Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие познавательного туризма в Республики Беларусь.
Задачи:
- изучение истории возникновения международного и культурного туризма;
- выявление основ культурного или познавательного туризма;
- охарактеризовать объекты наследия и оценить культурные комплексы
- разработать электронную презентацию познавательного тура.
Введение……………………………………………………….…………………3
Пояснительная записка………………………………………………......5
1.1 История развития туризма ……………………………………….......5
1.2 Международный и культурный туризм ……………………………17
1.3 Объекты исторического наследия …………………………….......19
1.4 Оценка культурных комплексов ……………………………………22
2. Практическая часть
2.1 Разработка познавательного тура по Беларуси - 1-3 дня………….26
2.2. Электронная презентация тура
Заключение ……………………………………………………………........28
Литература ..…………………………………...............................................30
Приложение …………………………………………………………………………………………..32
УО « Гродненский
государственный университет имени
Янки Купалы »
«Познавательный
туризм – одно из
приоритетных направлений
развития туризма
в Республике Беларусь»
Выполнила
Грицелевич Диана
Руководитель
Петрухина Екатерина Геннадьевна
Волковыск, 2011
Оглавление
Введение……………………………………………………….
1.1
История развития туризма ……………………………………….......5
1.2 Международный и культурный туризм ……………………………17
1.3 Объекты исторического наследия …………………………….......19
1.4 Оценка культурных комплексов ……………………………………22
2. Практическая часть
2.1 Разработка познавательного тура по Беларуси - 1-3 дня………….26
2.2. Электронная презентация тура
Заключение …………………………………………………………….......
Литература ..…………………………………...............
Приложение …………………………………………………
Введение
Познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.
Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством. Познавательный туризм редко выступает в качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными — отдых, развлечения. В чистом виде познавательный туризм обычно краткосрочен, имеет продолжительность от одиночной экскурсии до 5—7 дней. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства.
Познавательный туризм концентрируется преимущественно в городах с богатой историей. Наиболее известные культурно-исторические центры сосредоточены в Европе и Азии — Париж, Рим, Венеция, Флоренция, Лондон, Прага, Иерусалим, Пекин. Европейские музеи — настоящие сокровищницы искусства. Среди наиболее известных и посещаемых: Лувр (Париж), Национальная галерея (Лондон), Эрмитаж (Петербург), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Берлин), Галерея Уффици (Флоренция), Художественно-исторический музей (Вена).
Беларусь – одно из самых интересных мест Европе. Выгодное геополитическое положение страны, первозданная природа, уникальный ландшафт , интересные памятники истории и культуры – всё это обусловило важную роль Беларуси в истории. Посетив Беларусь, можно не только хорошо отдохнуть, но и открыть для себя что-то новое.
Здесь сохранились следы первобытных стоянок 26-тысячелетней давности. Белорусские археологи и сегодня совершают удивительные находки, раскапывают целые города. Одно из последних открытий – следы краманьёнцев и руины средневекового города-призрака в Гомельской области.
Именно на белорусской земле запад встречается с востоком. Это особенно хорошо видно на примере исторических памятников страны. Белорусские мастера ,используя опыт западноевропейской и восточноевропейской культур, создавали самобытные произведения архитектурного искусства. Мировые войны и революции минувшего века значительно сократили количество архитектурных памятников страны.
Огромный интерес представляют белорусские музеи. Их сегодня в стране более 1500 и с каждым годом появляются новые – краеведческие, исторические, художественные, мемориальные, посвящённые ремёслам и народному творчеству.
На территории Беларуси расположено 175 усадеб знаменитых людей, проживавших здесь в различные периоды истории и снискавших мировую известность. Они уникальны по своей архитектуре, ландшафтным решениям и духовному наполнению.
Без прошлого не бывает будущего. Путешествуя по белорусским городам и весям можно увидеть места, где вершилась история.
Объекты исследования: сфера туризма
Предмет исследования: туристические возможности Республики Беларусь.
Цель
исследования: изучить развитие познавательного
туризма в Республики Беларусь.
Задачи:
-
изучение истории
- выявление основ культурного или познавательного
туризма;
- охарактеризовать объекты наследия и
оценить культурные комплексы
-
разработать электронную
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Туризм
(как национальный, так и международный)
- продукт длительного
Как известно в истории развития туризма
мы различает четыре этапа:
• до начала XIX века - предыстория туризма;
• начало XIX века - начало XX века - элитарный
туризм, зарождение специализированных
предприятий по производству туристических
услуг;
• начало XX века - до начала Второй мировой
войны - начало становления социального
туризма;
• после второй мировой войны - современный
этап - массовый туризм, формирование туристской
индустрии как межотраслевого комплекса
по производству товаров и услуг для туризма.[1,
c 367]
В основу данной периодизации
положены следующие критерии: технико-экономические
предпосылки; социальные предпосылки;
целевые функции туризма на разных этапах
развития.
Рассмотрим кратко особенности развития
туризма на каждом этапе.
Первый этап - предыстория
туризма.
Современный туризм - явление,
с одной стороны, так как массовым он стал
всего лишь после Второй мировой войны;
с другой стороны, туризм имеет глубокие
исторические корни, ибо путешествия известны
человечеству с древнейших времен. Уже
в древние времена народы Средиземноморья
располагали географическими описаниями,
которые давали общие представления о
соседних территориях.
В античные времена основными мотивами
путешествия были торговля, образовательные
цели, паломничество, лечение.
Для развития обмена и торговых связей
требовались достоверные и подробные
сведения о странах, их населении и обычаях.
На больших и прочных кораблях уходили
в открытое море финикийцы. Прокладывая
пути в неведомые края, они выходили за
пределы бассейна Средиземного моря, плавали
вдоль западных берегов Европы и Африки.
С целью изучения новых территорий отправлялись
в далекие путешествия древнегреческие
ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи
других стран (Пифей - IV век до н.э.).
Можно сказать, что в Древней Греции зародились
и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские
игры стекались тысячи спортсменов, любителей
спорта и почитателей искусств не только
из Эллады, но и других государств Средиземноморья.
К этому периоду относится и сооружение
специальных больших домов, в которых
могли разместится и отдохнуть атлеты
и зрители.
Накопившееся к началу нашей эры географические
данные о различных странах наиболее полно
были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г.
н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168г. н.э.).
Большая подвижность была характерна
для населения Древнего Рима. Зачастую
для римлянина из богатой семьи поездка
в Грецию была связана с необходимостью
пополнить свое образование. В период
расцвета Римской империи путешествия
в Грецию стали приобретать развлекательный
характер. Особенно охотно посещались
места с теплыми минеральными источниками.
Перемещение богатых путешественников
требовало соответствующей организации
их отдыха.
Еще в первом веке до нашей эры в Римской
империи возникли государственные постоялые
дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии
одного дня езды на лошади. Они располагались
в городах и на главных дорогах, по которым
проезжали курьеры и государственные
служащие из Рима, вплоть до Малой Азии
и Галлии.
Огромная заслуга в дальнейшем расширении
познания человеком окружающего мира
принадлежит также арабским путешественникам
VII-XI веках, среди которых наиболее известен
купец из Басры Сулейман, побывавший в
Китае, Индии и других странах.
В средние века усиливается религиозный
фактор путешествия - поклонение святыням
христианства и мусульманства. Однако,
несмотря на различные цели походов и
путешествий, все они объективно расширяли
географические познания человека. Наиболее
массовое передвижение людей в Европе
было связано с крестовыми походами, которые
предпринимались европейскими рыцарями
и следовавшими за ними купцами в целях
захвата чужих богатств и территорий.
Вслед за ними двигались на Восток священники
и паломники в сопровождении бесчисленных
толп бродяг и обездоленных.
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает
религиозные мотивы и усиливает индивидуальный
характер и образовательную направленность
поездок. Представители привелигерованных
классов совершали в средние века путешествия
к целебным источникам. Молодые дворяне
нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур"
по Европе, прежде чем вступить на поприще
профессиональной или политической деятельности.
В Англии, например, маршрут такого путешествия
начинался в Лондоне, вел во Францию с
длительным пребыванием в Париже, затем
- в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим.
Обратный путь пролегал через Швейцарию,
Германию, Нидерланды. По мере усиления
общественных позиций третьего сословия
его представители в XVIII веке - начале XIX
века все чаще предпринимают аналогичные
образовательные туры.
Однако, несмотря на различные
цели походов и путешествий, все они объективно
расширяли географические и научные познания
человека. Создавались предпосылки для
великих географических открытий конца
XV века - второй половины XVII века. Число
неоткрытых географических мест на карте
мира неуклонно сокращалось. Подробные
описания видимых рек, морей, материков
и стран оставили Афанасий Никитин, Марко
Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.
[9, c 290]
Резюме: отличительными характерами путешествий
до середины XIX века были: примитивизм
средств передвижения; то, что путешествия
было не самоцелью, а необходимым условием
и средством к достижению собственно цели,
как то: торговые дела, расширение образовательного
кругозора, лечение, паломничество. Всех
путешественников объединяло то, что они
относились к меньшинству, занимавшему
привилегированное положение в обществе.
"Маленький человек" оставался в
стороне.
Второй этап - элитарный
туризм и зарождение
массового туризма.
Важнейшую роль в развитии туризма сыграли
революционные изменения в развитии транспорта:
изобретение парохода Фултоном в 1807г.,
паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование
постовой связи, сопровождавшееся расширением
сети дорог в Европе. Все это обусловило
больше надежности и скорость передвижения
при снижении расходов на путешествия.
Вследствие массового наплыва переселенцев
из старого Света в Америку бурными развивается
морское сообщение, в середине XIX века
возникают крупные пароходные компании.
Научно-технический прогресс
и социальная борьба трудящихся, а также
растущее благосостояние общества обусловили
постепенное уменьшение рабочего времени
в пользу свободного (см. схему 1): введение
гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии
и оплачиваемых отпусков (В Германии, например,
впервые отпуска были установлены законом
о государственных служащих 1873г.).
Повышение качества и надежности транспортных
перевозок в совокупности с их удешевлением,
а так же постепенное сокращение рабочего
времени обусловили существенное увеличение
потоков путешествующих.
Соответственно возникли первые предприятия,
специализировавшиеся на обслуживании
временных посетителей. На смену скромным
пансионам и "комнатам для госте"
в домах священнослужителей, в монастырях
и религиозных миссиях приходят первые
гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии
вступает в строй отель "Риги-Клестели",
в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн.
В 1801г. в Германии открывается первоклассная
гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене,
1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт"
в городе Интерлакене. В Германии на рубеже
18-19 веков возникают первые курорты минеральных
вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде.
Как отмечает швейцарский исследователь
туризма профессор К.Каспар: "В этот
период становления туризма строились
в первую очередь роскошные гостиницы,
которые обслуживали представителей аристократических
кругов, "нового дворянства", "высшего
офицерства". В зависимости от времени
года элита либо пребывала на французской
или итальянской Ривьере, либо отдыхала
на термальных курортах в Швейцарии и
Германии, либо предпринимала длительные
путешествия в Северную Африку, Египет,
Грецию.
Во второй половине XIX века индустрии
отдыха расширяет сферу своего производства:
к предприятиям гостиничного хозяйства
добавляются первые бюро путешествий,
в задачу которых входило организация
туристических поездок и реализация потребителю.
Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура
- комплекса туристических услуг, продаваемого
по единой цене - является групповой тур
на отдых, организованного англичанином
Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал
в себя двадцатимильную поездку по железной
дороге, чай и булочки в поезде, духовой
оркестр. Все поездка, в которой приняли
участие 570 человек стоила каждому из них
1 шиллинг.
Интересно, что Т.Кук преследовал
при этом скорее социальные, чем коммерческие
цели. Будучи председателем местного союза
трезвенников, он стремился подобной акцией
привлечь внимание к возможностям целесообразного
использования свободного времени и найти
новых сторонников для руководимого им
союза. Так или иначе, идея прижилась, и
в последующие 20 лет в Англии возникла
множество новых бюро путешествий. Начиная
с 1862г. появляются и первые каталоги туристических
поездок, что отразил процесс расширения
туристического спроса.
В Германии первое бюро путешествий -
"Райзебюро Штанген" - было основано
в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты
с пароходными компаниями и в начале ХХ
века активно рекламировала и продавала
морские круизные увеселительные поездки.
В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков
дальние туристические поездки могли
себе позволить еще немногие. Тем не менее
постепенно путешествия становятся доступны
среднему классу. Среди чиновников и служащих
в этот период широкое распространение
получил летний выезд на дачи (Sommerfrische).
Дача находилась, как правило, недалеко
от города, основным видом используемого
дачниками транспорта была железная дорога,
размещение отличалось скромностью и
чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных
семьях с конца июнь до начала сентября.
Для бюджета семей мелких чиновников и
рабочих дачи стали доступными лишь в
конце 20-х гг. нашего века.
Резюме: в начале ХIX века ряд таких факторов
как: промышленная революция, развитие
транспорта, увеличение свободного времени
благоприятно повлияло на развитие туризма.
Из-за увеличения количества путешественников
стало необходимым строительство гостиниц,
организация бюро путешествий, развиваются
туристические услуги комплексного типа.
Третий этап - начало
становления массового
туризма.
Первая мировая война, экономическая депрессия
30-х гг. и вторая мировая война оказали
негативное влияние на развитие туризма.
Вместе с тем, именно в период между двумя
мировыми войнами появляются ростки массового
туризма, расцвет которого приходится
на послевоенные десятилетия. Туристические
поездки как внутри стран, так и зарубежные
постепенно приобретают качественно иной
характер. Они преследуют уже не только
развлекательные, но и познавательные
цели. В маршруты все чаще включаются исторические
места, памятники культуры. Подавляющая
часть международного туристского движения
приходилось на Европу.
Приведем два примера массового туризма.
В Швейцарии интерес в данном
отношении представляет возникновение
и деятельность фирмы "Отельплан",
которая в настоящее время является одним
из крупнейших производителей тур услуг
в этой стране. В основе образования фирмы
1935 году лежали идеи ее создателя Г.Дуттвайлера
о том, что вовлечение "маленького человека"
в туризм оказал бы неоценимую помощь
страдающему от кризиса гостиничному
хозяйству. "Следует обратится к публике,
до сих пор не приобщенной к туризму и
не привыкшим к путешествиям", - отмечал
Г.Дуттвайлер. Массовые дешевые тур поездки
становятся основным продуктом фирмы.
"Народный туризм" имел успех: уже
в первом финансовом году фирма реализовала
52 648 туристических поездок.
В Германии импульс развитию
массового туризма дал, как ни странно,
национал-социализм. Осуществляя идею
"единства нации", руководство страны
стимулировало массовый организованный
туризм с целью отдыха, причем эту деятельность
направляла специальная организация национал
социализма "Сила через радость"
(Kraft durch Freude). В 1933г. был основан имперский
комитет по туризму, который подчинялся
министру просвещения и пропаганды. Общую
идеологическую установку в этой области
сформулировал лично А.Гитлер: "Я хочу,
чтобы рабочему был обеспечен достаточный
отпуск и чтобы этот отпуск, а также свободное
время в целом стали настоящим отдыхом
для него. Я желаю этого, потому что я хочу
иметь народ с сильными нервами, так как
только с таким народом можно делать большую
политику." История уже вынесла обвинительный
вердикт "большой политике" Гитлера,
а для нас в данном случае интересен тот
факт, что нацистский режим уделял столь
большое внимание организации массового
отдыха трудящихся и вовлекал в туризм
все новые слои населения, расширяя тем
самым его социальную базу. Германское
государство оказывало содействие в организации
групповых поездок на отдых - круизов,
железнодорожных туров, туристических
походов. Умеренные цены способствовали
первому "туристическому буму" в
Германии: число туристических поездок
возросло с 2,3 млн. в 1934г. до 5 млн. в 1935г.,
9,6 млн. - в 1937г. 10,3 млн. - в 1938г.
Резюме: в этот период развития туризм
одиночек постепенно уступал место групповому
туризму широких масс. Кроме того изменился
характер путешествий - уже преследовались
не только развлекательные, но и познавательные
цели. В маршруты все чаще включаются исторические
места, памятники культуры.[9, c. 290]
Четвертый период -
массовый туризм.
Вторая мировая война парализовала туризм,
и дальнейшее развитие он получает уже
в послевоенные годы. Именно в этот период
туризм приобретает действительно массовый
характер: из предмета роскоши он становится
потребностью для большинства населения
высокоразвитых индустриальных стран.
В западноевропейских странах 50-60-е гг.
- это период активного грюндерства туристических
фирм, массового строительства гостиниц,
мотелей, разного рода увеселительных
заведений. Европейский туризм 50-х гг.
был ориентирован преимущественно на
прием американских туристов и является
источником долларовых поступлений для
принимающей страны. В60-е годы и до середины
70-х наблюдается быстрый экстенсивный
рост как въездного, так и выездного туризма,
а также увеличение числа туристических
предприятий и объемов их производства.
Важнейшим показателем завершения процесса
формирования массового туризма мы считаем
интенсивность туризма в той или иной
стране (см. схему 2). Интенсивность туризма
показывает, какая часть (в %) населения
ежегодно совершает хотя бы одну туристическую
поездку (нетто-интенсивности), и рассчитывается
как процентное отношение ко всему населению
страны или к той его части, которая старше
14 лет. Когда интенсивность туризма превышает
50%, то можно говорить о сформировавшемся
массовом туризме, в котором принимает
участие большая часть населения.
В 80-е гг. темпы роста замедлились
но остались устойчивыми при высоком уровне
объема производства. За период с 1980г.
число ночевок туристов увеличивается
в 1,9 раза, причем если в 1960г. туристические
поездки предпринимали лишь 27% населения
ФРГ, то в 1980г. - 57,7%, а в 1987г. - 64,4%.
После второй мировой войны в спросе и
предложении на рынке туризма произошли
коренные изменения, которые дают основание
говорить о том, что массовый конвейерный
туризм трансформировался в массовый
дифференцированный. Прежде всего следует
отметить, что и в первом и во втором случае
речь идет о массовом туризме, в котором
принимают участие не только элита, но
и средний класс, а значит с 80-х годов, -
и населения с низким уровнем доходов.
Конвейерные туризм предполагает
относительным примитивизм и однообразность
потребностей и мотивации туристов и,
соответственно, обезличенно-конвейерный
характер производимых услуг.
Дифференцированный туризм отличают
разнообразная парадигма потребностей
и мотивации туристов, множественность
узкоспециализированных сегментов в туристском
спросе, разнообразие предлагаемых услуг
и ярко выраженная специализация туристского
предложения. Для дифференцированного
туризма характерен не столько широкий,
сколько глубокий ассортимент услуг. Иными
словами, тур фирма предлагает не огромное
количество видов тур продукта, а ограниченное
число видов, каждый из которых имеет большое
число вариантов. Переход от конвейерного
к дифференцированному туризму совершался
одновременно с переходом от рынка производителей
к рынку потребителей.
Оживление экономической конъектуры в
50-х гг. и последующему бурному росту в
60-е гг. соответствовало формирование
общественной психологии "ограниченного
потребления и высокой производительности
труда" ("Общество трудоголиков").
Ограниченность потребления обусловлена
отсутствием достаточного уровня благосостояния
массового среднего потребителя. Труд
являлся доминирующей категорией в общественном
сознании данного периода. Быстрый экономический
рост и насыщение рынка товарами стимулировали
расширение парадигмы потребностей, а
труд рассматривался в качестве основного
средства для достижения удовлетворения
запросов потребителей самими потребителями.
На рубеже 60-70-х гг. формируется "общество
потребления материальных благ - потребление
ради потребления. Усложняется мотивация
туристического спроса: наряду с рекреационным
растущее значение приобретают образовательный,
коммуникативный и инвестиционный аспекты
туризма. Все это сохраняет свою актуальность
и на протяжении 80-х гг.
Со второй половины 70-х гг. одновременно
с дифференциацией туристического спроса
в предложение усиливается тенденция
к специализации и диверсификации, причем
последняя находит выражение как в расширении
ассортимента представляемых услуг в
рамках специализации фирмы, так и в проникновении
туристических фирм в другие области сферы
услуг. Насыщение рынка товаров и услуг,
замедление темпов экономического роста,
экономический структурный кризис середины
70-х гг. стимулировали формирование дифференцированного
и доминированного последнего в 80-е гг.
В условия растущего единства
и взаимозависимости мира, расширение
межнациональных контактов в сфере экономики
усиливается инвестиционный аспект туризма.
Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки,
конференции, симпозиумы и др.) является
неотъемлемой частью современного производственного
процесса. В сожалению, в плоть до середины
80-х гг. статистика туризма не выделяла
деловой туризм в самостоятельный предмет
исследования, поэтому практически невозможно
проследить долгосрочную динамику его
развития.
Наряду с рекреационным и деловым эффектом,
необходимо учитывать и растущее значение
коммуникативного аспекта туризма: усиливается
число туристических поездок с целью коммуникации
и установления гуманитарных контактов,
посещение друзей и знакомых; развивается
религиозный и этнический туризм.
Мы вправе говорить об экспансии туризма
в течении всех после военных десятилетий,
хотя действительный объем этой экспансии
оценить можно лишь приблизительно вследствие
несовершенства статистики и неопределенности
понятийного аппарата науки о туризме.
Важнейшим показателем завершения процесса
формирования массового туризма мы считаем
интенсивность туризма в той или иной
стране (см. схему 2). Массовый спрос на
туристические услуги породил массовое
туристическое производство: туристический
продукт был стандартизирован, а производство
услуг и товаров поставлено "на конвейер".
Возникли разнообразные предприятия и
общественные институты, производящие
различные компоненты и виды турпродукта
и составляющие в совокупности индустрию
туризма (туриндустрию).