Приоритетные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является выделение приоритетных сфер человеческой жизнедеятельности, в которых государство реализует свою политику.
Объект исследования: приоритетные направления государственной политики
Предметом исследования: направления и меры государственной политики в России, а также особенности и процессы, определившие становление и развитие современной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Сущность государственной политики
1.1 Понятие и основные модели разработки государственной политики…….5
1.2 Механизм реализации государственной политики………………………..10
Глава 2 Основные направления государственной политики в РФ
2.1 Государственная экономическая политика………………………………...16
2.2 Государственная социальная политика…………………………………….21
2.3 Государственная национальная политика………………………………….28
2.4 Государственная экологическая политика………………………………....33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Приоритетные направления государственной политики.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Модель  «конкурирующих защищающих коалиций»  представляет собой попытку синтеза  многих идей , проистекающих из других моделей. В ней акцент делается на условиях, определяющих перемену политического курса и, соответственно, выбора нового. Замена политического курса другим осуществляется под влиянием трех основных наборов факторов: взаимодействие конкурирующих коалиций в субсистеме выбора политики; Внешние по отношению к первой субсистеме перемены; относительно стабильные общественные параметры. Субсистема конкурирующих коалиций состоит из акторов, представляющих многие публичные и частные организации, на всех уровнях управления, кто разделяет набор базовых идей и верований и кто пытается манипулировать правилами различных управленческих институтов для достижения политических целей со временем. Конфликт между коалициями опосредуется «политическими брокерами», т.е. акторами, которые связаны скорее с условиями системной стабильности, чем собственно с политическими целями.5

     Все выработанные общие модели выработки  политики в целом следуют общему алгоритму принятия политических решений  и определения соответствующих  внутренних и внешних условий  для взаимодействия конкурирующих в политике акторов. Каждая модель акцентирует внимание на тех или иных аспектах и стадиях выработки политической линии.

     1.2 Механизм реализации государственной  политики

     Реализация  государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

     Для реализации государственной политики органы государственной власти разрабатывают соответствующие программы, мобилизуют необходимые ресурсы, организуют и координируют деятельность участников.

     Государственная политика, получившая легитимное выражение  в правовых актах, плановых и других документах, становится основой принятия решений и их выполнения с последующей  оценкой. Проводятся соответствующие  мероприятия, конкретные действии по распоряжению, решению руководителей или коллективных органов. Принятию решения предшествует ответственная и напряженная работа по его обоснованию, так как решения государственной власти всегда затрагивают интересы миллионов людей.

     Процесс принятия решения включает следующие  этапы:

     1. Определение целей.

     2. Выявление проблемы.

     3. Сбор необходимой информации.

     4. Согласование и рассмотрение возможных альтернатив.

     5. Выбор варианта решения.

     6. Разработка мероприятий по реализации решения.

     7. Распределение ответственности.

     Всесторонне обоснованная цель служит исходным началом  и организующим фактором принятия решения. Установление целей воздействует на события, цель указывает направление, она должна быть конкретной, объективной, реальной, предполагать действия, иметь соответствующее измерение.

     Цели  подразделяются на реальные и нереальные, истинные и ложные, краткосрочные, промежуточные, долгосрочные, по очередности достижения, большие и малые (по критерию затрат ресурсов), конкурирующие, независимые и дополнительные. В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться. Новые цели появляются также в результате анализа информации, решений предыдущих лет, т.е. на основе заключений, выводов. Важно не только поставить правильно цели, но и найти оптимальную точку начала движения к ним.

     К достижению больших и сложных  целей идут постепенно, начиная с  тех, которые имеют наибольший приоритет. При том фиксируют достижение промежуточных целей.

     • Принятие решения всегда связано  с преодолением какой-либо проблемы или с использованием возможностей. Проблема выявляется при сопоставлении  цели с фактическим состоящем дел.

     • Для определения характерных  особенностей проблемы, выявления причин ее нерешенности привлекается необходимая информация. Принимается во внимание только значимая, достоверная информация. Она обобщается в блоки, каждый из которых может представлять один из возможных вариантов решения проблемы.

     • Альтернативные варианты сравниваются по заранее принятым критериям и с учетом поставленной цели. Одни решения имеют ограниченное число альтернатив, а по другим — большой диапазон выбора. На основе более тщательного анализа, изучения ситуации выбирается наиболее реальное направление.

     • Выбор варианта для принятия решения  всегда является самым трудным и  ответственным этапом. Отслеживаются  результаты других решений, оценивается  имеющийся опыт, выявляются сходства и различия, по каждой альтернативе взвешиваются все «за» и «против». Для принятия решения необходимы также смелость, решительность, воля, способность принимать взвешенные решения. Важным здесь является фактор времени; опасно спешить, принимать сырые, непроработанные, не под крепленные информацией решения; нельзя также откладывать принятие назревшего решения, так как запаздывание может привести к утрате представившейся возможности, осложнению ситуации.

     • В зависимости от размера возможных  потерь из-за промедления вариант  решения или дополнительно изучается  с привлечением новой информации, или принимается оперативное решение с направлением ресурсов на обеспечение мероприятия.

     Выполнение  решения требует энергии и  организаторских способностей. Поэтому  принятое решение обязательно подкрепляется конкретным и детализированным планом мероприятий по его реализации с распределением ответственности по исполнителям. Иначе не удастся осуществить задуманное.

     • Ответственность за решение возлагается  в первую очередь на тех, кто его  разрабатывает и принимает, а  во вторую — на кого эта ответственность официально возложена.6

     По  результатам выполнения проводится оценка решения. На основе учета опыта  и методов анализа предыдущих решений совершенствуется практика принятия решения.

     Решения классифицируются по значимости, периодичности, рискованности. Значимость решения определяется влиянием его последствий. Наиболее значимые решения принимаются не часто, но им уделяется большее внимание. Многие решения не являются значимыми, но часто повторяются и из-за этого совокупный эффект их повышается.

     Решения оцениваются также с точки  зрения профессионализма. Профессиональное решение отличают правильность (соответствие объективным потребностям); ожидаемость; своевременность; системность. Кроме того, решения власти должны увлекать людей, особенно в кризисных, чрезвычайных ситуациях.

     В реализации решений по обеспечению  государственной политики принимают  участие все ветви власти и  уровни органов травления, а также  неправительственные организации, заинтересованные в соответствующих  ее направлениях. При этом возможно сопротивление групп противоположных интересов, которое предстоит преодолевать в процессе достижения поставленных целей, не допуская социальных конфликтов и подрыва устоев государства.

     Главную роль в реализации государственной  политики играют органы исполнительной власти — от центральных до местных структур. Федеральными законами и положениями определены цели, функции и структура министерств и ведомств, их ответственность за проведение государственной политики в определенной сфере деятельности. В организационную структуру министерства, ведомства входят департаменты, управления, отделы, которые определяют тематику принимаемых решений, разрабатывают их проекты, исполняют принятые решения, осуществляя мониторинг за происходящими процессами.7

     Государство осуществляет контроль за соблюдением  организациями, юридическими и должностными лицами, гражданами законодательства, общественного порядка, дисциплины, используя меры по предотвращению нарушений, выявлению их на ранней стадии, привлечению при необходимости виновных к ответственности, компенсации ущерба.

     Контроль  и проверку исполнения органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ. Оно является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

     Правительство РФ на заседаниях регулярно заслушивает  отчеты руководителей федеральных органов исполнительной власти о ходе исполнения поручений Президента РФ и состоянии исполнительской дисциплины.

     Для повышения ответственности должностных  лиц органон исполнительной власти Российской Федерации и субъектов  РФ за безусловное и своевременное  исполнение поручений Президента РФ вводится система упреждающего контроля. Руководители указанных органов обязаны заблаговременно представлять в Главное контрольное управление Президента РФ информацию о принятых мерах по исполнению поручений Президента РФ с последующим докладом в установленные сроки об итогах проведенной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Основные направления государственной  политики в РФ

     2.1 Государственная экономическая политика

     Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.8

     Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные  процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет  или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

     В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

     Экономическая политика тесно связана с государственной  внутренней и внешней политикой  и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

     Социальные  аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.9

     Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Информация о работе Приоритетные направления