Молодежная среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:12, реферат

Краткое описание

Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Этим и обоснована актуальность темы данной курсовой работы.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Оглавление

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность социальных институтов 6
1. 1. Понятие социальных институтов 6
1. 2. Типология социальных институтов 8
1. 3. Функции и дисфункции социальных институтов 12
1. 4. Динамика социальных институтов 14
1. 5. Социальные институты: классические трактовки и современные подходы к изучению 16
Глава 2. Особенности влияния социальных институтов на молодежную среду 20
2. 1. Семья 20
2. 2. Школа 21
2. 3. Отношения со сверстниками 24
2. 4. Средства массовой информации 26
2. 5. Десоциализация и ресоциализация 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

молодежная среда.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

    Оглавление

 

     Введение

    Социология  и социальная философия уделяет  большое внимание изучению социальных институтов общества.

    Понятию «социальный институт» в отечественной  социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Этим и обоснована актуальность темы данной курсовой работы.

    Под институтом, кроме того, подразумевают  относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет  конкретной сферой социальной жизни: это  семья, религия, образование, экономика, управление.

    Если  суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить  на следующие. Социальный институт представляет собой:

    – ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

    – совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    – формальную и неформальную организацию;

    – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    – обособленный комплекс социальных действий. 1

Основу  качественной определенности современного молодого человека составляют деловитость, инициативность, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Социальные институты общества стремятся пойти на предельное раскрепощение личности, сняв с молодых людей регулирующие ограничения и предоставив им возможность самореализации своих способностей, удовлетворения как материальных потребностей, так и духовных интересов. Ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют сегодня значительную долю в составе новых социальных слоев: предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. Одновременно, с другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие в несоответствии новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества. Эти два вектора, взаимодействуя друг с другом, определяют особенности гражданской социализации молодых людей, когда на фоне известных позитивных процессов в повышении трудовой и социально-политической активности российской молодежи наблюдаются парадоксальные явления. Возрастает количество асоциальных молодых людей, не усвоивших новые ценности, нормы и роли. Этим и определяется место проблемы влияния социальных институтов на молодежную среду.

    Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

    Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  социальные институты, влияющие на молодежную среду.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    1. Рассмотреть понятие и сущность социальных институтов.

    2. Рассмотреть влияние социальных  институтов на молодежную среду.

    3. Провести социологическое исследование.

    Объект  исследования – социальные институты. Предмет исследования – влияние  социальных институтов на молодежную среду.

    Методы  исследования, применяемые в курсовой работе - это функционально - деятельностный подход к анализу влияния социальных институтов на молодежную среду. Теоретико-методологической основой исследования являются комплексный  и структурно-функциональный методы анализа исследуемого объекта и предмета и эмпирический метод.

    Гипотеза  исследования заключается в том, что молодежь составляют сегодня значительную долю в составе новых социальных слоев, а с другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, на которую оказывают влияние социальные институты общества.

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной  социологии. Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.  

 

     Глава 1. Понятие и сущность социальных институтов

    1. 1 Понятие социальных  институтов

    Социальные  институты складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены  объединениями организаций. Такие  социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами.

    Социальный  институт - относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.2 Деятельность социальных институтов определяют:

    социальные  нормы и предписания; их положение  в социально-политической, идеологической и ценностной структуре общества; наличие материальных средств и  условий.

    Понятие социального института можно  определить с точки зрения деятельности каждого. Социальный институт - совокупность лиц, учреждений и осуществление  их конкретных функций.3

    Социальные  институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль.

    Социальные  институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

    Важнейшими  социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность, то есть отношения внутри семьи, определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Немаловажную роль в обществе продолжает играть институт религии.

    Конечно, как и любые социальные категории, социальные институты постоянно  меняются, так как меняется человеческое и общественное сознание. Так в  Средневековье ведущую, основополагающую роль игра институт религии, церкви, позднее, светская власть вытеснила церковную и политический институт стал главенствующим. Но изменения происходят не только в положении социальных институтов, но и внутри их. Например, институт семьи базируется на семейных традициях и нормах поведения. Постепенно патриархальная семья (отец - глава семьи) уступает место равноправному отношению родителей, диктуя несколько иные нормы поведения.4

    Таким образом, социальный институт или общественный институт — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.5

    1.  2 Типология социальных  институтов

    Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

    Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты: 6

    1. Экономический – институт, организующий  хозяйственную деятельность;

    2. Политический — институт власти;

    3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

    4. Военный – институт, организующий  законное наследие;

    5. Религиозный – институт, организующий  коллективное почитание богов. 

    Большинство социологов согласны с Миллсом в  том, что главных институтов в  человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

    Пять  основных потребностей и институтов:

    1. Потребность в воспроизводстве  рода (институт семьи и брака);

    2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

    3. Потребность в средствах существования  (экономические институты, производство);

    4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего  поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

    5. Потребность решения духовных  проблем, смысла жизни (институт  религии).

    Институты возникли в глубокой древности. Социологи  определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т. д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

    Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Основных  социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
1. Потребности  в воспроизводстве рода 1. Институт семьи  и брака
2. Потребности  в безопасности и социальном  порядке 2. Политические  институты
3. Потребности  в добывании средств существования 3. Экономические  институты
4. Потребности  в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. 4. Институты  образования
5. Потребности  в решении духовных проблем,  смысла жизни 5. Институт религии
 

    Внутри  основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют  менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

    НЕОСНОВНЫЕ  СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ:

  • Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.
  • Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
  • Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
  • Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
  • Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Информация о работе Молодежная среда