Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет как инструмент экономической политики государства обеспечивает его функционирование, развитие национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая расходы бюджета.docx

— 36.68 Кб (Скачать)

ТЕМА 10. Приоритетные направления  расходов бюджетов и обеспечение  их результативности.

   1.Бюджет как инструмент экономической политики государства

2.Состав и структура  расходов федерального бюджета  Российской Федерации в условиях  БОР.

        3.Финансовое  обеспечение целевых программ  экономического развития РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджет как инструмент  экономической политики государства.

 

 

 

Подобно тому, как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом.

 

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства  оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов экономической политики государства. Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

 

Бюджет как инструмент экономической политики государства  обеспечивает его функционирование, развитие национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредотачивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.     Государственный  бюджет отражает денежные отношения, которые  складываются у государства с  юридическими лицами и населением и  заключаются в перераспределении  национального дохода в связи  с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.                                          Бюджет позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными.

 

Общее понятие Бюджета  приведено в статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее  БК РФ).

 

«Бюджет – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства местного самоуправления».

 

В материальном понимании  государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах  государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который  находится в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем  денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

 

Бюджет как инструмент экономической политики государства  представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают  между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного  фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании  централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения  ежегодно мобилизуют в государственный  бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть  доходов населения. Средства бюджета  направляются на финансовое обеспечение  задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

 

Государственный бюджет –  это основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти.

 

Сердцевиной финансового  планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый  одновременно с планом социального  развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность  материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса  страны придает государственному бюджету  новый статус – главного стержневого  баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда  государства во взаимосвязи с  движением финансовых средств и  денежных ресурсов.

 

Государственный бюджет как  инструмент экономической политики государства представляет собой  центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

 

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:

 

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

 

Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются  все затраты и все поступления.

 

Принцип реальности, предполагает правдивое отражение доходов  и расходов государства.

 

Принцип гласности – это  обязательное информирование населения  об основных расходах и источниках доходов.

 

Бюджет как инструмент экономической политики государства  заключается в следующем:

 

1. Государственный бюджет  является инструментом воздействия  на развитие экономики. С его  помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

 

2. На современном этапе  развития экономики государственный  бюджет становится одним из  основных инструментов государства  в проведении экономической и  социальной политики. Планируя бюджетные  доходы и расходы, государство  концентрирует денежные средства  на проведение экономической  политики, преодоление экономического  кризиса.

 

3. Государственный бюджет  играет важную роль в выравнивании  экономического развития регионов  страны путем бюджетного финансирования  объектов, которое может осуществляться  на возвратной (средства предоставляются  в виде кредита на капитальные  вложения) и безвозвратной основе.

 

4. Основная роль бюджета  состоит в том, что он ежегодно  мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов власти и образования резервов.

 

Сущность бюджета как  инструмента экономической политики государства реализуется через  распределительную (регулирующую), контрольную  и фискальную функции.

 

С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

 

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает  важным инструментом распределения  и стимулирования экономики и  инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики – авиастроению, космическим программам, атомной, угольной промышленностям и некоторым другим. Для регулирования экономики используются налоги.

 

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.

 

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно через  количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

 

Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные  инвестиции и т.д. При этом в бюджетном  процессе «высвечиваются» слабые места  в экономике страны, и Правительство  РФ имеет возможность посредством  корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и  сфер экономики.

 

Таким образом, контрольная  функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она  позволяет лишь контролировать степень  и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный  процесс.

 

Фискальная функция бюджета  предполагает, с одной стороны, обеспечение  финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

 

С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением  государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность  государственных услуг необходимо создание в равной степени условий  для эффективного размещения и использования  всех имеющихся в государстве  ресурсов и поддержание определенного  уровня экономической активности. Поэтому  фискальная функция непосредственно  связана с распределительной  функцией бюджета. Однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

 

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и  расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих  доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

 

Однако, именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства.

 

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную экономическую роль в любом современном обществе.

 

 

Сбалансированность бюджета ? один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие ? при его исполнении.

 

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном  кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной  системы.

 

Подводя итоги, остановимся  на некоторых аспектах совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации.

 

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться  в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над  теми процессами, в которых рынок  оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого  финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Информация о работе Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности