Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:42, реферат
Люди конфликтуют и конфликтовали всегда с момента появления первых человеческих сообществ. Менялись условия жизни, менялись сами конфликты, менялись их последствия, как экономические, так и социальные. В разные времена общество по-разному относилось к конфликтам в зависимости от того, какая социальная политика поддерживалась государством и поддерживалась ли она вообще.
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
ВВЕДЕНИЕ
Люди конфликтуют и
Можно задаться вопросом, почему же возникают конфликты? Разве нельзя жить не конфликтуя? Вероятно, нельзя. Дело в том, что суть конфликта заложена в самой природе человека. Все люди разные и представления о жизни у каждого свое. Цель одного человека в этой жизни порой не совпадает с целью другого, на этой почве возникают сложности. Конфликты напрямую связаны с социальной неоднородностью общества, различными уровнями дохода, престижа, власти и других благ цивилизации. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества, когда разрыв между различными слоями населения становится катастрофическим. Вопиющее кричащее богатство и полная нищета на грани выживания – вот два полюса нашего общества! Разве это не достаточная причина для социального конфликта?
Итак, с причинами конфликта – более или менее ясно. Мне кажется, что сейчас мы все живем внутри глобального социального конфликта. На первый взгляд, конфликт бесспорно – отрицательное явление, но это только на первый взгляд.
Конфликтами всерьез занимаются многие крупные ученые, и они считают, что конфликт, особенно, социальный, очень интересное и весьма неоднозначное явление в общественной жизни людей. Я считаю, что эту неоднозначность очень хорошо выразил известный в среде конфликтологов профессор Н.В.Михайлов: “Конфликт - это стимул и тормоз прогресса, развитие и деградация, добро и зло”.
Если полистать литературу, порыться в Интернете, да и просто просмотреть список литературы к вузовскому учебнику «Социология», можно увидеть какое внимание люди уделяют социальным конфликтам. Для чего они изучают конфликты? Вероятно, для того, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях. Для этого нам нужно четко определиться, что такое конфликт, и как привести людей к согласию. Эти знания повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Для решения конфликтов существует целая наука – конфликтология, которая пытается помочь в решении проблем, связанных с конфликтом интересов различных слоев и групп общества. Судя по все возрастающему количеству трудов в этой области, как маститых, так и молодых ученых, хочется думать, что существует какой-то прогресс в решении конфликтных ситуаций, но, если оглядеться по сторонам, кажется, что социальные конфликты в классовом обществе вообще неразрешимы. В бесклассовом, наверное, тоже.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что конфликты неизбежны в любой социальной структуре, потому что они являются необходимым условием развития любого. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми.
Мне бы хотелось остановиться
на проблеме возникновения и решения социал
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Мы знаем, что социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны сталкивается с противодействием другой, в результате чего достижение целей и реализация интересов первой стороны становится невозможной . То есть мы все мешаем друг другу жить, как нам хочется.
Основными участниками конфликта становятся крупные социальные группы (например, студенты, неработающая молодежь и т.д.). Я думаю, что в молодежной среде конфликты протекают наиболее бурно, и могут привести к наиболее тяжким последствиям, в силу большей активности и энергии молодежи, с одной стороны, и в силу незрелости и неспособности предвидеть последствия, с другой стороны.
Снова обратимся к науке и посмотрим, как конфликтологи классифицируют социальные группы с точки зрения отношения к конфликту. Известный ученый Р. Дорендорф рассматривает три вида социальных групп, как субъекты конфликта:
1). Первичные группы - именно участники конфликта, которые взаимодействуют непосредственно и стремятся достичь несовместимых целей.
2). Вторичные группы – не хотят быть замешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта, так называемые подстрекатели. На стадии обострения они могут стать первичной группой.
3). Третьи силы хотят разрешить конфликт, и заинтересованы в этом.
Предметом конфликта является основное противоречие, из-за которого и для разрешения которого участники конфликта вступают в противоборство.
Как мы уже упоминали ранее, конфликтология стремится помочь найти пути решения конфликта. Для этого нужно определить параметры, которые влияют на конфликтное поведение, и определить формы такого поведения. Обычно подобные исследования проводятся путем разработки описательных моделей конфликта. Наибольшей популярностью пользуются две модели – структурная и процессуальная. В процессуальной модели акцент делается на развитии конфликта, его стадиях, формах поведения, вызывающих и разжигающих конфликт, и на результатах конфликта. Структурная модель, наоборот, анализирует условия возникновения конфликта и тенденции его развития.
Рассматривая конфликт изнутри, нельзя обойти стороной, тот факт, что участники конфликтов зачастую не равны по своей «силе». Понятие «сила» характеризует возможность и способность одной из сторон конфликта добиться своей цели, невзирая на стремления и желания противника. Короче говоря, социальный конфликт может быть «вооруженным», как в прямом, так и в переносном смысле. Такое "вооружение" или "сила" может включать следующее:
- техническое оснащение, в том числе реальное оружие и средства насилия, и такие аргументы, как «против лома нет приема»;
- информационные средства
подавления, средства массовой информации,
Интернет и т.д., включая сбор
информации об оппоненте, сбор
и обнародование порочащих
- социальный статус, т.е. власть, доходы, престиж
- другие возможности и ресурсы, например, количество сторонников, временные рамки и т.д.
На стадии конфликтного поведения участники конфликта максимально используют свои силы, возможности и ресурсы.
Развитие и острота конфликтного взаимодействия в огромной степени зависит от социальной среды, в которой зародился и протекает конфликт. Окружающая среда может поддерживать конфликт или одного из участников конфликта, может, наоборот, сдерживать конфликтующие стороны, а может оставаться нейтральной, как бы не обращая внимания на конфликт.
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ
Современная социология все больше внимания уделяет молодежным конфликтам. Социальные конфликты в молодежной среде уже нельзя не заметить. Кажется, что они углубляются и обостряются буквально с каждым днем.
В СССР социальные конфликты в молодежной среде, если и возникали, то не по причине отсутствия возможности учиться, работать, самореализоваться. Энергия молодежи была направлена в созидательное русло, работала идеология, молодежь не чувствовала себя лишней и обойденной на этом «празднике жизни». Распад СССР и полный кризис социальной структуры привели к переоценке общепринятых ценностей, к смене целей и морали, к разрушению идеалов. На передний план вышли «западные ценности», достижение материального благополучия – стало высшей целью подавляющего большинства населения, что коренным образом повлияло на совокупность первоочередных ценностей и приоритетов молодежи. Молодежи свойственно стремиться к какому-то идеалу, к чему-то высокому и светлому, но эти цели померкли. Материальное грубо сталкивает с пьедестала идеальное. Молодежь на данный момент находится в состоянии полной растерянности. Слово патриотизм сейчас чуть ли не под запретом и приравнивается к понятию "национализм". Можно обратиться к религии, как на Западе, но в государстве, которое за годы существования СССР стало практически атеистическим, это – долгий процесс.
Молодые люди вынуждены искать свой путь в этой жизни буквально на ощупь. Но тем не менее, молодежь уже усвоила, чтобы пробиться в новых социально-экономических условиях нужно иметь одно из двух: или острые зубы и полную беспринципность, позволяющие карабкаться вверх по головам, или обеспеченных родителей и широкий спектр социальных связей, позволяющих быть вхожим в круги, в которые простым смертным вход воспрещен. Такое социальное неравенство молодежь чувствует особенно остро и не может смириться, накапливает как раз те силы, о которых говорилось выше, чтобы пробить себе путь наверх или хотя бы к достойному уровню существования.
Направить энергию и созидательные силы молодежи на служение культурным идеалам на данном этапе тоже невозможно, хотя бы потому, что современная российская культура, как и все общество, находится в кризисном состоянии. Как говорится, «верхи не хотят, а низы не могут». Органы власти не хотят осознавать важность развития культуры общества для осуществления социальных проектов, а, скорее всего, все прекрасно понимают, но не хотят делиться, зачем? Кому нужна эта культура? Неудачникам, которые не могут себе даже виллу на Лазурном берегу прикупить? Лучше лишний футбольный клуб прикупить на загнивающем Западе. С другой стороны, массовая культура становится все более коммерческой, и все дальше отходит от ценностей и стандартов «высокой культуры». А что проповедует коммерческая культура? Она играет на низменных чувствах человека: агрессия, насилие, секс – все это в больших количествах льется головы молодых людей со всевозможных экранов, засоряет неокрепшие мозги.
Сегодня в стране нет единой системы гуманитарного воспитания молодежи, а эксперименты, проводимые по частной инициативе в негосударственных школах, охватывают лишь небольшие группы молодых людей. Все это капля в море. В большинстве школ существует стандартный набор гуманитарных предметов и «внеклассная работа», которая в основном специализируется на развлекательной части, дискотеки и т.д. Правда, пока еще остались в школах учителя советской закалки, школьники будут устраивать вечера для ветеранов, которых остается все меньше, будут ходить по местам боевой славы, ездить в музеи и на выставки, а дальше что? А дальше – тишина, т.е. неизвестность. Да ведь для того, чтобы пойти в театр, музей и на выставку, чтобы заняться всерьез спортом, мало одного желания – нужны деньги и немалые. Даже жителям крупных городов, не говоря о молодежи из провинции, где нет ни театров, ни денег. Нет работы - ни у родителей, ни у молодежи. Зато есть телевизор, а там такие, как они молодые люди, а у них есть все – и работа, и деньги, а если нет работы, то денег еще больше.
Откуда же взяться тут оптимизму и вере в будущее. Полная безысходность и страх перед будущим, который перерастает в агрессивность, шовинизм, экстремизм. Вот они – корни криминогенной обстановки в стране. Нет ни социологи, а сама жизнь выдвигает молодежную субкультуру и молодежные конфликты на первое место. А те, кто в силах это изменить, в упор не видят проблемы, от которой зависит, пожалуй, само существование такой страны, как Россия.
Все это создает почву для возникновения острых социальных конфликтов в среде молодежи, как наиболее активной и энергичной части населения.
Свидетельством тому являются недавние события в Москве. Выступления экстремистки настроенных групп молодежи против выходцев с Кавказа.
На мой взгляд, причиной этого конфликта является не только вызывающее поведение кавказской молодежи, проживающей в Москве, да и в других городах России, но общая социальная неустроенность молодежи России вне зависимости от национальности и вероисповедания.
3. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Я считаю, что основной причиной социальных конфликтов в среде молодежи в нашей стране на современном этапе является ПОЛНОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ВЛАСТЕЙ МОЛОДЫМ ПОКОЛЕНИЕМ СТРАНЫ, КОТОРОЙ ОНИ РУКОВОДЯТ.
Воспитание молодежи строится на преемственности поколений. Молодежь, как наиболее творческая, полная сил и энергии часть общества, должна вовлекаться в построение общества, в жизнь общества, в решение проблем, стоящих перед обществом.
В реальности, сейчас старшее поколение занято в основном так называемым «зарабатыванием» денег, "отмыванием» денег и т.д. Молодежь здесь оказывается за бортом и ощущает себя, по меньшей мере, ненужным грузом, балластом на ногах у общества.
И этому есть масса примеров.
Безработица среди
молодежи достигла
Молодежь остро ощущает свою НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НЕРАВЕНСТВО.
В результате энергия и активность молодежи преобразуется у одних в апатию, у других - в агрессию. Вот – основная причина социальных конфликтов среди молодежи в нашей стране на данном этапе.
Всплески агрессии и отчаяния молодежи можно умело направить на разжигание любых конфликтов – межнациональных, религиозных, социальных – любых. Стоит лишь проявить интерес к молодежи, показать, что они востребованы и что от них что-то зависит в этом мире. Этим умело пользуются те, кому нужны сторонники в том или ином «неблаговидном" деле, направленном, как всегда, на чье-то обогащение. Используют молодежь и те, кому нужно чужими руками кого-то устранить с политической арены.