Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

Оглавление

1.
Бюджет как инструмент экономической политики государства
3
2.
Состояние и структура расходов федерального бюджета РФ в условиях БОР
12
3.
Финансовое обеспечение целевых программ экономического развития РФ
26
Список использованной литературы
37

Файлы: 1 файл

Пр.напр..расх. бюд. и об.. их рез.т. крикун..doc

— 252.50 Кб (Скачать)

 

С учетом межбюджетных трансфертов  наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему  обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год.

Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением  бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).

В целом объем бюджетных  ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах»3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовое обеспечение целевых программ экономического

развития РФ

Под программно-целевым методом («подходом») понимают теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием целевых программ.

Главное назначение каждой программы состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием результативности программ является отбор доказано приоритетных проблем (задач), на которых стратегически необходимо сосредоточить силы и средства бюджета. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большей части российских программ имели первопричиной именно неконкретное, недоказано приоритетное целеполагание.

Одно из основных условий результативности программ связано с информационной обеспеченностью и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых действий не только используется официальная статистика, но и осуществляется проведение специальных исследований (социологических, экологических и др.).

Сущностными характеристиками целевых программ являются следующие компоненты:

•обособленность расходов, включенных в целевые программы, от прочих расходов СБП;

  • установление показателей финансирования в форме целевых  индикаторов выполнения программы (количественная и качественная характеристики результатов деятельности СБП);
  • использование оценки эффективности реализации целевых программ (соотношение результатов и затрат);
  • ограничения на период реализации целевых программ (план - график реализации);
  • наличие у целевой программы собственной целевой статьи расходов в бюджетной классификации;
  • соответствие целевой программы целям и задачам деятельности СБП.

Федеральные целевые программы (ФЦП) предназначены для решения важных отраслевых или межрегиональных проблем. Решение о разработке каждой целевой программы принимается постановлением Правительства Российской Федерации, и после того как программа подготовлена, она утверждается новым постановлением Правительства Российской Федерации. Обычно ФЦП включает описание проблемы, основные цели и задачи, этапы, перечень мер в рамках программы, гарантии в отношении качества, механизм реализации, управления программой и контроля за ней, анализ эффективности, экологическую и иную экспертизы и источники финансирования. Помимо финансирования за счет средств федерального бюджета, программы предусматривают финансирование из других источников (органы управления регионального или местного уровня и (или) частные инвесторы), так что финансирование за счет средств федерального бюджета в среднем составляет всего 10% от общей суммы затрат, в то время как доля участия регионального бюджета в среднем еще ниже -5%. Программы регионального развития представляют собой разновидность федеральных целевых программ, реализуемых в конкретных регионах.

Реализация  этих программ, как свидетельствуют  их целевые ориентиры, должна обеспечить высокий потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологического прорыва на рынках в 2014—2020 гг. В 2004 г. Концепцией реформирования бюджетного процесса введены понятия «ведомственная целевая программа» и «ведомственная стратегия», которые рассматриваются как новый институт реализации программно-целевого подхода к управлению государственными и муниципальными финансами. В Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, урегулированы вопросы типологии и содержания ВЦП, базовые процедуры их разработки, утверждения и реализации, контроля за ходом реализации, прекращения действия программы, методы формирования индикаторов, обусловленных реализацией ВЦП, а также закреплено положение о представлении отчетов по реализации программ. При этом ВЦП некоторым образом отличаются от ФЦП (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Сравнительная характеристика ФЦП и ВЦП

Общие черты, свойственные ФЦП и ВЦП

Различия между ФЦП  и ВЦП

Формулировка цели и  задач программ, соответствующих приоритетам государственной политики, полномочиям ответственности органов исполнительной власти

Уровень утверждения (ФЦП  — Правительство Российской Федерации, ВЦП — субъект бюджетного планирования). Направления действия (ФЦП — национальная экономика, ВЦП — отраслевая)

Описание (количественное) ожидаемых результатов реализации программ (непосредственные и конечные)

Характер программы (ФЦП  — межотраслевой; ВЦП — внутриотраслевой)

Обоснование потребностей в ресурсах для реализации программ, оценка внешних условий и рисков реализации программ

Принцип планирования расходов (ФЦП — в соответствии с планами Правительства Российской Федерации; ВЦП — в соответствии с планами СБП)

Определение схемы управления программой

Размеры программ и сроки действия (ФЦП более крупные по объемам и более долгосрочные, чем ВЦП)


 

Кроме этих типов  программ существуют и региональные целевые программы (РЦП). РЦП и ВЦП представляют собой два типа единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по статусу бюджетных целевых программ. Они имеют также ряд различий, которые воспроизводятся по аналогии с предшествующим сравнительным анализом.

Последовательность  разработки и реализации ВЦП:

  1. решение о разработке ВЦП;
  2. замысел ВЦП;
  3. разработка проекта ВЦП;
  4. разработка паспорта ВЦП;
  5. характеристика основных мероприятий ВЦП;
  6. план мониторинга результативности ВЦП;
  7. анализ результативности ВЦП.

Под результативностью ВЦП понимается степень достижения планируемых результатов: конечного (при оценке реализации всей ВЦП) и непосредственного (при реализации одного или нескольких этапов программы). Под эффективностью ВЦП понимается соотношение результата мероприятий всей программы и затрат, обусловивших данный результат.

Минэкономразвития России проделана значительная работа по реформированию института федеральных  целевых программ. Это позволило выделить круг проблем, решаемых посредством реализации программ, исключить возможность решения с их помощью на федеральном уровне задач локального и отраслевого характера, придать программам большую целевую направленность, обеспечить четкие условия и правила их разработки и реализации.

В последние  годы удалось:

структурировать приоритеты государственных капитальных  расходов, реализуемых в рамках федеральных  целевых программ;

повысить  адресность, прозрачность федеральных  целевых программ, улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов в рамках программ;

усилить координацию  работы федеральных органов исполнительной власти при реализации федеральных  целевых программ;

улучшить  отчетность о произведенных расходах;

усовершенствовать процедуры оценки достижения целей, поставленных в рамках федеральных целевых программ.

«Проект перечня федеральных  целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и  плановом периоде 2012 и 2013 годов, сформирован  с учетом необходимости решения ключевых задач и достижения конкретных целей социально-экономического развития страны и обеспечения реализации приоритетов, установленных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах (поручение Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № Пр-1859), и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р).

При подготовке проекта перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов, обеспечено исключение дублирования мероприятий федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не включенных в федеральные целевые программы.

Проект перечня федеральных  целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и  плановом периоде 2012 и 2013 годов, был рассмотрен на заседаниях: Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период 28 июля 2010 г. и 8 сентября 2010 г., Правительства Российской Федерации 29 июля 2010 г. и Рабочей группы (подкомиссии) Бюджетной комиссии 31 августа 2010 г. и 1 сентября 2010 года.

В 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов федеральные целевые программы (по открытой части федерального бюджета) предусматривается реализовать по девяти приоритетам: «Развитие высоких технологий», «Жилье», «Транспортная инфраструктура», «Дальний Восток», «Село», «Социальная инфраструктура», «Безопасность», «Развитие регионов» и «Развитие государственных институтов».

Предварительная оценка объемов финансирования федеральных  целевых программ, реализуемых в  рамках указанных приоритетов, составит: в 2011 году – 921,77 млрд. рублей, что на 159,93 млрд. рублей (21 %) больше, чем в 2010 г. (в соответствии с  Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в редакции от 23 июля 2010 г. № 185-ФЗ), в 2012 году – 847,63 млрд. рублей, в 2013 году – 805,67 млрд. рублей.

 

Таблица 3.2

Перечень разделов федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета  в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов4

 

Наименование 

разделов

год

Государственные капитальные  вложения

Текущие расходы

Общий  объем 

финансирования

всего

Бюджетные инвестиции

Субсидии

НИОКР

Прочие 

нужды

Развитие высоких технологий

2011

39076,0730

38045,5612

1030,5118

137759,1390

40843,1890

217678,4010

2012

70306,6918

68592,3800

1714,3118

161908,0437

25429,5760

257644,3115

2013

82659,1959

80159,1959

2500,0000

177277,7541

26382,0500

286319,0000

Жилье

 

2011

10143,3700

9253,3700

890,0000

 

46349,9000

56493,2700

2012

8857,9000

7967,9000

890,0000

 

47280,5400

56138,4400

2013

9666,7800

8776,7800

890,0000

 

37375,6800

47042,4600

2013

       

79,0000

79,0000

Транспортная инфраструктура

2011

225765,4627

205765,4627

20000,0000

666,0000

55726,1964

282157,6591

2012

211188,8846

197888,8846

13300,0000

835,0000

68997,1964

281021,0810

2013

220453,6323

211653,6323

8800,0000

879,1000

80198,8964

301531,6287

Дальний восток

 

2011

87695,1383

66120,2956

21574,8427

13,8772

698,1000

88407,1155

2012

34716,3900

27104,8529

7611,5371

5,3078

600,0000

35321,6978

2013

20830,3923

12943,7552

7886,6371

5,3078

 

20835,7001

Село

 

2011

8993,1000

5869,2000

3123,9000

90,7000

10625,0000

19708,8000

2012

9512,2964

6283,9000

3228,3964

53,0000

11031,0000

20596,2964

2013

9323,8500

6056,4000

3267,4500

79,3600

11331,8100

20735,0200

Социальная инфраструктура

2011

56231,1161

44394,1787

11836,9374

9151,3760

30733,9309

96116,4230

2012

29122,3097

17770,6740

11351,6357

8903,6500

24995,3443

63021,3040

2013

20205,5000

7974,0000

12231,5000

3178,8000

16552,0000

39936,3000

Безопасность

 

2011

73685,8015

71262,6015

2423,2000

4878,8032

22855,0829

101419,6876

2012

54861,8692

52329,7692

2532,1000

4746,3788

24933,5647

84541,8127

2013

43530,9019

40996,7019

2534,2000

4333,8768

24900,5960

72765,3747

2012

402,0000

 

402,0000

51,0000

1388,3000

1841,3000

2013

369,1000

 

369,1000

51,0000

1421,0000

1841,1000

Развитие регионов

2011

37124,2542

8294,0171

28830,2371

15,0000

255,6408

37394,8950

2012

30427,3517

5808,2568

24619,0949

18,5000

169,5190

30615,3707

2013

12373,3000

1090,9260

11282,3740

12,0000

1017,8000

13403,1000

Развитие государственных  институтов

2011

12685,6781

12685,6781

 

275,6011

9428,9057

22390,1849

2012

8926,7395

8926,7395

 

213,1852

9590,1610

18730,0857

2013

620,0000

620,0000

 

210,0000

2270,0000

3100,0000

 

ИТОГО

 

2011

551399,9939

461690,3649

89709,6290

152850,4965

217515,9457

921766,4361

2012

457920,4329

392673,3570

65247,0759

176683,0655

213026,9014

847630,3998

2013

419663,5524

370271,3913

49392,1611

185976,1987

200028,8324

805668,5835

Информация о работе Приоритетные направления расходов бюджетов и обеспечение их результативности