Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:12, реферат
Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Этим и обоснована актуальность темы данной курсовой работы.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность социальных институтов 6
1. 1. Понятие социальных институтов 6
1. 2. Типология социальных институтов 8
1. 3. Функции и дисфункции социальных институтов 12
1. 4. Динамика социальных институтов 14
1. 5. Социальные институты: классические трактовки и современные подходы к изучению 16
Глава 2. Особенности влияния социальных институтов на молодежную среду 20
2. 1. Семья 20
2. 2. Школа 21
2. 3. Отношения со сверстниками 24
2. 4. Средства массовой информации 26
2. 5. Десоциализация и ресоциализация 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31
В третьем сегменте основным способом приспособления к насыщенным возможностями, неопределенностью и рисками условиям совместного существования становится производство новых норм и правил. Именно он образует пространство разворачивания “институционализирующего действия” индивидов или сообществ индивидов. Типичные обстоятельства, востребующие типичных реакций, относительно редки тут. Скорее преобладают прежде не встречавшиеся в опыте индивидов сочетания предпосылок и условий индивидуальных и коллективных действий. Успешность взаимодействий и эффективность исходов подобных взаимодействий определяется способностью агентов предлагать атипичные ответы на атипичные вызовы. Какие нормы, правила, конвенции устанавливают обладающие институциональным воображением агенты, насколько обязывающими они становятся для них, каковы перспективы укоренения таких действий и превращения их в устойчивые институциональные комплексы — все это подлежит особому эмпирическому исследованию.
Итак, классики оставили нам в наследство твердое убеждение, что социальные институты мы вправе трактовать и как состояния, и как активные, действующие комплексы, а также как состояния и комплексы, воспроизводимые действиями индивидов — институализирующими действиями индивидов или сообществ индивидов. Смещение акцента к одному из моментов предопределяет и стратегию изучения института. Если это статический момент (состояние), то в фокусе внимания тогда оказывается строение, состав института, способы легитимации (делигитимации) ценностей, норм, правил, образцов поведения, чувствования и мышления, ролей, ожиданий или, в несколько устаревшей академической формуле — содержание понятия “институт”. Вовсе не случайно современные авторы считают институты ни чем иным, как взаимно принудительными ролевыми ожиданиями в соответствии с заданными образцами.
Семья
- это малая группа, основанная либо
на браке, либо на кровном родстве, либо
на общности жилья и бюджета, члены
которой связаны общностью
Семья - важнейший фактор социализации подростка, хотя и отмечается падение её воспитательно - социализирующей роли. Именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить. В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. Но в большинстве случаев именно семья является главным социализирующим институтом подростка. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился ребенок, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Для подростков крайне важно семейное окружение: характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.16
Обстоятельства социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для ребенка. Разумеется, вряд ли найдется много детей, которые бы совершенно некритично воспринимали мировоззрение родителей. Особенно это верно для нашего противоречивого мира, столь глубоко затронутого переменами. Более того, само существование разнообразных агентов социализации ведет ко многим расхождениям в мировоззрении подростков и родительского поколения.
Итак, сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.
Школьное образование - формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Роль школы не сводится только к передаче умений и навыков подросткам. Школа является тем местом, где подросток усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения.17
В школе подросток получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе. Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать подростку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы. Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.
Школа, как институт социализации, выполняет социальные задачи:18
Освоение подростком нормативного поведения;
Построение
своей собственной позиции, своего
отношения к усваиваемым
Формирование мировоззрения.
То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.
Для подростков особенно важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении, т. к. они чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у подростка, что может выражаться в агрессии по отношению к окружающим, отсутствием желания учиться.
Кроме учителя, на подростка оказывает влияние и коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании подросток может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Негативное влияние малых групп в школе на подростка может привести к таким последствиям, когда школа оказывает не то влияние на социализацию подростка, которое приписывается ей изначально как институту социализации.
Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице. Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям. Однако на практике образование часто не только не способствует преодолению неравенства, но даже усугубляет его. Тому есть несколько причин. Дети из бедных семей не всегда могут рассчитывать на поощрение своих успехов со стороны родителей, особенно если те индифферентны или враждебны к идеалам и целям образования. Школы, расположенные в бедных районах, имеют худшие технические возможности и меньшее количество учителей, чем школы богатых районов. У детей может появиться враждебное отношение к школе потому, что задачи, которые она ставит перед ними, не имеют, с их точки зрения, никакого отношения к их жизни ни в настоящем, ни в будущем.
Можно сделать вывод, что подросток большее свое время проводит в школе и школа, как институт социализации, оказывает огромное влияние на социализацию подростка. Подросток получает знания необходимые для жизни в современном обществе и кроме этого школа является тем местом, где чаще всего формируется ещё один агент социализации - группа сверстников.
Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания, детей примерно одного возраста.
Значение семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребенка формируется вначале более или менее исключительно в ее рамках. Значение группы сверстников менее очевидно. Но почему же группа сверстников так важна именно для подростков? Теории Мида и Пиаже одинаково подчеркивают важность отношений сверстников. Пиаже делает особый акцент на том, что отношения между сверстниками более “демократичны”, чем между ребенком и родителями. Слово “сверстник” означает “равный”, и возникшие между детьми дружеские отношения, действительно, обладают умеренным эгалитаризмом. Энергичный или физически более сильный ребенок может пытаться доминировать, но, поскольку отношения сверстников основываются на взаимном согласии, а не на зависимости, характерной для семьи, ребенок может больше отдавать и больше получать. Пиаже указывает, что, обладая властью, родители могут (в разной степени) навязывать детям нормы поведения. Напротив, в группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Общение со сверстниками оказывается важным "каналом информации; по нему подростки и юноши узнают информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые". Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это "специфический вид деятельности и межличностных отношений". В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. Общение со сверстниками это еще и "специфический вид эмоционального контакта". Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает "автономизацию от взрослых". Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.19
Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все "чужое", выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением. 20
Таким образом, можно сделать вывод, что группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в раннем возрасте и неуклонно усиливается. Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт "горизонтального" общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей. Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры. Надо полагать, что и в будущем значение этого института не будет оставаться неизменным. Нарастающая скорость культурных и социальных изменению в мире, безусловно, повлияет и на характер процесса социализации, и адаптирует роль отдельных ее институтов к новой ситуации.
Эпоха расцвета периодических изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена газеты и журналы предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение средств массовой информации в виде печатных изданий вскоре было дополнено электронными коммуникациями.
Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления. На формирование мировоззрения подростков СМИ оказывают огромное влияние. В современном мире нельзя представить себе жизнь без телевиденья, радио, интернета и других средств массовой информации. Именно оттуда подросток черпает знания о происходящих в мире событиях и с помощью СМИ формируются жизненные установки подростка. Категория подростков является одной из самых внушаемых и в зависимости от того, как передаётся информация в СМИ, у подростка формируется правильное или неправильное виденье мира.21