Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:35, контрольная работа
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.
1.
Бюджет как инструмент экономической политики государства
3
2.
Состояние и структура расходов федерального бюджета РФ в условиях БОР
12
3.
Финансовое обеспечение целевых программ экономического развития РФ
26
Список использованной литературы
37
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год.
Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.
Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).
В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах»3
3. Финансовое обеспечение целевых программ экономического
развития РФ
Под программно-целевым методом («подходом») понимают теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием целевых программ.
Главное назначение каждой программы состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием результативности программ является отбор доказано приоритетных проблем (задач), на которых стратегически необходимо сосредоточить силы и средства бюджета. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большей части российских программ имели первопричиной именно неконкретное, недоказано приоритетное целеполагание.
Одно из основных условий результативности программ связано с информационной обеспеченностью и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых действий не только используется официальная статистика, но и осуществляется проведение специальных исследований (социологических, экологических и др.).
Сущностными характеристиками целевых программ являются следующие компоненты:
•обособленность расходов, включенных в целевые программы, от прочих расходов СБП;
Федеральные целевые программы (ФЦП) предназначены для решения важных отраслевых или межрегиональных проблем. Решение о разработке каждой целевой программы принимается постановлением Правительства Российской Федерации, и после того как программа подготовлена, она утверждается новым постановлением Правительства Российской Федерации. Обычно ФЦП включает описание проблемы, основные цели и задачи, этапы, перечень мер в рамках программы, гарантии в отношении качества, механизм реализации, управления программой и контроля за ней, анализ эффективности, экологическую и иную экспертизы и источники финансирования. Помимо финансирования за счет средств федерального бюджета, программы предусматривают финансирование из других источников (органы управления регионального или местного уровня и (или) частные инвесторы), так что финансирование за счет средств федерального бюджета в среднем составляет всего 10% от общей суммы затрат, в то время как доля участия регионального бюджета в среднем еще ниже -5%. Программы регионального развития представляют собой разновидность федеральных целевых программ, реализуемых в конкретных регионах.
Реализация этих программ, как свидетельствуют их целевые ориентиры, должна обеспечить высокий потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологического прорыва на рынках в 2014—2020 гг. В 2004 г. Концепцией реформирования бюджетного процесса введены понятия «ведомственная целевая программа» и «ведомственная стратегия», которые рассматриваются как новый институт реализации программно-целевого подхода к управлению государственными и муниципальными финансами. В Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, урегулированы вопросы типологии и содержания ВЦП, базовые процедуры их разработки, утверждения и реализации, контроля за ходом реализации, прекращения действия программы, методы формирования индикаторов, обусловленных реализацией ВЦП, а также закреплено положение о представлении отчетов по реализации программ. При этом ВЦП некоторым образом отличаются от ФЦП (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Сравнительная характеристика ФЦП и ВЦП
Общие черты, свойственные ФЦП и ВЦП |
Различия между ФЦП и ВЦП |
Формулировка цели и задач программ, соответствующих приоритетам государственной политики, полномочиям ответственности органов исполнительной власти |
Уровень утверждения (ФЦП — Правительство Российской Федерации, ВЦП — субъект бюджетного планирования). Направления действия (ФЦП — национальная экономика, ВЦП — отраслевая) |
Описание (количественное) ожидаемых результатов реализации программ (непосредственные и конечные) |
Характер программы (ФЦП — межотраслевой; ВЦП — внутриотраслевой) |
Обоснование потребностей в ресурсах для реализации программ, оценка внешних условий и рисков реализации программ |
Принцип планирования расходов (ФЦП — в соответствии с планами Правительства Российской Федерации; ВЦП — в соответствии с планами СБП) |
Определение схемы управления программой |
Размеры программ и сроки действия (ФЦП более крупные по объемам и более долгосрочные, чем ВЦП) |
Кроме этих типов программ существуют и региональные целевые программы (РЦП). РЦП и ВЦП представляют собой два типа единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по статусу бюджетных целевых программ. Они имеют также ряд различий, которые воспроизводятся по аналогии с предшествующим сравнительным анализом.
Последовательность разработки и реализации ВЦП:
Под результативностью ВЦП понимается степень достижения планируемых результатов: конечного (при оценке реализации всей ВЦП) и непосредственного (при реализации одного или нескольких этапов программы). Под эффективностью ВЦП понимается соотношение результата мероприятий всей программы и затрат, обусловивших данный результат.
Минэкономразвития России проделана значительная работа по реформированию института федеральных целевых программ. Это позволило выделить круг проблем, решаемых посредством реализации программ, исключить возможность решения с их помощью на федеральном уровне задач локального и отраслевого характера, придать программам большую целевую направленность, обеспечить четкие условия и правила их разработки и реализации.
В последние годы удалось:
структурировать приоритеты государственных капитальных расходов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;
повысить адресность, прозрачность федеральных целевых программ, улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов в рамках программ;
усилить координацию
работы федеральных органов
улучшить отчетность о произведенных расходах;
усовершенствовать процедуры оценки достижения целей, поставленных в рамках федеральных целевых программ.
«Проект перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов, сформирован с учетом необходимости решения ключевых задач и достижения конкретных целей социально-экономического развития страны и обеспечения реализации приоритетов, установленных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах (поручение Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № Пр-1859), и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р).
При подготовке проекта перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов, обеспечено исключение дублирования мероприятий федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы.
Проект перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов, был рассмотрен на заседаниях: Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период 28 июля 2010 г. и 8 сентября 2010 г., Правительства Российской Федерации 29 июля 2010 г. и Рабочей группы (подкомиссии) Бюджетной комиссии 31 августа 2010 г. и 1 сентября 2010 года.
В 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов федеральные целевые программы (по открытой части федерального бюджета) предусматривается реализовать по девяти приоритетам: «Развитие высоких технологий», «Жилье», «Транспортная инфраструктура», «Дальний Восток», «Село», «Социальная инфраструктура», «Безопасность», «Развитие регионов» и «Развитие государственных институтов».
Предварительная оценка объемов финансирования федеральных целевых программ, реализуемых в рамках указанных приоритетов, составит: в 2011 году – 921,77 млрд. рублей, что на 159,93 млрд. рублей (21 %) больше, чем в 2010 г. (в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в редакции от 23 июля 2010 г. № 185-ФЗ), в 2012 году – 847,63 млрд. рублей, в 2013 году – 805,67 млрд. рублей.
Таблица 3.2
Перечень разделов федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов4
№ |
Наименование разделов |
год |
Государственные капитальные вложения |
Текущие расходы |
Общий объем финансирования | |||
всего |
Бюджетные инвестиции |
Субсидии |
НИОКР |
Прочие нужды | ||||
Развитие высоких технологий |
2011 |
39076,0730 |
38045,5612 |
1030,5118 |
137759,1390 |
40843,1890 |
217678,4010 | |
2012 |
70306,6918 |
68592,3800 |
1714,3118 |
161908,0437 |
25429,5760 |
257644,3115 | ||
2013 |
82659,1959 |
80159,1959 |
2500,0000 |
177277,7541 |
26382,0500 |
286319,0000 | ||
Жилье
|
2011 |
10143,3700 |
9253,3700 |
890,0000 |
46349,9000 |
56493,2700 | ||
2012 |
8857,9000 |
7967,9000 |
890,0000 |
47280,5400 |
56138,4400 | |||
2013 |
9666,7800 |
8776,7800 |
890,0000 |
37375,6800 |
47042,4600 | |||
2013 |
79,0000 |
79,0000 | ||||||
Транспортная инфраструктура |
2011 |
225765,4627 |
205765,4627 |
20000,0000 |
666,0000 |
55726,1964 |
282157,6591 | |
2012 |
211188,8846 |
197888,8846 |
13300,0000 |
835,0000 |
68997,1964 |
281021,0810 | ||
2013 |
220453,6323 |
211653,6323 |
8800,0000 |
879,1000 |
80198,8964 |
301531,6287 | ||
Дальний восток
|
2011 |
87695,1383 |
66120,2956 |
21574,8427 |
13,8772 |
698,1000 |
88407,1155 | |
2012 |
34716,3900 |
27104,8529 |
7611,5371 |
5,3078 |
600,0000 |
35321,6978 | ||
2013 |
20830,3923 |
12943,7552 |
7886,6371 |
5,3078 |
20835,7001 | |||
Село
|
2011 |
8993,1000 |
5869,2000 |
3123,9000 |
90,7000 |
10625,0000 |
19708,8000 | |
2012 |
9512,2964 |
6283,9000 |
3228,3964 |
53,0000 |
11031,0000 |
20596,2964 | ||
2013 |
9323,8500 |
6056,4000 |
3267,4500 |
79,3600 |
11331,8100 |
20735,0200 | ||
Социальная инфраструктура |
2011 |
56231,1161 |
44394,1787 |
11836,9374 |
9151,3760 |
30733,9309 |
96116,4230 | |
2012 |
29122,3097 |
17770,6740 |
11351,6357 |
8903,6500 |
24995,3443 |
63021,3040 | ||
2013 |
20205,5000 |
7974,0000 |
12231,5000 |
3178,8000 |
16552,0000 |
39936,3000 | ||
Безопасность
|
2011 |
73685,8015 |
71262,6015 |
2423,2000 |
4878,8032 |
22855,0829 |
101419,6876 | |
2012 |
54861,8692 |
52329,7692 |
2532,1000 |
4746,3788 |
24933,5647 |
84541,8127 | ||
2013 |
43530,9019 |
40996,7019 |
2534,2000 |
4333,8768 |
24900,5960 |
72765,3747 | ||
2012 |
402,0000 |
402,0000 |
51,0000 |
1388,3000 |
1841,3000 | |||
2013 |
369,1000 |
369,1000 |
51,0000 |
1421,0000 |
1841,1000 | |||
Развитие регионов |
2011 |
37124,2542 |
8294,0171 |
28830,2371 |
15,0000 |
255,6408 |
37394,8950 | |
2012 |
30427,3517 |
5808,2568 |
24619,0949 |
18,5000 |
169,5190 |
30615,3707 | ||
2013 |
12373,3000 |
1090,9260 |
11282,3740 |
12,0000 |
1017,8000 |
13403,1000 | ||
Развитие государственных институтов |
2011 |
12685,6781 |
12685,6781 |
275,6011 |
9428,9057 |
22390,1849 | ||
2012 |
8926,7395 |
8926,7395 |
213,1852 |
9590,1610 |
18730,0857 | |||
2013 |
620,0000 |
620,0000 |
210,0000 |
2270,0000 |
3100,0000 | |||
ИТОГО
|
2011 |
551399,9939 |
461690,3649 |
89709,6290 |
152850,4965 |
217515,9457 |
921766,4361 | |
2012 |
457920,4329 |
392673,3570 |
65247,0759 |
176683,0655 |
213026,9014 |
847630,3998 | ||
2013 |
419663,5524 |
370271,3913 |
49392,1611 |
185976,1987 |
200028,8324 |
805668,5835 |
Информация о работе Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности