Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:27, курсовая работа
Цель исследования: выявить наиболее эффективные технологии конструктивного управления поведением молодого человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по проблеме конфликта;
изучить проблему конфликта в молодежной среде;
установить факторы, влияющие на социальную конфликтность молодежи;
выявить наиболее эффективные технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде.
Введение 3
1. Глава. Теоретическая часть. 5
1.1 Анализ литературных источников по проблеме конфликта 5
1.2 Проблема конфликта в молодежной среде 13
Вывод по первой главе 18
2. Глава. Практическая часть. 19
2.1 Исследование факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи 19
2.2 Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде 25
Вывод по второй главе 25
Заключение 26
Список литературы 26
Оглавление
Введение 3
1. Глава. Теоретическая часть. 5
1.1 Анализ литературных источников по проблеме конфликта 5
1.2 Проблема конфликта в молодежной среде 13
Вывод по первой главе 18
2. Глава. Практическая часть. 19
2.1 Исследование факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи 19
2.2 Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде 25
Вывод по второй главе 25
Заключение 26
Список
литературы 26
За всю историю цивилизации не было известно ни одного периода существования человечества без каких-либо конфликтов. И в настоящее время, на мой взгляд, социальный феномен конфликта, имеющий сложную многоплановую природу, не утратил своей актуальности. Особое место в данном явлении занимает конфликт в молодежной среде, как наиболее непредсказуемой и активной части общества. Сегодня молодежь в любом обществе является точкой пересечения многих социальных противоречий и конфликтов, вследствие своего особого социального положения.
Принимая все это во внимание, становится очевидной уникальность сложившейся ситуации – с одной стороны, на молодежь действуют массивные социальные силы, предъявляя ей требования, правила поведения и т.д., а с другой, молодежь имеет серьезные претензии к социуму, стремясь к самореализации в различных сферах жизнедеятельности. А вследствие того, что направления у взаимных требований и претензий очень часто являются противоположными, становится логичной высокая степень конфликтогенности в молодежной среде.
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях активного развития общества серьезный интерес представляет социальный конфликт как катализатор этого процесса. В связи с увеличением интенсивности социальных перемен во всем современном мире особое положение занимает конфликт в молодежной среде, как передовая фаза генерации новых элементов социальной структуры и явлений. Повышение интереса к данной проблеме объясняется интенсификацией конфликтов в жизни социума.
Исходя из необходимости конфликтов в качестве условия для эффективного развития общества следует, что важной задачей становится научиться грамотно управлять и регулировать данный социальный феномен. Принимая во внимание присущие молодежи амбициозность и реактивность, рост осознанности своих интересов, а также ее активное участие в социально обустройстве и свободу волеизъявления, предоставленную демократическим строем нашего государства, считаю очень важной проблему регулирования конфликтных ситуаций в молодежной среде.
Таким образом, объектом исследования является конфликт, как социальный феномен, его характеристики и особенности, а предметом – способы и методы разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные технологии конструктивного управления поведением молодого человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретической основой моей работы явились фундаментальные труды по изучению конфликта таких ученых, как:
Анцупов А. Я., Бабосов Е. М., Бородкин Ф. М., Гришина Н. В., Зазыкин В. Г., Здравомыслов А.Г., Козырев Г. И., Коряк Н. М., Крогиус Н. В., Скот Д. Г., Шипилов А. Н., Зубок Ю.А. и др.
Слово конфликт чаще всего ассоциируется с неприятностями, которые могут выражаться во враждебности оппонентов, их непонимании, различных угрозах в адрес друг друга, отстаивании своих точек зрения как единственно верных и т.д. Поэтому сформировалось мнение, что конфликт, как явление имеет исключительно негативный характер. Поэтому, вполне логичным является нежелание каждого из нас иметь хоть какое-нибудь отношение к подобным явлениям. Простыми словами, конфликт выступает в роли чего-то такого, чего следует избегать, если позволяет ситуация.
Раньше, когда стали появляться первые школы управления, а также и школы человеческих отношений, конфликт рассматривался как один из первых признаков неэффективности управления в деятельности организации. Сегодня же конфликт, как с теоретической, так и с практической точки зрения в управлении уже воспринимается не так категорично. В зависимости от конкретной ситуации, конфликт может быть не только возможен, но и желателен для достижения поставленных целей. К тому же, иногда это приводит к переходу на принципиально новый уровень развития отношений, организации или социальной системы. Но для этого требуется управление конфликтной ситуацией. Оценить значимость конфликтов и управления ими в современном обществе можно по тому, что во второй половине прошлого столетия оформилась особая сфера знаний – конфликтология. Большую роль в ее развитии сыграли такие науки, как психология, социология, политология и философия.
Из всего объема исследований данной проблемы главными являются психологические исследования. Психологический подход непосредственно опирается на личностный аспект конфликтов. С этих точек зрения подробно рассмотрены психологические механизмы поведения человека в конфликтной ситуации. Поэтому вначале стоит рассмотреть психологические исследования конфликта западными учеными.
С точки зрения психоаналитики, причины конфликтов вытекают из биопсихологических факторов личности. На первый план выступают несовпадение общественных моральных требований и естественных физиологических потребностей человека. По мнению З. Фрейда, конфликт проявляется в случае, если общественные требования и условия по силе превышают человеческие способности к сублимации. Такая ситуация может стать причиной преступных действий, психических заболеваний, неврозов и т.д.
Последовав исследованиям З. Фрейда, психолог А. Адлер, родом из Австрии, видел причиной конфликтов беззащитность личности от стрессов, возникающих при контакте с внешним миром. Человек постоянно испытывает чувство неполноценности и несовершенства, и находит решение этой проблемы в стремлении ощутить превосходство над окружающими его людьми. Соответственно, такой человек нарушает интересы большого количества окружающих людей, что и является предпосылкой конфликтных ситуаций.
Как считает К. Хорни, конфликт проявляется посредством системы взаимоотношений человека с окружающим его социумом, однако, не в качестве конфронтации естественных психических сил, которые ищут выхода, с этим социальным окружением.
По утверждению Э. Фромма, в результате развития, человек достигает состояний индивидуализации, что, в свою очередь приводит к обособлению. И весь этот процесс протекает с неизбежными конфликтами личности и социальной среды. Э. Фромм считал, что для такого человека нет другого пути ухода от одиночества и ощущения своей "ничтожности", кроме бегством от любой свободы.
В. Макдугалл, обратившись к мнению Ч. Дарвина о том, что существование и развитие вида может обеспечить лишь инстинкт борьбы за выживание, самовольно перенес это утверждение общество. В итоге появилась теория инстинктов социального поведения. Это явилось толчком созданию социотропного направления в психологических исследованиях конфликтов.
Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин с этой точки зрения рассматривал и проблему конфликта. По мнению К. Левина, основой конфликта являются психические состояния личности (фрустрация, напряженность, дискомфорт), которые отражают степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности.
В соответствии с психологической теорией социометрии, разработанной Дж. Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.
Также есть и другие взгляды на психологические механизмы, действующие в конфликтных ситуациях. По мнению конфликтолога Афоньковой В. М. конфликты имеют когнитивную основу. В свою очередь Семенов В. А. и Ершов А. А. считают, что конфликт основан на мотивации и ценностных ориентациях. Гришина Н. В. И Ковалев Г. А. являются сторонниками личностных источников конфликта, а такие ученые как Зотова О. И. и Козер Л. придерживаются социально-психологической основы конфликта.
В
трактовке американского
Видимо,
в связи с тем, что общественная
жизнь так или иначе
Так, Здравосмыслов А. Г. считает, что конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями2.
Конфликты, которые не относятся к внутриличностным так или иначе связаны с социальными взаимодействиями людей, поэтому важным является определение социального конфликта. С точки зрения конфликтолога Запрудского Ю. Г., социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству3.
Более масштабное и радикальное определение дал другой конфликтолог, Дмитриев А. В.: под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны4.
Согласно отечественному конфликтологу Уткину Э. А. существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой5.
Внутриличностный конфликт характерен тем, что он возникает не столько при взаимодействии людей, сколько при взаимодействии различных психологических факторов внутреннего мира человека, которые, кажется невозможно совместить. К примеру, это мотивы поведения, потребности, чувства, ценности и т.д. И в зависимости от того, каким образом человек будет принимать решение и сделает ли он окончательный выбор, этот конфликт может сыграть функциональную или дисфункциональную роль. Умение принимать решение имеет большую значимость для успешной жизнедеятельности человека. И часто, именно из-за неумения принимать решение, делать выбор и решать внутриличностные конфликты, мы подвергаем себя самым тяжелым вариантам развития событий, и часто важные решения принимаются за нас другими, более решительными людьми. Наиболее часто внутри личностные конфликты возникают, если человек попадает ситуацию с противоречивыми требованиями относительно результата его действий.
Внутри
личностные конфликты, связанные с
работой в организации, могут
принимать различные формы. Одна
из наиболее распространенных — это
ролевой конфликт, когда различные
роли человека предъявляют к нему
противоречивые требования. Например,
будучи хорошим семьянином, человек
должен вечера проводить дома с семьей,
а положение руководителя может
обязывать нередко
Информация о работе Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде