Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:27, курсовая работа
Цель исследования: выявить наиболее эффективные технологии конструктивного управления поведением молодого человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по проблеме конфликта;
изучить проблему конфликта в молодежной среде;
установить факторы, влияющие на социальную конфликтность молодежи;
выявить наиболее эффективные технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде.
Введение 3
1. Глава. Теоретическая часть. 5
1.1 Анализ литературных источников по проблеме конфликта 5
1.2 Проблема конфликта в молодежной среде 13
Вывод по первой главе 18
2. Глава. Практическая часть. 19
2.1 Исследование факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи 19
2.2 Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде 25
Вывод по второй главе 25
Заключение 26
Список литературы 26
Исследования межличностных конфликтов с психологических точек зрения сегодня очень распространены. Наиболее известны исследования таких ученых, как Анцупов А. Я. , Гришина Н. В. , Крогиус Н. В. , Моисеев Д. Л. , и Шипилов А.Н. Межличностный конфликт находит свое выражение в соперничестве руководствующих кругов за ресурсы, капитал или рабочую силу, право на реализацию проекта и т.д. При взаимодействии людей, особенно в трудовых коллективах, активно проявляются разные типы характера агентов общения, что и приводит к межличностным конфликтам. В некоторых случаях сотрудники просто не могут вынести присутствия друг друга, а их неизбежно объединяет общий кабинет. И если эти сотрудники имеют одинаковый темперамент, например холерический, то они будут часто конфликтовать. Также довольно трудно уживаются два лидера в одном коллективе.
Конфликт между личностью и группой. В каждой неформальной группе существуют свои ценности и нормы, которые влияют на характер поведения, и любой участник группы должен вести себя в соответствии с ними. В случае если участник группы нарушает установленные в ней нормы и не признает принятые в ней ценности, такое поведение попадает в разряд негативных с точки зрения группы. И как естественное следствие, возникает конфликт между личностью и группой. В молодежной среде такие конфликты возникают между подростком и общепринятой культурой, когда он, стремясь не быть «как все», примыкает к какой-либо субкультуре. Подобный же конфликт может возникать, когда молодой человек стремится выйти из состава субкультуры, при этом все настойчивее пренебрегает предложенным образом жизни, желая проявить свою индивидуальность. Уткин Э. А. выделяет конфликты между группой и личностью — не членом группы, и внутригрупповые конфликты — между группой и одним из ее членов. Также он выделяет очень распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.
Межгрупповой конфликт наиболее подробно исследовали такие ученые, как Бородкин В. М., Каменев Н. П. , Храмов В. О. , Чекалин В. И. , Шаленко В. Н. , Шепель В. М. и др. Такой тип конфликта относится к взаимодействию различных общественных групп, формальных и неформальных. В психологических исследованиях данный вопрос представлен ограничено. В основном межгрупповой конфликт рассматривается через призму производственных взаимодействий людей в организациях и бизнесе.
Современная типология конфликтов предложена российскими конфликтологами Анцуповым А. Я. и Баклановским С. В. (Рис.1)
Рис.1 Общая типология конфликтов.7
Как отмечают авторы, один из существенных признаков конфликта — характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, зависят характеристики конфликта.8
Также существует четыре психологических подхода к исследованию конфликтов – организационный, деятельностный, мотивационный и когнитивный.
Организационный подход рассматривает конфликт в качестве процесса или следствия разногласий в деятельности, как организации, так и малой группы, или нарушений социально-психологических связей, которые призваны гарантировать устойчивость данной системы. (Дубовская Е. М., Кричевский Р. Л., Китов А. И., Ершов А. А., Бойко В. В., и др.).
Деятельностный подход изучает предметно-деловые связи в ходе деятельности коллектива на предмет их отражения в конфликтах. (Ковалев А. Г. , Зазыкин В. Г. , Крогиус Н. В. и др. ).
Относительно
мотивационного и когнитивного подходов
можно привести мнение А. Я. Анцупова, который
считает, что в отечественной психологии
эти подходы, несмотря на свои различия,
являются частями лишь личностного подхода.
Личность рассматривается в качестве
центрального звена в конфликтной ситуации.
История человеческой цивилизации полна конфликтов и связанной с ними борьбы различных социальных субъектов. Достаточно напомнить, что за пять с половиной тысяч лет произошло приблизительно пятнадцать тысяч военных конфликтов, в них погибло три с половиной миллиарда человек. И, как справедливо отмечается в литературе, молодежь особенно часто оказывается в положении жертвы политических, сепаратистских, национальных амбиций, первой гибнет, первой оказывается в эпицентре конфликтов.[23, с. 83.]
Актуальность проблемы растет еще и потому, что те социальные конфликты с участием молодежи, которые не были вовремя урегулированы становятся причиной негативных последствий как для конфликтующих субъектов, так и для их постконфликтных взаимоотношений, так как по функциональному признаку несут деструктивные изменения в социуме. Таким образом, не разрешенные конфликты в молодой семье ведут к разводам, на предприятии – завершаются увольнением, в области образования происходит искажение процесса воспитания а внутриличностные конфликты очень часто переходят в стадию девиантного и делинквентного поведения конфликтующих.
Жизнь свидетельствует, что процесс трансформации российского общества сопровождается усилением факторов, провоцирующих социальную напряженность. Нельзя не согласиться с высказанными в литературе мнениями о том, что основными причинами наблюдаемого сегодня конфликтного поведения молодежи, являются: социально-экономический кризис, несоблюдение декларированных конституционных прав, неэффективность воспитания в семье и в учебных заведениях, безнаказанность в правовом отношении; разрушение массовых детских и молодежных организаций, невозможность реализовать чувство «мы» в общественно полезной деятельности; манипулирование СМИ сознанием, рост психических заболеваний, вызывающих агрессивность и т.д. Ощущение социальной бесперспективности, ограниченность культурного уровня, взаимная нетерпимость, поклонение «культу денег» в среде молодежи закладывают основы длительных социальных конфликтов.9
По мнению Черкасовой Т.В. в настоящее время проявляется взаимная обусловленность и взаимодействие различных сфер социальных конфликтов. Так, находятся во взаимосвязи конфликты «семейные и учебные», «семейные и производственные», «семейные и интраперсональные». У этих и иных конфликтов есть общие внутренние причины, которые возникают вследствие неадекватности институтов социализации в функциональном плане. К тому же, сюда следует отнести и непростые условия адаптации и самореализации молодежи в рамках рыночной структуры общества.
Так
семейная конфликтность во многом обусловлена
духовно-нравственным кризисом в обществе,
тотальным снижением уровня жизни,
что сказывается также и на
отношении молодых индивидов
к трудовой, учебной деятельности,
к своим ролевым обязанностям.
Конфликтность в учебных
Особое положение в составе молодежи как социальной группы занимает студенчество в силу осуществления им функций воспроизводства профессиональной интеллигенции.
В нестабильные кризисные периоды общественного развития студенчество попадает в самую гущу протекающих конфликтов, не только пытаясь обрести собственные более полные представления об окружающем мире, но и активно включаясь в его переустройство. Причем инновационный потенциал студенчества в таких случаях может иметь самую разную направленность: от экстремистско-революционной до позитивно-созидательной, конструктивной.
Важным фактором, влияющим на конфликтное настроение молодежи, выступает ее социальное положение, а также оценка перспективы достижения успеха и самореализации в обществе.
В опросе молодежи 72% считают, что «таким людям как они» сегодня добиться успеха в России трудно, и только 18% - что легко. Таким образом, для большинства современной молодежи достичь успеха в жизни трудно: из-за ограниченных возможностей получения образования и работы в малых городах и сельской местности, из-за нехватки материальных средств, в меньшей степени из-за невысокого статусного уровня семьи. Соответственно, образование, работа, доходы и социальное положение становятся ближайшими целями и средствами достижения успеха, и это достаточно традиционные для всех поколений цели и средства.11
Молодежь в силу особенностей своего социального положения постоянно находится в центре противоречий и конфликтов в любом обществе. Обретение самостоятельности, становление социальной зрелости молодого поколения в условиях традиционной культуры неизбежно происходят через социальный конфликт. В первую очередь это конфликт по поводу статусного продвижения, преемственности и новаторства, создания новых социальных практик. Подобные конфликты могут оставаться традиционными конфликтами отцов и детей и не выходить за пределы известных социальных практик, в основном связанных с воспитательными стратегиями родителей и сопротивлением детей, но могут и принимать форму более серьезного противостояния, инновационных способов поведения.
В современных условиях возникновение конфликтов в молодежной среде дополняется целым рядом факторов, связанных с проблемой поведения молодежи в ситуации постоянных экономических, политических, социокультурных изменений и возникающих на их фоне неопределенности и непредсказуемости. Одновременно из-за снижения уровня жизни сокращается поддержка семей и возрастает личная ответственность молодого человека за все его успехи и неудачи. Молодежь оказывается один на один с социальными проблемами, порожденными кризисным обществом.
К числу наиболее конфликтогенных тенденций в молодежной среде социологи относят противоречия между возросшим спектром возможностей для индивидуального самовыражения молодежи и непредсказуемостью ее жизненного пути, слабой управляемостью собственной жизнью; между процессами адаптации и инновациями в развитии молодого поколения. Неразрешенные социальные конфликты в молодежной среде деструктивны и на индивидуально-личностном, и на групповом уровнях. В России практически каждый молодой человек становится жертвой манипуляций на работе, «моббинга», что оказывает влияние на рост безработицы, на фоновый уровень социальной конфликтности в обществе.
Молодежь наряду с представителями других социально демографических групп участвует во всех видах конфликтов, однако её конфликты имеют более глубокие социальные последствия не только для самих молодых людей, но и для общества в целом. Не нашедшая себе места в институционализированных социальных структурах молодежь вносит свой вклад в дестабилизацию общественных отношений. Неэффективность существующих сегодня механизмов управления социальными конфликтами в молодежной среде и отсутствие у молодежи навыков саморегулирования социальных конфликтов делают данную проблематику особенно актуальной. На актуальность темы исследования указывает и ее частое освещение телевидением, в периодической печати, а также многочисленные публикации, появляющиеся в последнее время в различных научных изданиях. Однако фундаментальные труды по проблеме управления социальными конфликтами в молодежной среде в настоящее время практически отсутствуют.
Обращаясь к анализу конфликтности в молодежной среде, следует подчеркнуть, что она, выступая составной частью социальной конфликтности в обществе в целом, обладает своими особенностями, коренящимися в условиях жизнедеятельности молодого поколения. Общий социальный фон конфликтности в молодежной среде усугубляется многообразием различных форм девиации: пьянством, алкоголизмом (чаще – пивным), наркоманией, бродяжничеством, безработицей, проституцией, суицидом и так называемым экстремизмом, например, в форме скинхедства. Другим фактором является стрессогенность экономической ситуации в стране.
Кризис личности молодого поколения, начавшийся в годы перестройки и особенно усилившийся в середине 90-х гг. ХХ в., о чем свидетельствуют вспышки преступлений различного вида, совершенных несовершеннолетними, образовавшаяся материальная и имущественная дифференциация в молодежной среде и интенсивное развитие неформальных молодежных группировок на территории России. Сформировалось поколение нового типа, для которого стали чужды патриотизм, гуманность, нравственность. Появился новый тип человека со свойственными ему жестокостью, равнодушием, безразличием, ценностными ориентациями, не приемлемыми для старшего поколения и государства, переживающего кризисный и переходный периоды.
Информация о работе Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде