Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить наиболее эффективные технологии конструктивного управления поведением молодого человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по проблеме конфликта;
изучить проблему конфликта в молодежной среде;
установить факторы, влияющие на социальную конфликтность молодежи;
выявить наиболее эффективные технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде.

Оглавление

Введение 3
1. Глава. Теоретическая часть. 5
1.1 Анализ литературных источников по проблеме конфликта 5
1.2 Проблема конфликта в молодежной среде 13
Вывод по первой главе 18
2. Глава. Практическая часть. 19
2.1 Исследование факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи 19
2.2 Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде 25
Вывод по второй главе 25
Заключение 26
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 168.43 Кб (Скачать)

     Вывод по первой главе

 

     Так или иначе, но конфликт является постоянным спутником развития общества, к тому же, тесно вплетенным в социальные взаимодействия. И, вследствие того, что социальные взаимодействия осуществляются людьми, определяющую роль в исходе этих взаимодействий играют психологические факторы. Именно поэтому центральной областью конфликтологического знания в настоящее время является психология конфликта.

     Исходя из мирового опыта изучения конфликта следует сказать, что это явление стоит рассматривать с разных сторон одновременно. Исследователи отмечают, что ситуация конфликта может привести к полярным результатам, как функциональным, в виде личностного роста и повышения уровня организации конфликтующих сторон, так и к дисфункциональным, в виде разрушительных последствий различного характера и масштаба.

     В рамках государственной молодежной политики целесообразно развивать два стратегических направления по управлению социальными конфликтами в молодежной среде. Первое связано с решением актуальных социальных проблем, в частности с предотвращением социального исключения молодежи (дискриминации, отчуждения и маргинализации). Второе ориентировано на формирование в сознании молодого поколения современных ценностей толерантности и сотрудничества, предотвращение агрессии и экстремизма.

     В условиях мирового финансового кризиса значительная часть молодежи демонстрирует стремление к активному самостоятельному поиску выхода из сложившейся ситуации. Значимость работы с молодёжью в данном направлении состоит в обосновании перспективы нового научно-практического направления обществознания – конфликтологического менеджмента в молодежной среде в условиях кризиса.

     Глава 2. Исследование технологий разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде

     2.1 Исследование факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи

 

     Молодежь, вследствие своих довольно широких возрастных рамок, тесно связана с жизнедеятельностью всего социального организма. Молодое поколение легко воспринимает модели поведения, предлагаемых посредством СМИ, веяний моды, различных субкультур и т.д. При этом молодежь не выпускает из поля зрения своих старших товарищей, и приобретает с ними идентичность в предпочтениях, стремясь повысить свой собственный статус и тем самым быстрее избавиться от возрастной дискриминации. В связи с этим конфликты, возникающие в социуме, имеют свое отражение и в молодежной среде. Они также влияют на конфликтность молодежи по отношению к самому социуму, устанавливающему жесткие ограничения ее инновационному потенциалу.

     Исходя  из особенностей роли места молодежи в общественном воспроизводстве, можно выделить три группы специфически молодежных конфликтов.

     Во-первых, они являются следствием неполного статуса молодежи в социальной структуре, стремления молодых людей к обретению более привлекательных социальных позиций, часто в конкуренции с представителями других возрастных групп, и выражаются в противоречиях социального неравенства. Участвуя в воспроизводстве тех или иных структур, молодежь, как правило, занимает в них нижние и средние этажи, положение в которых различается неравным объемом власти и материальных благ, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Доступ на вершину стратификационной лестницы обусловлен необходимостью завершения процесса социального становления и до этого маловероятен. Возраст, следовательно, играет роль значимого стратификационного основания.

     Реализация  намерений на утверждение в статусно-ролевой  системе сопровождается преодолением сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Молодежь испытывает противодействие тех социальных групп, чьи интересы ущемляются. Отношения между ними характеризуются напряженностью и при определенных обстоятельствах могут быть переведены в плоскость конфликта. Иными словами, социальное взаимодействие в современном обществе конфликтно постольку, поскольку социальная активность молодежи затрагивает интересы остальных членов общества.

     Таким образом, причина большинства конфликтов между молодежью как социальной группой и обществом связана с препятствиями, возникающими на пути воспроизводства ею своего статусного положения. Чем больше определенности, предсказуемости в этой ситуации, тем меньше вероятность риска возникновения конфликта.

     Во-вторых, конфликты часто возникают в результате инновационной, преобразовательной деятельности молодежи. Здесь неизбежно сталкиваются ее интересы с институтами социализации, призванными стабилизировать социальную систему. Институциональные нормы конфликтуют с представлениями молодых людей о сущем и должном, стимулируя их активность. По мере роста неопределенности между требованиями со стороны общества и реальностью, риск активизации конфликта усиливается.

     В-третьих, имеют место конфликты в связи с принадлежностью молодежи к иному типу культуры – субкультуре. Молодежные субкультуры неизбежно входят в противоречие с традиционными способами деятельности и формами социальной организации молодых людей. Риск углубления этих противоречий тем выше, чем больше социокультурные различия между поколениями. Таким образом, конфликты между молодежью и обществом имеют не только социальную, но и социокультурную природу. 12

     С первого момента интеграции в  общество молодежь получает низкий социальный статус. Так как понятие старшинства в любом обществе кроме возрастного имеет еще и социально-статусное значение, молодежь тяжело переживает возникшее неравенство социального положения. И в первую очередь это происходит по отношению к взрослым, которые уже добились высокого положения в социальной структуре. А так как из числа наиболее активной молодежи может выйти множество полных сил и амбиций конкурентов, взрослые, обладая достаточными возможностями, ограждают от них свое статусное положение.

     Больно  ударяющая по молодежи возрастная дискриминация проявляется необоснованным притеснением, фактическим ущемлением ее прав на вознаграждение, основанием которых прямо или опосредованно служат возрастные характеристики. И в первую очередь, это ограничение  доступа к большому количеству различных видов деятельности.

     Острый  конфликт между молодежью и институтом труда связан с нарушением ее прав в этой сфере. Штрафы, незаконные увольнения, пренебрежение к нормам рабочего времени молодых сотрудников, самовольное  регулирование форм и размеров оплаты труда, обман в корыстных целях  по отношению к молодежи несут  массовый характер. Понятно, что такие  проявления дискриминации, основанные на возрастном признаке, не способствуют самоопределению и профессиональному росту молодежи.

     Специфику молодежной среды отражает субкультурный аспект конфликта. Как известно, возникновение молодежных культур как альтернативных стилей жизни происходит на основе взаимодействия возрастных и социальных характеристик. Структурные изменения, сопровождающие эволюцию общества, существенно корректируют условия жизни и опыт разных поколений. Новая генерация усваивает специфический набор ценностей, стандартов, образцов поведения, отличных от принятых в мире взрослых, что подразумевает возникновение напряжения и разрыв в отношениях между двумя возрастными группами. Следовательно, утверждает Эйзенштадт, развитие молодежной культуры происходит взамен нарушенных межпоколенных связей, восстановить которые не удается ни семье, ни школе13.

      Из  выше сказанного следует признать важными  вопросы регулирования и разрешения социальных конфликтов в молодежной среде. Анализ состояния данной проблемы в данной работе проводится на основе результатов мониторинговых социологических исследований, проводимых при участии Черкасовой Т.В. в республике Башкортостан в 1992-2002 гг. В каждом опросе количество респондентов составляет в среднем 1100 – 1200.

      Первостепенный  интерес исследователей относился  к тому, как молодежь представляет себе превалирующие социально-экономические и социально-политические факторы, обусловливающие конфликтогенность, требующие обязательного учета в рамках управленческих воздействий. Итоги опросов отражены в таблице 1.

      Таблица 1.

Конфликтогенные факторы 1992 1993 1994 1995 1999 2002
Социально-экономические  факторы
1. Рост цен 31 48 56 62 68,5
2. Снижение жизненного уровня 26 34,8 57 29,5 42,1 53,3
3. Плохие условия труда 25,4 36 33,2 35,8
4. Неудовлетворенность оплатой труда 66,5 30,4 53 39,4 56,2
5. Безработица 45,1 61 31,7 63,9 65,1
Социально-политические факторы
6. Терроризм, агрессия 20,8 60,5
7. Рост криминальных явлений 31 45,3 65 26,8 46,9 54,3
8. Снижение уровня духовно-нравственной  культуры 11,7 30,8 43,2
 

      Как видно из таблицы, за указанное десятилетие сильно выросли показатели конфликтогенности некоторых факторов. Рост цен был отмечен 31% респондентов в 1992 г. Ровно в два раза этот показатель вырос  в 1999 г. – 62%, и продолжил расти до 68,5% в 2002 г. Что касается такого фактора, как «снижение жизненного уровня», то здесь ситуация другая: максимальное значение в 57% голосов зафиксировано в 1994г., после чего произошло падение до 29,5% в 1995г. и возобновление роста показателя до 42,1% в 1999г. По оценкам респондентов данный фактор конфликтогенности в обществе почти вернул свои максимальные позиции в 2002г. – 53,3%. Такой фактор, как «плохие условия труда» в число конфликтогенных на протяжении всего периода исследований стабильно зачисляет порядка трети респондентов. «Неудовлетворенность оплатой труда» имеет крайне нестабильные позиции по оценке опрошенной молодежи, что связанно с нестабильностью экономической системы новой России. В 1994 г. до 53% респондентов отметили этот фактор как конфликтогенный, в 1999г. до 39,4%, а в 2002г. уже 56,2%. Это может говорить о постоянстве данной причины, способной повысить социальную конфликтность. Безработица в качестве фактора, предопределяющего конфликтность, отмечается большинством респондентов: в 1994г. – 61%, в 1999г. – 63,9%, в 2002г. – 65,1%. Серьезной проблемой по мнению молодежи является терроризм. Здесь наблюдается резкий троекратный рост данного показателя с 20,8% в 1999г. до 60,5%. в 2002г. «Рост криминальных явлений» отмечается молодежью также на высоком уровне с тенденцией постепенного роста: 1993г. – 45,3%; 1999 г. – 46,9%; 2002г. – 54,3% голосов. Конфликтогенный фактор под названием «снижение духовно – нравственной культуры» в 1999 г. отметили 30,8% опрошенных, а в 2002г. – 43,2%, при этом вызывает интерес тот факт, что в 1995 г. на этот фактор обратили внимание всего лишь порядка 12% респондентов.

      Исходя  из таблицы 1, видны общие тенденции  повышения значений конфликтогенных  показателей, выделенных молодежью. Возникает  необходимость создания научно обоснованной государственной молодежной политики, упреждающей проблемы и дающей необходимые условия для уверенного старта и развития молодежи. Данное исследование определило самые приоритетные направления, акцентированные респондентами. К ним относятся:

    1. доступность образования – 87,1%;
    2. трудовая занятость и обеспечение независимости молодежи в материальном отношении – 83%;
    3. социально – правовая помощь – 71,5%;
    4. организация досуговой деятельности – 60,2%;
    5. поддержка молодой семьи – 57,8%;
    6. улучшение условий жизни – 55,5%;
    7. предоставление кредитов на приобретение жилья – 54,3%;
    8. борьба с преступностью – 52,9%;
    9. борьба с алкоголизмом, наркоманией –51,9%.

Информация о работе Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде