Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:43, курсовая работа
Объектом работы является изучение конфликта. Предмет – социально-психологические характеристики конфликта.
Для раскрытия данной темы я выделила следующие задачи:
определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт»,
раскрыть причины социальных конфликтов,
обозначить основные этапы протекания конфликтов,
предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов,
нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций.
Введение.
Глава 1.Теоритический анализ конфликтов в среде курсантов:
1.1. Понятие, структура, функции, история конфликтов
1.2. Методики исследования конфликтов
Глава 2. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.1. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов
2.2. Факторы, влияющие на возникновение конфликтов
2.3. Анализ практики, преодоление, разрешение конфликтов
Заключение.
Список использованной литературы.
Во вторую категорию вошли:
1) Опросник Ч. Д. Спилбергера (см. приложение 1), определяющий уровень личностной и ситуативной тревожности человека.
2) Уровень агрессивности ребенка (см. приложение 2). Позволяет диагностировать агрессивность, как личностное качество, у детей младшего дошкольного возраста путем анкетирования его родителей с помощью вопросов о поведении ребенка.
3) Опросник Баса – Дарки на определение уровня агрессивности (см. приложение 3). Диагностирует склонность к агрессивному поведению у взрослых людей.
4)Тест на соотношение эмоциональной устойчивости и неустойчивости (см. приложение 4), предложенный Г. Айзенком определяет тип личности по данному качеству.
5) Тест на соотношение психотизма и суперэго (см. приложение 5) Позволяет выявить склонность к данным качествам личности испытуемого
6) Методика Филипса. «Диагностика уровня школьной тревожности» (см. приложение 6). Выявляет наличие школьной тревожности у подростков, а также факторы (личностные и социальные), которые ее вызывают.
Как
было выше сказано, эти методики следует
использовать в совокупности и исходя
из целей исследования, а также
его предмета и объекта.
Глава 2. Эмпирический анализ конфликтов в среде курсантов.
2.1 Эмпирическая характеристика конфликтов в среде курсантов
2.2 Факторы влияющие на возникновение конфликтов среди курсантов
Конфликт, как считают психологи, – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.
Конфликты в воинских коллективах, как правило, могут быть порождены целым комплексом причин, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов. К их числу военные психологи относят:
• недостаточную обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения боевых задач;
• нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ;
• слабую разработанность правовых путей разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих.
• сложность и динамичность воинской деятельности;
•
несоответствие нормативного (закрепленного
уставом) характера отношений
• сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу.
Среди субъективных причин возникновения конфликтов в военной психологии выделяются управленческие и психологические.
Управленческие причины:
– принятие необоснованных или ошибочных решений;
– излишняя опека старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей;
– неумение некоторых военных руководителей подчеркнуть престижность первичных командных должностей;
– примерное равенство начальников и подчиненных (например, «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»);
– недостаточная профессиональная подготовка некоторых военнослужащих.
Психологические причины:
– неуставные отношения;
– недостаточность культуры общения, проявление грубости, нетактичности, нетерпимости к чужому мнению;
– стремление командира утвердить свой авторитет среди подчиненных любой ценой;
– предвзятое отношение начальника к подчиненному;
– сложные взаимоотношения между военнослужащими;
– завышенная самооценка отдельных военнослужащих;
– стремление стать лидером в коллективе любыми путями;
– негативизм в поведении;
– повышенная агрессивность и раздражительность;
– эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.
Анализируя
причины возникновения
К сожалению, далеко не всегда конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно знать, как их разрешать
Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий.
Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликтов. Так Столяренко Л. Д. предлагает следующие «способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта:
Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы:
Замедлина Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта:
1)
рекомендации общего характера,
2)
блок методов, используемых до
начала переговоров в условиях
конфликта (невербальная
3)
основная фаза переговоров –
блок методов словесного
4)
рекомендации специального
Среди
тренинговых методик можно
Упражнение № 1.
«Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой – 10 положительных сторон существующей ситуации.
В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность».
Упражнение № 2.
«Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом:
-
полный контроль за
-
анализ подлинных причин
-
локализация конфликта, т.е.
-
отказ от концентрации на
- переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит отвергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены; лучше попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты;
- достаточная активность, поскольку даже отступая можно сохранить спокойный эмоциональный тон отношений.
В процессе обсуждения участники решают, какие пары наиболее конструктивно и толерантно нашли выход из конфликтной ситуации.
Упражнение № 3.
Участники разбиваются на две команды. Выбрав тему для обсуждения и совместно выдвинув критерии оценки деятельности руководителя (вовлекать пассивных участников и приостанавливать затянувшиеся монологи, быть тактичным к выступающим, доказательность, логика, четкость формулировок, соответствие теме) и систему оценок (в баллах), группа избирает руководителя дискуссии. После завершения обсуждения выбранной темы ведущие объявляет и комментирует результаты. В заключении – коллективное обсуждение хода дискуссии.
Примером
темы обсуждения может быт вопрос
о толерантности в
Упражнение № 4.
«Техника «Сценарий обиды».
Закройте глаза и представьте себя гениальным режиссером и не менее гениальным актером; выстройте сначала фильм о своей обиде в виде трагедии (как индийские фильмы, где героев мучают, не дают им жить); а потом этот же фильм – в жанре комедии (вас по прежнему мучат, но все это идет уже под флагом юмора). Или же другой вариант подхода: представьте туже самую трагедию в виде философской притчи, найти в этом глубокий смысл, взглянуть на все немного отстраненно».
Упражнение № 5.
«Техника «Взгляд из будущего».
Мысленно посмотрите на вашу настоящую обиду из будущего, перенеситесь вперед хотя бы на год, а лучше на пять, и вы почувствуете большую разницу между ее теперешним восприятием и тем, как бы вы ее восприняли когда, ибо … время рассасывает обиды и смягчает боль».
Упражнение № 6.
Информация о работе Социально – психологическая характеристика конфликтов в среде курсантов