Социальные конфликты в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:42, реферат

Краткое описание

Люди конфликтуют и конфликтовали всегда с момента появления первых человеческих сообществ. Менялись условия жизни, менялись сами конфликты, менялись их последствия, как экономические, так и социальные. В разные времена общество по-разному относилось к конфликтам в зависимости от того, какая социальная политика поддерживалась государством и поддерживалась ли она вообще.

Файлы: 1 файл

сОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ_2.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

 

2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

 

1. Язык

 

2. Ценности

 

3. Нормы

 

3. Функции культуры

 

4. Культурные универсалии  и многообразие культурных форм

 

5. Процессы изменений  в культуре

 

Социальная коммуникация

 

1. Основные определения  и модели процесса коммуникации

 

2. Виды социальной  коммуникации

 

3. Общественное мнение  и социальные стереотипы как  результаты массовой коммуникации.

 

Социальный стереотип

 

Общественное мнение

 

Информационные барьеры

 

4. Слухи как пример  неформальной коммуникации

 

Малая социальная группа

 

1. Характеристики малой  группы

 

2. Виды и функции  малых групп

 

3. Групповая динамика

 

4. Изучение малых групп

 

1. Эксперимент

 

2. Метод социометрии  (Я. Морено)

 

Социальная структура

 

1. Социальные общности

 

2. Социальная мобильность

 

Социальные институты  в социальной структуре общества. Институт семьи.

 

1. Понятие института  и институционализация

 

2. Признаки социальных  институтов.

 

3. Функции социальных  институтов.

 

4. Типы семейных структур.

 

5. Трансформации социальных  институтов. Альтернативные семейные  структуры и идеологии.

 

6. Социальный контроль

 

Анализ документов в  социологии

 

Социальная организация

 

1. Организация как  социальная система

 

2. Социальные свойства  организаций. Их признаки.

 

Опрос - как метод исследования в социологии

 

Личность и общество

 

1. Статусно-ролевая концепция  личности

 

2. Социализация

 

Социальный конфликт

 

Метод наблюдения в социологии

 

Экзаменационные вопросы  по курсу "Социология"

 

Социология как наука

 

Функции социологического знания

 

Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться  на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить  изучение общества изучению природы.

 

Идея родилась во Франции  в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.

 

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

 

Проект социологии был  результатом соединения 4х фундаментальных  идей, развивавшихся в течение  столетий:

идея общества

идея естественного  закона

идея прогресса

идея метода (познавательный инструмент)

 

Термин функция в  социологии подразумевает:

назначение элемента системы по отношению к ней  как к целостности

зависимость, при которой  изменения в одной части системы  оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

 

 

 

Функции социологии:

 

Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область  научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.

 

Практически-преобразовательная (в  т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды.

 

Мировоззренческая. Подразумевает, что  соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

 

Общая характеристика предметной области  социологии.

 

Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

 

Специфика социологии в том, что  она изучает общество как целостность.

 

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения  объекта, которые изучаются данной наукой.

 

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических  концепций.

 

Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

 

Социология - область  научного знания, связанная с изучением  соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности).

 

Специфика социологического объяснения.

 

Она связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре.

 

Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами  поведения, языком, идентификацией.

 

Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью.

 

Местоположение действующих  в соц. структуре связано с  формальными и неформальными  стандартами ресурсов, доступных  человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладаю определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.

 

Система социологического знания.

 

Система - упорядоченная  определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между  собой и образующих некоторую  целостность.

 

Основные признаки соц. систем:

качественная определенность

выделенность относительно среды существования

гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества  составных частей в целом.

наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость  частей и целого.

 

Система социологического знания в качестве элементов включает:

социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в  результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

общие и специальные  социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...

отраслевые социологические  теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных  сфер жизни общества, обосновать программы  конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

методы сбора и анализа  данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.

 

Социальное действие и социальное взаимодействие

 

Признаки социального  действия

 

Проблематику социального  действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим  признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

 

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с  выделением следующих признаков:

нормативность (зависит  от общепринятых ценностей и норм).

волентаричность (т.е. связь  с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

наличие знаковых механизмов регуляции

 

В концепции Парсонса действие рассматривается как единичный  акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др. индивидов. Анализ действия как системы: рассматривается как открытая система (т.е. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Функции 

Подсистемы

 

адаптивная 

биологический организм

 

личностная 

усвоение ценностей  и норм

 

социальная 

совокупность соц. ролей (образцов поведения)

 

культурная 

усвоенные цели и идеалы

 

 

Социальное действие.

 

Вы читаете этот текст, текст главы учебного пособия. Как  вид активности чтение связано с  определенными затратами энергии, нормальным функционированием головного  мозга, определенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. Однако эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, может быть рассмотрен социологически?

 

Прежде всего, внимание должно привлечь побуждение человека к определенной активности, то, что  выступает непосредственной побудительной  причиной действия, его мотивом. Тут  можно предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определенных действий вместе с образом желаемого результата, целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

 

Самому чтению в любом  случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" или послушать музыку... Результаты выбора определены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целенаправленную активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника информации - как объект приложения ваших усилий.

 

Таким образом, чтение книги  связано с решением неких жизненных  проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения  окружающих, то есть соответствует  основным признакам социального  действия. Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

 

Однако читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами культуры. Кроме того, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определенный набор существующих в обществе ценностей.

 

Таким образом, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с определенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С  другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

Информация о работе Социальные конфликты в молодежной среде