Расходы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 07:59, реферат

Краткое описание

характеристика налоговых доходов бюджета

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

Введение

Тема курсовой работы «Характеристика  налоговых доходов бюджета» актуальна, так как доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Налоги формируют  необходимую финансовую базу для  операций государства в экономической  сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность  целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции  накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически  весь совокупный спрос1.

Налоги являются наиболее древним  экономическим инструментом. Они  крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается  на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит  и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве  развитых капиталистических стран  налоги составляют 40-60% валового национального  продукта. В налогах переплетаются  проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также  вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться  в качестве экономической категории  с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения  стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают  объектом дальнейшего распределения  сконцентрированной в руках государственной  стоимости, так как последняя  используется для формирования бюджетных  фондов территориального, отраслевого  и целевого назначения. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: “Дашков и К”, 2004 - С. 343. Таким образом, доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговых доходов  бюджета РФ.2

В соответствии с поставленной целью  необходимо рассмотреть следующие  задачи:

1. Экономическое содержание и  значение налогов РФ;

2. Классификация налоговых доходов  бюджетов РФ;

3. Рассмотреть основные виды  доходов федерального бюджета;

4. Анализ налоговых доходов федерального  бюджета 2006-2009 гг.;

5. Проблемы действующей налоговой  системы РФ.

Объектом исследования данной курсовой работы являются налоговые доходы бюджета  Российской Федерации.

1. Налоговые доходы  бюджета

1.2 Налоговые доходы бюджета

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст. 6) доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)

Формирование доходной части бюджета  с переходом на рыночные отношения  имеет в основном налоговый характер.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ «К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.» "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)3

В соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

· налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

· налога на прибыль организаций (в  части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а также  в части доходов, полученных в  виде дивидендов и процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

· налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о разделе  продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе  продукции» и не предусматривающих  специальных налоговых ставок для  зачисления указанного налога в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

· налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

· акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;

· акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

· акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

· акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

· акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;4

· акцизов по подакцизным товарам  и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

· налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных  алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

· налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (газ  горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

· регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации при  выполнении соглашений о разделе  продукции - по нормативу 100 процентов;

· сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

· сбора за пользование объектами  водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

· водного налога - по нормативу 100 процентов;

· единого социального налога по ставке, установленной Налоговым  кодексом Российской Федерации в  части, зачисляемой в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

· государственной пошлины - по нормативу 100 процентов. "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)

1.3 Основные налоговые  поступления в бюджет Российской  федерации

1.3.1 Налог на прибыль  организации

В настоящее время налог  на прибыль организаций действует  на всей территории России и взимается  в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и  малые, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые получают прибыль.

Не платят этот налог:

1) предприятия, получающие  прибыль в области игорного  бизнеса;

2) предприятия, применяющие  специальные налоговые режимы, а  именно являющиеся плательщиками  единого налога на вмененный  доход для определенных видов деятельности, единого налога, если они предпочли упрощенную систему налогообложения. Филина Ф. Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие / Ф. Н. Филина.- М. : ГроссМедиа : РОСБУХ,2009. - 424 с.

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно  воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи  этого налога с размером полученного  налогоплательщиком дохода, через механизм предоставления или отмены льгот  и регулирования ставки государство  стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям  служит и механизм инвестиционного  налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого  ими за счет прибыли. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с  налогообложением прибыли организаций.

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также  в привлечении в экономику  страны иностранных инвестиций, поскольку  в законодательстве многих стран  предусматривается полное или частичное  освобождение от уплаты именно этого  налога в первые годы создания и  функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий  и организаций. Пансков В.Г.Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 7-е  изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.

1.3.2 Налог на добавленную  стоимость

В соответствии со статьей 143 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость признаются:

1. организации;

2. индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, определяемые в соответствии  с Таможенным кодексом Российской  Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008)

Налог на добавленную стоимость  является одним из наиболее трудных  для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.

Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих  налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и  уплате НДС у налогоплательщика  возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.

Как известно, этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и  инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти  процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно  увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку  имеет более широкую, чем у  других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени  стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как  при продаже продукции за рубеж  применяется минимально возможная  ставка НДС - в размере 0%.

НДС, в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов  с оборота, позволяет государству  получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства  от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей. Пансков  В.Г.Налоги и налогообложение в  Российской Федерации: Учебник для  вузов. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.

1.3.3 Единый социальный  налог

Единый социальный налог  является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Необходимо отметить, что замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать как в указанные выше фонды, так и частично в федеральный бюджет. Основное назначение этого налога осталось прежним - обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Информация о работе Расходы бюджета