Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:59, реферат
характеристика налоговых доходов бюджета
Введение
Тема курсовой работы «Характеристика
налоговых доходов бюджета» актуальна,
так как доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями,
организациями, гражданами в процессе
формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических
отношений служат различные виды
платежей предприятий, организаций
и населения в государственный
бюджет, а их материально-вещественным
воплощением - денежные средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд. Налоги формируют
необходимую финансовую базу для
операций государства в экономической
сфере. Сама структура, масштабы и методы
налоговых изъятий создают
Налоги являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 40-60% валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.
Экономическая сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства с юридическими
и физическими лицами. Этим денежные
отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое
Бюджетные доходы, с одной стороны,
являются результатом распределения
стоимости общественного
Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговых доходов бюджета РФ.2
В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Экономическое содержание и значение налогов РФ;
2. Классификация налоговых
3. Рассмотреть основные виды доходов федерального бюджета;
4. Анализ налоговых доходов
5. Проблемы действующей
Объектом исследования данной курсовой работы являются налоговые доходы бюджета Российской Федерации.
1. Налоговые доходы бюджета
1.2 Налоговые доходы бюджета
В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 6) доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)
Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ «К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.» "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)3
В соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
· налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
· налога на прибыль организаций (в
части доходов иностранных
· налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
· налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
· акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
· акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
· акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
· акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
· акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;4
· акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
· налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
· налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
· сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;
· сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
· водного налога - по нормативу 100 процентов;
· единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
· государственной пошлины - по нормативу 100 процентов. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)
1.3 Основные налоговые
поступления в бюджет
1.3.1 Налог на прибыль организации
В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взимается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают прибыль.
Не платят этот налог:
1) предприятия, получающие прибыль в области игорного бизнеса;
2) предприятия, применяющие
специальные налоговые режимы, а
именно являющиеся
Налог на прибыль организаций является
тем налогом, с помощью которого
государство может наиболее активно
воздействовать на развитие экономики.
Благодаря непосредственной связи
этого налога с размером полученного
налогоплательщиком дохода, через механизм
предоставления или отмены льгот
и регулирования ставки государство
стимулирует или ограничивает инвестиционную
активность в различных отраслях
экономики и регионах. Этим же целям
служит и механизм инвестиционного
налогового кредита, предоставляемого
налогоплательщикам и погашаемого
ими за счет прибыли. Значительную роль
в регулировании экономики
Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций. Пансков В.Г.Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.
1.3.2 Налог на добавленную стоимость
В соответствии со статьей 143 Налогового
Кодекса РФ налогоплательщиками
налога на добавленную стоимость признают
1. организации;
2. индивидуальные
3. лица, признаваемые
Не признаются налогоплательщик
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.
Он относится к тем налогам,
которые имеют в России наиболее
разветвленную сеть исключений из общих
налоговых правил, множество льгот,
а также огромное число понятий,
с которыми процедура налогового
изъятия непосредственно
Как известно, этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.
НДС, в отличие от прочих разновидностей
косвенных налогов и налогов
с оборота, позволяет государству
получать часть дохода на каждой стадии
производственного и
1.3.3 Единый социальный налог
Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога осталось прежним - обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.