Приоритетные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выделение приоритетных сфер человеческой жизнедеятельности, в которых государство реализует свою политику.
Объект исследования: приоритетные направления государственной политики
Предметом исследования: направления и меры государственной политики в России, а также особенности и процессы, определившие становление и развитие современной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Сущность государственной политики
1.1 Понятие и основные модели разработки государственной политики…….5
1.2 Механизм реализации государственной политики………………………..10
Глава 2 Основные направления государственной политики в РФ
2.1 Государственная экономическая политика………………………………...16
2.2 Государственная социальная политика…………………………………….21
2.3 Государственная национальная политика………………………………….28
2.4 Государственная экологическая политика………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Приоритетные направления государственной политики.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Сущность государственной политики

1.1 Понятие и основные модели разработки государственной политики…….5

1.2 Механизм реализации государственной политики………………………..10

Глава 2 Основные направления государственной политики в РФ

2.1 Государственная экономическая политика………………………………...16

2.2 Государственная социальная политика…………………………………….21

2.3 Государственная национальная политика………………………………….28

2.4 Государственная экологическая политика………………………………....33

Заключение……………………………………………………………………….36

Список  литературы………………………………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Актуальность  исследования. Изучение сущности государственной политики занимает значительное место в современной политической науке, что связано с возрастанием роли политики в общественной жизни, а также ее значения в управлении социально-экономическими процессами. Кроме того, глобализационные процессы, развитие международных контактов повышают значимость политики не только в рамках конкретных государств, но и на уровне континентов и для поддержания мирового порядка в целом. Вместе с тем в политико-социологической литературе можно встретить большое разнообразие определений, концепций, подходов по целому кругу вопросов, касающихся государственной политики, что свидетельствует о том, что эти вопросы по-прежнему остаются дискуссионными и актуальными. Прежде всего, это касается определения понятия государственной политики, а также механизмов и технологий ее формирования. Функционируя как институт власти, государство выстраивает свою деятельность в соответствии с интересами определенной группы, политической элиты и того социального слоя, который она представляет, стремясь обеспечить стабильное положение правящего режима. Выступая как институт управления, государство преследует общесоциальные цели: регулирование отношений в социуме, справедливое распределение ресурсов, выравнивание социального положения граждан и т.д.

     Таким образом, под государственной политикой  понимается общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы как а) определение целей и приоритетов развития общества, б) разработку и планирование политической стратегии, в) анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам, г) обсуждение и консультирование, д) выбор и принятие государственных решений, е) мониторинг и оценка выполнения и т.д. 

     Целью моей работы является выделение приоритетных сфер человеческой жизнедеятельности, в которых государство реализует свою политику.

     Объект  исследования: приоритетные направления государственной политики

     Предметом исследования: направления и меры государственной политики в России, а также особенности и процессы, определившие становление и развитие современной политики. 

     Задачи  исследования:

     • выявление общих закономерностей реализации государственной политики;

     • обоснование необходимости выделения государством приоритетных  направлений государственной политики;

     • анализ современных государственных программ развития.  

         Методы исследования: анализ и синтез; теоретической анализ литературных источников, документов, нормативно-методических документов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Глава 1 Сущность государственной политики

     1.1 Понятие, принципы и методы  государственной политики

     Политика  в общем смысле означает сознательную деятельность в сфере отношений  между государством и обществом  по поводу распределения властных полномочий с целью достижения определенных целей и решения социально-политических задач. Основным инструментом выступает государство, хотя не меньшую роль играет гражданское общество и рыночные механизмы.

     Государственная политика (общественная политика) – это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества. Она является средством, позволяющим государству достичь определённых целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении. 

     В конечном счете, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя такие элементы как а) определение целей и приоритетов развития общества, б) разработку и планирование политической стратегии, в) анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам, г) обсуждение и консультирование, д) выбор и принятие государственных решений, е) мониторинг и оценка выполнения и т.д. 

     В целом государственную (общественную) политику можно рассматривать в трех аспектах, как политический процесс, общественную науку, учебную дисциплину. 

     Это отражает ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она  связана с регулированием и управлением  различных общественных отношений. 

     Государственная политика – это целая система научных концепций, теорий, понятий и методик, позволяющих: а) провести анализ происходящих процессов и явлений, б) понять причины этих общественных явлений, в) предсказать возможные сценарии развития событий в будущем на основе обобщения и сделанных научных выводов, г) выработать стратегию развития общества по решению актуальных проблем и предложить рабочую программу действий. В этом случае она является разделом общественной науки, имеющим свой объект и методологию исследования.

     Наконец, государственная политика является одной из основных учебных дисциплин, которая изучается в университетах  студентами и аспирантами, в том  числе получающими специальность  в сфере public administration, и поступающими затем на работу в государственные или местные органы власти.2

     Научно  обоснованная внутренняя и внешняя  политика вырабатывается на основе ясной  идеологии, национальной идеи. Только в этом случае она получает установку  на достижение каких-либо целей, приверженность определенным ценностям.

     Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Идеологические взгляды опосредуют формы существования политики, правей морали и соответствующих им организаций и учреждений.

     Идеология как духовная сфера человеческой деятельности играет первостепенную роль в жизни общества. Люди объединяются, создают социальную структуру, руководствуясь, прежде всего, духовными интересами. Поскольку без идеологии жить нельзя, она становится мощным орудием политической борьбы. Политические организации стремятся заложить в свои программы привлекательные идеологии, адресуя их конкретным социальным слоям общества. После победы на выборах они имеют возможность проводить свою идеологию в государственном управлении.

     Государственная политика базируется также на твердом  фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права. Право принято  подразделять на публичное и частное. Публичное право регулирует деятельность государственных органов, отношения между гражданами и госорганами, частное право составляют нормы, регулирующие отношения между гражданами.

     Источником  права является Конституция РФ. Для  обеспечения устойчивости и стабильности в обществе, предсказуемости государственной политики установлена жесткая процедура изменения Конституции. Ее основные положения могут быть изменены только всенародным голосованием или созываемым для этого Конституционным Собранием. Другие положения могут быть изменены федеральным конституционным законом, вступающим в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.3

     Разработка  государственной политики.

     Под разработкой государственной политики можно понимать совокупность стадий, факторов, условий деятельности субъектов политики и групп влияния в ходе выбора стратегических целей и их закрепления в соответствующих документах.

     Современные требования, предъявляемые к процессу разработки политики включают следующие  положения:

     1. Взгляд вперед. Процесс выработки политики включает ясно определенные результаты, которые политика пытается достичь, и где это возможно, учитывает будущие эффекты политики.

     2. Широкий взгляд. Процесс выработки  политики принимает в расчет  контекстуальные и влиятельные  факторы, находящиеся вне государственной юрисдикции и контроля.

     3. Инновационность, гибкость и креативность. Процесс выработки политики является  инновационным и гибким, когда  в нем ставятся под вопрос  установленные способы решения  проблем и вырабатываются новые и креативные идеи.

     4. Основы информации. Советы и решения в процессе выработки политики основаны на наилучшей доступной информации из различных источников.

     5. Вовлеченность. Процесс выработки  политики принимает в расчет  влияние и реагирует на потребности всех людей, прямо или косвенно воздействующих на политику.

     6. Объединение. Процесс выработки  политики включает целостный  взгляд, выходящий за институциональные  рамки правительственных стратегических  целей, и основывается на моральных,  этических и правовых факторах политики.

     7. Контроль. Существующие и уже  выработанные политики, так же  как и новые политические инициативы  подвержены постоянному контролю  для того, чтобы обеспечить реализацию  в них наиболее эффективного  и изменчивого.

     8. Оценивание. Систематическое оценивание эффективности политики встроено в сам процесс ее выработки.

     9. Изучение уроков. Процесс выработки  политики построен на способах  и процессах постоянного изучения  внедрения политики и процессов  ее формулирования.4

     Выделяют  следующие модели разработки политики.

     Одна  из первых моделей политического  процесса была разработана Ричардом Хоффебертом под названием «модель  открытых систем». Эта модель построена  на идее «воронки причинности», в соответствии с которой процесс выработки  политики представляет собой последовательный переход от более широких и неопределенных условий к оформленному правилами поведению элит в процессе обсуждения политических целей и выработки решений. На поведение элит воздействуют соответствующие события, проистекающие из предыдущих факторов по отдельности или в совокупности.

     Модель  «институционального рационального  выбора» была разработана Элинор Остром и ее коллегами. По этой модели результат выработки политик  представляет собой функцию индивидуальных действий, вовлеченных в процесс акторов, на которых влияют два основных вида условий: индивидуальные условия и условия, связанные с ситуацией принятия решений. Индивидуальные условия включают в себя ценности и ресурсы индивидов, позволяющие им влиять на процесс выработки целей. Ситуация принятия решений описывается как совокупность условий, связанных с институциональными правилами, природой соответствующих благ и характеристиками сообщества. Основная идея этой модели состоит в том, что индивиды, выбирающие политические приоритеты, будут действовать по- разному, в зависимости от различий в ситуации принятия решений. При этом следует учитывать три уровня институционального анализа: операционный уровень; уровень коллективного выбора; конституционный уровень.

     Модель  «политических потоков» включает в себя описание трех «потоков», составляющих процесс выработки политики. Первый поток назван «проблемным потоком», состоящим из информации о реальных проблемах и результатах предыдущей правительственной деятельности. Второй поток- «сообщество» исследователей, консультантов и других специалистов, которые анализируют проблемы и формулируют различные альтернативы. Третий поток назван «политическим» и состоит из выборов, деятельности политиков, конкуренции в ходе принятия законов и т.д. Когда три потока объединяются, тогда открывается «окно возможностей» для принятия соответствующих политических решений.

Информация о работе Приоритетные направления