Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить наиболее эффективные технологии конструктивного управления поведением молодого человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по проблеме конфликта;
изучить проблему конфликта в молодежной среде;
установить факторы, влияющие на социальную конфликтность молодежи;
выявить наиболее эффективные технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде.

Оглавление

Введение 3
1. Глава. Теоретическая часть. 5
1.1 Анализ литературных источников по проблеме конфликта 5
1.2 Проблема конфликта в молодежной среде 13
Вывод по первой главе 18
2. Глава. Практическая часть. 19
2.1 Исследование факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи 19
2.2 Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде 25
Вывод по второй главе 25
Заключение 26
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 168.43 Кб (Скачать)

     По  мнению кандидата социологических наук, доцента Московского государственного открытого педагогического университета Черкасовой Т.В., урегулирование социальных конфликтов молодежи есть процесс внешнего, социализирующего и контролирующего воздействия (посредника или социального института), осуществляемого на этапе инцидента или конфликтной ситуации и направленного на снятие остроты, на предупреждение негативных последствий конфликта, на принятие компромиссной альтернативы с помощью социальных и правовых норм и технологий. Это процесс, подготовка к которому должна осуществляться в рамках комплексной государственной молодежной политики, реализуемой посредством целевых программ: семейной, учебной, трудовой, досугово – гражданской социализации14.

     2.2 Технологии разрешения конфликтных  ситуаций в молодежной среде

 

     Рассмотренные выше типы социальных конфликтов имеют специфически молодежную принадлежность, так как причинами проявления таких конфликтов являются характерные особенности молодежи как социально-демографической группы.

     Для выхода из конфликта возможна реализация двух альтернативных моделей.

     Реализация  первой модели активизирует процессы интеграции и позволяет прийти к  взаимовыгодному соглашению. Данный вариант возможен при условии  наличия у молодежи конформизма, общих интересов, которые в совокупности способствуют позитивному разрешению конфликта.

     Такая интеграция широко проявляется большинством российской молодежи, активно постигающей структуры рынка. Также серьезным фактором интеграции молодежи является инновационная деятельность, для которой сегодня открыты достаточные возможности, конечно же при одобрении данной культурой выбранных молодежью целей. Но это происходи в обход установленным способам достижения целей. Примером могут служить образцы смекалки и изворотливости, проявляемые той частью молодых фермеров, которые добиваются успехов, интегрируясь в сельскохозяйственное производство.

     В качестве второй модели преодоления  конфликта выступает дифференциация молодёжи в социальной структуре. Здесь  также возможны социальные инновации, однако, в таких условиях есть риск нарастания социальной напряженности, обострения конфликтов, развитие социального  расслоения, усиливающего в свою очередь социальную конфликтность.

     При этом дифференциация имеет и позитивную сторону. Например, она приводит к  образованию и развитию новых  общественных структур, обновление социальных отношений и т.д. Все это есть закономерный способ разрешения конфликта, который, к тому же, стабилизирует общество.

     Социальные  конфликты в молодежной среде  играют роль некоего механизма, который  позволяет обществу переходить из одного состояния в другое, отличающееся иной организацией. В связи с этим, интегрирующая функция социального  конфликта может быть выполнена  лишь в конструктивном русле. В случае деструктивных последствий такой сценарий не оправдывает себя.

     В ракурсе конструктивной дифференциации проявляется рост количества молодежных объединений, движений, организаций. А  в следствии деструктивных составляющих дифференциации конфликты приводят к социальной дискриминации, отчуждению, маргинализации.

     С учетом всего сказанного следует сказать, что проблема конфликта как социального явления имеет серьезную научную базу, позволяющую целенаправленно воздействовать на развитие конфликтной ситуации для достижения конкретных целей. Применительно к молодежи эти методы могут быть применены с учетом специфических особенностей самой молодежи, ее социального положения, психологии и социокультурных условий. Принимая во внимание все факторы противоречия интересов молодежи, как инновационной социальной группы, и социума, как сложившейся структуры, которая стремится сохранить стабильность, необходимо разрабатывать максимально адаптированные к молодежной среде методы регулирования и разрешения конфликтов.

     Большую роль в реализации данного направления  играет научно обоснованная стратегия  государственной молодежной политики, способной скорректировать основные тенденции конфликтогенности молодежной среды. Комплексный подход к решению проблемы конфликтной активности молодежи может привести к росту конструктивных инноваций в обществе, которые так необходимы современной России.

     Вывод по второй главе

 

     Молодежь, вследствие своих довольно широких  возрастных рамок, тесно связана  с жизнедеятельностью всего социального  организма.

     Исходя  из особенностей роли места молодежи в общественном воспроизводстве, можно  выделить три группы специфически молодежных конфликтов.

     Во-первых, они являются следствием неполного статуса молодежи в социальной структуре, стремления молодых людей к обретению более привлекательных социальных позиций, часто в конкуренции с представителями других возрастных групп, и выражаются в противоречиях социального неравенства.

     Во-вторых, конфликты часто возникают в результате инновационной, преобразовательной деятельности молодежи.

     В-третьих, имеют место конфликты в связи с принадлежностью молодежи к иному типу культуры – субкультуре.

     Исходя  из результатов рассмотренного в  работе социологического исследования, видны общие тенденции повышения  значений конфликтогенных показателей, выделенных молодежью. Возникает необходимость  создания научно обоснованной государственной  молодежной политики, упреждающей проблемы и дающей необходимые условия  для уверенного старта и развития молодежи.

     Реализация  государственных управленческих мероприятий  в этой сфере, как представляется, повлияет на снижение социальной конфликтности  в среде молодежи и повысит  степень доверия к российской рефлексивной государственной молодежной политике в период модернизации. Такая  политика призвана отражать потребности  и осознанные, социально значимые интересы молодого поколения, защищать эту категорию населения от кризисных  ситуаций, регулировать и разрешать  конфликты, способствуя гармоничному развитию потенциала молодежи.

     Заключение

 

     Так или иначе, но конфликт является постоянным спутником развития общества, к тому же, тесно вплетенным в социальные взаимодействия. И, вследствие того, что социальные взаимодействия осуществляются людьми, определяющую роль в исходе этих взаимодействий играют психологические факторы. Именно поэтому центральной областью конфликтологического знания в настоящее время является психология конфликта.

     Исходя из мирового опыта изучения конфликта следует сказать, что это явление стоит рассматривать с разных сторон одновременно. Исследователи отмечают, что ситуация конфликта может привести к полярным результатам, как функциональным, в виде личностного роста и повышения уровня организации конфликтующих сторон, так и к дисфункциональным, в виде разрушительных последствий различного характера и масштаба.

     В рамках государственной молодежной политики целесообразно развивать два стратегических направления по управлению социальными конфликтами в молодежной среде. Первое связано с решением актуальных социальных проблем, в частности с предотвращением социального исключения молодежи (дискриминации, отчуждения и маргинализации). Второе ориентировано на формирование в сознании молодого поколения современных ценностей толерантности и сотрудничества, предотвращение агрессии и экстремизма.

     В условиях мирового финансового кризиса значительная часть молодежи демонстрирует стремление к активному самостоятельному поиску выхода из сложившейся ситуации. Значимость работы с молодёжью в данном направлении состоит в обосновании перспективы нового научно-практического направления обществознания – конфликтологического менеджмента в молодежной среде в условиях кризиса.

 

     Молодежь, вследствие своих довольно широких возрастных рамок, тесно связана с жизнедеятельностью всего социального организма.

     Исходя  из особенностей роли места молодежи в общественном воспроизводстве, можно  выделить три группы специфически молодежных конфликтов.

     Во-первых, они являются следствием неполного статуса молодежи в социальной структуре, стремления молодых людей к обретению более привлекательных социальных позиций, часто в конкуренции с представителями других возрастных групп, и выражаются в противоречиях социального неравенства.

     Во-вторых, конфликты часто возникают в результате инновационной, преобразовательной деятельности молодежи.

     В-третьих, имеют место конфликты в связи с принадлежностью молодежи к иному типу культуры – субкультуре.

     Исходя  из результатов рассмотренного в  работе социологического исследования, видны общие тенденции повышения  значений конфликтогенных показателей, выделенных молодежью. Возникает необходимость  создания научно обоснованной государственной  молодежной политики, упреждающей проблемы и дающей необходимые условия  для уверенного старта и развития молодежи.

     Реализация  государственных управленческих мероприятий  в этой сфере, как представляется, повлияет на снижение социальной конфликтности  в среде молодежи и повысит  степень доверия к российской рефлексивной государственной молодежной политике в период модернизации. Такая  политика призвана отражать потребности  и осознанные, социально значимые интересы молодого поколения, защищать эту категорию населения от кризисных  ситуаций, регулировать и разрешать  конфликты, способствуя гармоничному развитию потенциала молодежи.

    Список  литературы

 
  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб., 1968.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2002.
  3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта. – М., 1992.
  4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.
  5. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, ТетраСистемс, 2000.
  6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание  конфликт! – Новосибирск, 1984.
  7. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М., Инфра-М, 2000.
  8. Дмитриев А. В. Конфликтология. – М., Гардарики, 2000.
  9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С.-П. ПИТЕР, 2000.
  10. Зайцев А. К. Социальный конфликт. – М., Академия, 2001.
  11. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. -  Ростов-на-Дону, 1992.
  12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.
  13. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. -  М., Прогресс, 1971.
  14. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3.- М., "Просвещение", 1970.
  15. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.  ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
  16. Конфликтология. – СПб., 1999.
  17. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев, 1991.
  18. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие. – М. 2001.
  19. Уткин Э.А. Конфликтология. – М., Тандем, 2000.
  20. Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде. (кандидатская диссертация). Уфа, 1997.
  21. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Мн., 1996.
  22. Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. - Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991
  23. Молодежь России: Тенденции, перспективы/ Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М.: Мол. Гвардия,1993. С.83.
  24. Зеркин Д. П. Основы конфликтологи – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – С. 38.
  25. Уткин Э. А. Конфликтология. — М.: Экмос. 1998.— С. 66—68.
  26. Анцупов А. Я., Баклановский С. В., Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – Питер, 2009.

Информация о работе Технологии разрешения конфликтных ситуаций в молодежной среде