Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:16, контрольная работа
Бюджет как инструмент экономической политики государства обеспечивает его функционирование, развитие национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Таким образом, совершенствование
бюджетного устройства способно оказать
значительное положительное воздействие
на функционирование всей рыночной системы.
И это совершенствование
2. Состав и структура
расходов федерального бюджета
Российской Федерации в
Распределение бюджетных
ресурсов для решения социально-
Последнее десятилетие для бюджетной системы страны ознаменовалось периодом роста бюджетов, ресурсов бюджетной системы, пик которого пришелся на 2007-2008 гг. И если 90-е годы и начало 2000-х проходило под девизом выявления и сокращения избыточных затрат, то с середины 2000-х годов акцент перемещается в сторону поиска способов наиболее эффективного израсходования тех дополнительных доходов, которые стали поступать в бюджетную систему страны.
В настоящее время наблюдаются процессы банальной экономии. Но для решения данной задачи программно-целевые методы управления бюджетными расходами не нужны. Едва ли кто-то из субъектов бюджетного планирования может заявить, что применяя метод (алгоритм или технологию) БОРа, они пришли к необходимости сократить затраты на ту или иную цель на столько-то процентов.
Выявление и ранжирование приоритетов расходов возможно путем применения одного из следующих подходов:
1. Пропорциональное сокращение всех расходов;
2. деление расходов на социально значимые и второстепенные;
3. выявление
приоритетных расходов исходя
из готовности субъекта
Подход, предполагающий пропорциональное сокращение расходов всех главных распорядителей основан на том, что все сферы бюджетного финансирования равноценны для общества, несмотря на различия в структуре затрат в различных сферах деятельности.
Применяя пропорциональное сокращение бюджетных расходов субъектов бюджетного планирования, мы приходим к формализации их приоритетов, выявляем иерархию затрат, установленную самим субъектом бюджетного планирования. Впоследствии эти приоритеты могут быть сопоставлены между собой и при необходимости внесены коррективы. Уровень сокращения расходов определяется возможностями бюджета.
Определенные предпосылки для реализации данного подхода были заложены еще в 2007 г. — создание автономных учреждений. Однако, как показала практика, правовой формы бюджетных учреждений оказалось недостаточно.
Вполне возможно, что в
связи с этим и получила распространение
практика дифференциации расходов на
социально значимые и второстепенные,
которые и подлежали
Однако если посмотреть на них иначе — это не столько социально значимые расходы, сколько расходы, управление которыми допускает минимальный маневр для принятия управленческого решения.
Такой подход, в отличие
от пропорционального сокращения, предполагает,
что сферы бюджетного финансирования
для населения имеют
Следующий подход ориентирован
на выявление приоритетов исходя
из готовности субъекта бюджетного планирования
отказаться от затрат на финансирование
иных расходов, отнесенных к компетенции
данного субъекта. Здесь возможно
применение следующих инструментов:
анализа использования доходов
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности (если таковые
доходы имеются); готовности главного
распорядителя сократить
Перспектива 2010—2012 гг. такова,
что регионам и муниципалитетам
по-прежнему предстоит выявлять, и
сокращать расходы, имеющие меньший
приоритет в сравнении с
Эффективность бюджетных расходов - одно из направлений, которому в последние годы уделяется достаточно много внимания. Это обусловлено как возросшим интересом к методам программно-целевого планирования, так и первым опытом использования оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления через призму эффективности их деятельности. Однако зачастую эффективность отождествляют с экономностью, результативностью, рациональностью и т.д.
Рассмотрим и проанализируем структуру расходов Федерального Бюджета России в 2011 – 2014 гг.
Таблица 1.
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов за 2011 год и плановые периоды 2012-2014 гг. (млрд. рублей).
Наименование
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
проект
% к предыдущему году
проект
% к предыдущему году
проект
% к предыдущему году
1
2
3
4
5
6
7
8
ВСЕГО
11027,1
12656,4
114,8
13730,6
108,5
14582,9
106,2
К 2011 г. (%)
100
114,8
-
124,5
-
132,2
-
Условно утвержденные
-
-
-
343,3
-
833,6
-
К расходам всего (%)
-
-
-
2,5
-
5,72
-
ВСЕГО (без учета условно утвержденных)
11027,1
12656,5
114,8
13387,4
105,8
13749,4
102,7
К расходам всего (%)
100
100
-
97,5
-
94,3
-
Общегосударственные вопросы
844,6
832,9
98,6
831,0
99,8
814,2
98,0
К расходам всего (%)
7,65
6,58
-
6,05
-
5,58
-
1
2
3
4
5
6
7
8
Национальная оборона
1537,4
1853,3
120,5
2329,4
125,7
2737,4
117,5
К расходам всего (%)
13,94
14,64
-
16,96
-
18,77
-
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
1242,1
1822,0
147,4
1981,3
108,8
2072,5
104,7
К расходам всего (%)
11,26
14,40
-
14,43
-
14,21
-
Национальная экономика
1784,9
1797,2
100,7
1720,5
95,7
1653,0
96,1
К расходам всего (%)
16,18
14,20
-
12,53
-
11,34
-
ЖКХ
234,1
136,0
58,1
104,3
76,7
73,8
70,8
К расходам всего (%)
2,12
1,07
-
0,76
-
0,51
-
Охрана окружающей среды
17,6
21,7
123,3
22,6
104,2
23,6
104,7
К расходам всего (%)
0,16
0,17
-
0,165
-
0,161
-
Образование
560
603,5
107,8
558,9
92,6
499,5
89,4
К расходам всего (%)
5,08
4,77
-
4,07
-
3,43
-
Культура, кинематография
88,0
86,2
98,0
84,6
98,1
82,7
97,8
К расходам всего (%)
0,80
0,68
-
0,62
-
0,58
-
Здравоохранение
503,7
551,1
109,4
503,3
91,3
461,8
91,8
К расходам всего (%)
4,57
4,35
-
3,67
-
3,17
-
Социальная политика
3135,3
3895,9
124,3
4155,3
106,7
4163,6
100,2
К расходам всего (%)
28,43
30,78
-
30,26
-
28,55
-
Физическая культура и спорт
44,0
40,8
92,8
40,3
98,7
27,7
68,8
К расходам всего (%)
0,39
0,32
-
0,29
-
0,19
-
Средства массовой информации
61,3
73,5
120,0
70,6
96,0
65,5
92,8
К расходам всего (%)
0,55
0,58
-
0,51
-
0,45
-
Обслуживание государственного и муниципального долга
350,7
388,4
110,8
482,3
124,2
579,2
120,1
К расходам всего (%)
3,18
3,07
-
3,51
-
3,97
-
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований
623,4
553,9
88,9
503,0
90,8
494,7
98,3
К расходам всего (%)
5,65
4,38
-
3,66
-
3,4
-
Вывод: Анализ планируемых расходов, федерального бюджета РФ, к 2011 году показал, что расходы в 2012 году увеличатся на 14,8%, в 2013 году на 24,5%, в 2014 году на 32,2%, наибольший скачёк расходов происходит в период с 2011 по 2012 гг.
В структуре расходов Федерального бюджета, наибольший удельный вес, занимают расходы на социальную политику в 2011г. – 28,43%, в 2012г. – 30,78%, в 2013г. – 30,26%, в 2014г. – 28,55%. С 2011г. по 2012г. расходы возрастут: на 24,3%, с 2012г. по 2013г. на 17,6%, с 2013г. по 2014г. на 6,5%, что является положительным фактором, но меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов.
Так же особое внимание уделяется расходам на национальную оборону в 2011г. – 13,94%, в 2012г. – 14,64%, в 2013г. – 16,96%, в 2014г. – 18,77% и национальную экономику в 2011г. – 16,18%, в 2012г. – 14,20%, в 2013г. – 12,53%, в 2014г. – 11,34%. Отмечается снижении расходов на национальную экономику с 2012г. по 2013г. на 5%, с 2013г. по 2014г. на 0,4%.
Наименьший удельный вес, в структуре расходов Федерального бюджета, занимает Охрана окружающей среды. Из данных таблицы видно, что с каждым годом расходы постепенно увеличиваются, правительство старается уделять особое внимание вопросам экологии, в том числе механизмам и правилам финансирования природоохранных мероприятий, с 2011г. по 2012г. на 23,3% .
В связи с тем, что в
2012 году будет проведена реформа
денежного довольствия
Одним из важнейших направлений бюджетной реформы является разработка и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). БОР подразумевает прозрачность, подконтрольность и повышение эффективности распределения и использования финансовых ресурсов.
Вопросы нормирования — использования
системы социально-
При проведении планирования и мониторинга результативности оказания бюджетных услуг, прежде всего, необходимо определение целей, задач и потребителей услуг бюджетной организации. Цели указывают на желательные долгосрочные результаты. Задачи ориентированы на более конкретные результаты, поддаются измерению и позволяют определить потребителей услуг, получающих блага от деятельности организации.
Результативность и
В России имеется система
наблюдения за отдельными составляющими
процесса оказания государственных
услуг — сбор статистической информации.
В отношении оказания услуг обычно
собираются сведения о базовом состоянии
материальных ресурсов в соответствующей
отрасли, определенных аспектах их использования,
о потребителях услуг. Однако сбор данных
о результатах оказания услуг, качестве,
степени удовлетворенности
3. Финансовое обеспечение
целевых программ
Федеральные целевые программы
- это увязанный по ресурсам, исполнителям
и срокам осуществления комплекс
научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
производственных, социально-экономических,
организационно-хозяйственных
Информация о работе Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности