Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:42, реферат
Люди конфликтуют и конфликтовали всегда с момента появления первых человеческих сообществ. Менялись условия жизни, менялись сами конфликты, менялись их последствия, как экономические, так и социальные. В разные времена общество по-разному относилось к конфликтам в зависимости от того, какая социальная политика поддерживалась государством и поддерживалась ли она вообще.
Я думаю, что молодежь в данной ситуации является оружием в недобрых руках тех, кто должен как бы воспитывать молодежь, направлять энергию и творческий потенциал молодежи на созидание, а не на разрушение.
4. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Успешным завершением любого конфликта является его урегулирование. Для урегулирования конфликта его нужно проанализировать.
Анализ конфликтов надо начинать с причины их возникновения. Все причины кроются в потребностях, значит, их и нужно анализировать. У каждого человека и каждой социальной группы имеется свой набор потребностей. Социологи делят потребности на пять основных видов. Посмотрим, удовлетворяются ли они у нашей молодежи:
1. Материальные (физические) потребности (насущные - пища, одежда, жилье и т.д.) – не имея постоянных и легальных источников доходов, молодежь может удовлетворить эту потребность только за счет других людей (родственники, воровство, мошенничество и другие криминальные действия), отсутствие этих потребностей толкает молодежь на паразитический путь существования;
2. Безопасность – молодежь, как и любой член нашего общества, не чувствует себя в безопасности, а в первую очередь, под защитой государства;
3. Социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие), если человек не имеет работы, нигде не учится, его контакты сводятся к минимуму;
4. Потребности в получении знаний, достижении престижа, уважения, определенного опыта, навыков – НЕТ!;
5. Высшие потребности в самоутверждении, самореализации, самовыражении, – НЕТ!.
То есть предпосылки для конфликтной ситуации в молодежной среде НАЛИЦО.
Если человек встречается с непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению потребности, у него возникает напряжение, чувство неудовольствия и неудовлетворенности, которое перерастает в раздражение и злость, т.е. возникает то, что социологи называют «фрустрацией». В этой ситуации человек может или отступить, т.е. постараться избежать фрустрации, отказавшись от данной потребности на время или навсегда, или проявить агрессию, которая может быть направлена на других людей, как он думает, которые являются причиной фрустрации. Этот вид агрессии носит социальный характер. Агрессия порождает ответную агрессию – и, таким образом, зарождается социальный конфликт, который сопровождается состоянием ненависти к другим людям и враждебными действиями.
Значит, социальный конфликт возникает:
. - если причиной неудовлетворения потребности, было поведение других людей;
- если в ответ на агрессивное социальное действие возникла такая же агрессивная реакция.
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Раздражение и злость обычно накапливаются постепенно, также постепенно нарастает напряжение. Предварительный этап иногда длится так долго, что забывается причина противоречия. Предварительный этап представляет собой предконфликтную стадию, на протяжении которой конфликтующие стороны оценивают свои силы и возможности, прежде чем принять решение, что целесообразнее: приступить к агрессивным действиям или отступить.
На данном этапе в нашей стране предконфликтная стадия в молодежной среде уже перетекает в стадию открытых активных конфликтов. Примером является недавнее столкновение молодежных группировок на Манежной площади, когда совершались определенные социальные действия, целью которых было изменение поведения противной стороны. В данном случае конфликт уже вступил в свою активную открытую фазу.
На самом деле, действия противоборствующих сторон во время активной стадии конфликта могут быть различными. Они могут быть открытыми, т.е. реальное физическое противоборство, информационная война, экономические меры и т.д., как в нашем случае. Но могут быть и скрытыми. То есть имеют место попытки манипулирования соперником, блеф, что-то наподобие НЛП (нейролингвистическое программирование). Я думаю, скрытые действия свойственны скорее не молодежи, а тем, кто ею манипулирует. В данной ситуации, получается – молодежь действует открыто, причем и та и другая сторона, власти же выступают в роли манипуляторов, приводя в действие скрытые рычаги воздействия и в то же время, открыто как бы выступая в роли «миротворцев».
5. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
При завершении инцидента, кажется, завершен и конфликт, но на самом деле это не так. Завершение инцидента необходимо, но недостаточно для завершения конфликта. Ситуация на манежной площади подтверждает это на все 100%. Да, активное конфликтное взаимодействие прекращено, но участники конфликта продолжают находиться в состоянии фрустрации, неудовлетворения, все еще ищут причину своего недовольства, и не нужно быть предсказателем, чтобы спрогнозировать все новые вспышки этого затянувшегося конфликта.
Решить социальный конфликт можно, только изменив конфликтную ситуацию. Можно изменить ее по-разному, но самым эффективным способом будет устранение причины конфликта.
Можно, конечно, решить конфликт и по-другому, но тогда одна из сторон должна изменить свои требования, а другая сторона должна пойти на уступки. Кажется, именно такой путь сейчас и избрали третьи силы, которые пытаются урегулировать рассматриваемый нами конфликт. Но нет уверенности, что этот метод окажется действенным.
Какие же меры по разрешению
социального конфликта в
Ясно, что просто силовые методы сдерживания конфликта, которые в данный момент применяют власти, к разрешению конфликта не приведут, так как социальные причины не устранены, и, судя по всему, не будут устранены в ближайшее время.
Можно, конечно, перечислить конкретные пути урегулирования данного конфликта на данный момент, но насколько они реальны? То есть, этот вопрос должен звучать по-другому. Захотят ли власти принимать эти меры?
Хочется перечислить меры по урегулированию конфликтной ситуации, сложившейся в молодежной среде России на данном этапе, которые лежат на поверхности:
Все это требует, безусловно, затрат, т.е. грубо говоря, денег, с которыми наши власть имущие расставаться не хотят. Отсюда и вопрос: А хотят ли они урегулировать конфликты? А не используют ли их в своих целях?
Может быть, это и звучит
ненаучно, но мне кажется, что за
каждым молодежным конфликтом стоят
конкретные «взрослые» люди и группы,
которые разжигают и
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судя по всем признакам и критериям, сейчас наше общество находится в переходном состоянии, в обществе возник глубочайший социальный, культурный, экономический и политический кризис. Идет ломка устоев – поэтому социальные конфликты сейчас наиболее глубоки, и будут иметь самые тяжкие последствия.
Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Особенно социальная и политическая. И молодежь находится на самом гребне этой волны конфликтов.
Понимание характера конфликтов, их причин и последствий позволит, в идеале, своевременно выявить конфликт и урегулировать его к обоюдному согласию сторон.
А главное, нельзя забывать, что любое общество жизнеспособно, если у него есть будущее. Будущее общества – это его молодое поколение. Если сейчас не направить энергию молодежи в созидательное русло, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что наше общество ОБРЕЧЕНО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Функции социологического знания
Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.
Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.
Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий:
идея общества
идея естественного закона
идея прогресса
идея метода (познавательный инструмент)
Термин функция в социологии подразумевает:
назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности
зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.
Функции социологии:
Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования.
Практически-преобразовательная (вт.ч.организационно-
Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
Оглавление
Социология как наука
Функции социологического знания
Функции социологии
Общая характеристика предметной области социологии.
Специфика социологического объяснения.
Система социологического знания.
Социальное действие и социальное взаимодействие
Признаки социального действия
Социальное действие.
Теории социального взаимодействия
Концепция социального обмена
Концепция символического интеракционизма
Концепция управления впечатлениями
Культура
1. Осн. теоретические
подходы в исследовании
1. Функционализм
2. Символизм
3. Адаптивно-деятельностный подход