Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:16, контрольная работа
Бюджет как инструмент экономической политики государства обеспечивает его функционирование, развитие национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
ТЕМА 10. Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности.
1.Бюджет как инструмент экономической политики государства
2.Состав и структура
расходов федерального бюджета
Российской Федерации в
3.Финансовое обеспечение целевых программ экономического развития РФ.
1. Бюджет как инструмент
экономической политики
Подобно тому, как каждая
семья старается заранее
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов экономической политики государства. Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.
Бюджет как инструмент
экономической политики государства
обеспечивает его функционирование,
развитие национальной экономики, государственного
экономического и социального регулирования.
Ведь именно с помощью бюджета
государство имеет возможность
сосредотачивать финансовые ресурсы
на решающих участках социального и
экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной
деятельности. Государственный
бюджет отражает денежные отношения, которые
складываются у государства с
юридическими лицами и населением и
заключаются в
Общее понятие Бюджета приведено в статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее БК РФ).
«Бюджет – это форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
В материальном понимании
государственный бюджет представляет
собой централизованный в масштабах
государственного или административно-
Бюджет как инструмент
экономической политики государства
представляет собой совокупность экономических
(денежных) отношений, возникающих в
процессе образования, планового распределения
и использования
Государственный бюджет –
это основной финансовый план образования,
распределения и использования
централизованного денежного
Сердцевиной финансового
планирования является сводный финансовый
план государства, разрабатываемый
одновременно с планом социального
развития как составная его часть.
Финансовый план призван отразить согласованность
материально-вещественных и денежно-финансовых
пропорций общественного
Государственный бюджет как инструмент экономической политики государства представляет собой центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:
Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
Принцип реальности, предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Бюджет как инструмент экономической политики государства заключается в следующем:
1. Государственный бюджет
является инструментом
2. На современном этапе
развития экономики
3. Государственный бюджет
играет важную роль в
4. Основная роль бюджета
состоит в том, что он
Сущность бюджета как
инструмента экономической
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики – авиастроению, космическим программам, атомной, угольной промышленностям и некоторым другим. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Благодаря этому свойству
бюджет может «сигнализировать»
о том, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы
от разных субъектов хозяйствования,
соответствует ли размер централизуемых
ресурсов государства объему его
потребностей, достаточно ли эффективно
«работают» в экономике прямые государственные
инвестиции и т.д. При этом в бюджетном
процессе «высвечиваются» слабые места
в экономике страны, и Правительство
РФ имеет возможность посредством
корректировки направления
Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.
Фискальная функция бюджета
предполагает, с одной стороны, обеспечение
финансовыми ресурсами
С другой стороны, фискальная
функция не ограничивается только предоставлением
государственных услуг. Для того
чтобы повышалась эффективность
государственных услуг
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Однако, именно бюджет, показывая
размеры необходимых
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную экономическую роль в любом современном обществе.
Сбалансированность бюджета ? один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие ? при его исполнении.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
Подводя итоги, остановимся на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования
бюджетной системы в
Информация о работе Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности