и т. д.
4. Группа  легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач.           4. В группе нет  взаимопонимания при решении общих задач.
5. При обсуждении  актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение.           5. Группа не способна  прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в цепом, так и отдельных ее членов.
6. В  изменяющихся жизненных ситуациях  группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение.                6. Группа не способна  оценивать изме-нившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям.
7. При  оценке воспринимаемых фактов  и событий окружающей жизни  в группе существует устойчивое единство суждений.                7.Для группы характерны  протии-воположные суждения и  оценки воспринимаемых фактов,  событий.
8. Группа  имеет единое и четкое мнение  о своих возможностях, достоинствах  и недостатках.                 8.В группе имеют  место явно протии-воречивые мнения о своих возмож-ностях и недостатках.
9. Группа  верно, единодушно оценивает свое  место среди других групп.            9. Группа неверно  и противоречиво оценивает свое место среди других групп.
10. Критические  замечания со стороны членов  группы прини-маются доброжелательно  и способствуют созданию единого группового мнения.                10. Критические замечания  со стороны одних членов группы  принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения.
11. Критические  замечания извне группы принимаются доброже-лательно, самокритично и формируют стремление к осмыс-ливанию и исправлению недостатков.                11. Критические замечания  извне принимаются группой враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству.

Психологический климат

1.Преобладание  мажорного, при-поднятого, доброго общего тона в группе. 5 3 2 1   1. Преобладание  подавленного настро-ения, пессимистического  настроя в группе.
2.Доброжелательность  во взаи-моотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к  другу симпатия.              2.Конфликтность  в отношениях, отталкивание, антипатия. 
3. Стремление  к совместности переживаний события, жизнен-ных явлений, произведений искусства               3. Тенденция  и замкнутости членов группы  друг от друга, отказ или  уклонение от группового характера переживаний.
4. Успехи  или неудачи группы в целом  переживаются ярко всеми членами группы.               4. Успехи или  неудачи группы оста-вляют членов группы равнодушными.
5. Успехи  или неудачи товарищей вызывают  пережива-ние, искреннее участие  других членов группы. Здесь имеют  место одобрение, поддержка, а  упреки и критика делаются с доброжелательных позиций.              5. В этих  условиях в группе прояв-ляются  зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить.
6. В  сложных ситуациях про-исходит  эмоциональное едине-ние, общий  мобилизационный настрой.                6. В этих  условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерян-ность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.
7.Отрицательная  оценка группы со стороны более  широких общностей или их органов  вызывает групповое сопере-живание»  выражающее единение группы и  способствующее ему.                7.В данных  обстоятельствах у части группы  имеют место переживания, выражающие  разобщение группы или способствующие этому.
8.В  отношении между эмоции-ональными  объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное располо-жение и доброжелательность.               8.Группировки  конфликтуют между собой, враждебно  относятся друг к другу. 
9.Групповые  эмоциональные «взрывы» в сложных  жизненных ситуациях (например, общее  негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения.               9. Групповые  эмоциональные состояния взрывного  характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения.
10. Членам  группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться  в группе, участвовать совместной  деятельности. 5 4 3 2 1 10. Члены группы  не стремятся бывать вместе, проявляют безразличие к общению, выражают отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
11. Группа  способна сдерживать проявление  своих чувств, когда этого требуют  интересы дела.               11. Группа не в  состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях.

     Обработка и интерпретация  результатов

     Количественная  оценка проводится на основе сопоставления  общей суммы по всем интегративным  свойствам со следующей шкалой измерения  уровня развития коллектива:

     
     Уровни развития коллектива      Сумма баллов по всем качествам
     Высокое развитие      180-220
     Хорошее развитие      140-179
     Среднее развитие      100-139
     Недостаточное развитие      60-99
      

     Интегративность группы ведет к согласованности  актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив - это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровне развития таких общих характеристик, как направленность ,организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.

     Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ «групповой эгоизм

     Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела

     Согласованность мнений и действий, готовность каждого  школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность

     Правильная  ориентировка каждого школьника  в жизнедеятельности класса, что  значит, как писал А. С. Макаренко, «ощущать, в каком месте коллектива ты находишься и какие твои обязанности  по отношению к поведению из этого  вытекают».                                                          

Информация о работе Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов