Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:35, контрольная работа
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.
1.
Бюджет как инструмент экономической политики государства
3
2.
Состояние и структура расходов федерального бюджета РФ в условиях БОР
12
3.
Финансовое обеспечение целевых программ экономического развития РФ
26
Список использованной литературы
37
Содержание
1. |
Бюджет как инструмент экономической политики государства |
3 |
2. |
Состояние и структура расходов федерального бюджета РФ в условиях БОР |
12 |
3. |
Финансовое обеспечение целевых программ экономического развития РФ |
26 |
Список использованной литературы |
37 |
1. Бюджет как
инструмент экономической
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через государственный
и местные бюджеты
Сущность государственного
бюджета любой страны определяется
ее социально-экономическим
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.
Решения представительных
органов власти по бюджетным вопросам
подлежат опубликованию в средствах
массовой информации в сроки, установленные
соответствующим
Профессор Родионова В.М. следующим образом трактует бюджет: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Будучи экономической формой существования реальных объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно -территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории».
Таким образом, понятие
«бюджет» рассматривается как связанные
воедино денежные отношения, экономическая
форма существования
Бюджетное устройство России базируется на ее государственном устройстве, отражая характерные для него взаимосвязи. В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 83 субъекта. В их числе: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. В настоящее время на основе волеизъявления граждан идет процесс по укрупнению субъектов Российской Федерации за счет вхождения национальных автономных округов в соответствующие области (края).
Бюджетное устройство Российской Федерации, отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себя три составляющие (рис. 1.1):
Рис. 1.1 Составляющие бюджетного устройства Российской Федерации1
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- бюджеты
муниципальных районов,
- бюджеты городских и сельских поселений.
Основные принципы построения бюджетной системы установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В настоящее время бюджетная система Российской Федерации строится на основе следующих принципов.
«1. Единство бюджетной
системы как база бюджетной системы РФ. Оно обусловлено единством:
национально-государственного и административно-
Этот принцип обозначает единство бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. В соответствии с законодательством РФ доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов закрепляются за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определяются полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований
3. Принцип самостоятельности бюджетов. Все бюджеты, входящие в бюджетную систему, должны быть самостоятельными, т.е. иметь собственные источники финансовых ресурсов и право распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями. Самостоятельность бюджетов означает:
- право и обязанность органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов. Реализация данного принципа также предполагает ответственность органов власти за использование бюджетных средств, с одной стороны, и судебную защиту самостоятельности, с другой.
4. Принцип равенства
бюджетных прав субъектов РФ,
муниципальных образований. Опр
Договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу, являются недействительными
5. Принцип полноты
отражения доходов, расходов и
источников финансирования
6. Принцип сбалансированности
бюджета. Объем расходов
7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Участники бюджетной деятельности должны исходить из необходимости достижения заданных результатов при наименьшем объеме средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств
Информация о работе Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности