Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Федеративное устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.

Файлы: 1 файл

Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Сущность и  приоритетные направления региональной экономической политики 

Федеративное  устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма. 

Под региональной экономической политикой в РФ понимается система целей и задач  по управлению экономическим и социальным развитием регионов, а также механизм их реализации. Отсюда следует, что РЭП является органической частью общей социально-экономической политики государства, синтезирующей ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества. 

l В рамках  общей стратегии и тактики  социально-экономического развития  страны предусматривается обеспечить  решение целого ряда региональных  проблем: 

- учет специфики регионов и особенностей социально-экономической ситуации в них; 

- развитие экономического  федерализма и межрегиональной  интеграции;  

- поддержка проблемных  регионов (отстающих, депрессивных, кризисных, а также регионов  особого стратегического значения);  

- перенос ряда  направлений реформ в основном  на региональный уровень (особенно  в содействии развитию малого  предпринимательства, социальной  сферы, охраны природы и использования  природных ресурсов); 

- ликвидация  неравномерности социально-экономического развития различных районов и регионов (или сокращение разрыва между ними). 

Общей тенденцией в РЭП как на национальном, так  и на наднациональном уровнях  является ее либерализация, а также  стимулирование более полного использования  научно-технического и производственного потенциала самих районов и регионов. 

Приоритетными направлениями в региональной политике являются: социальные, экономические, экологические, национальные и межэтнические  отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих приоритетов находится экономическое направление. 

В экономическом  блоке приоритетными, безусловно, являются: социально-экономические отношения  собственности; земельные отношения  и формирование земельного рынка; бюджетно-налоговые  отношения, отношения природопользования; селективная (выборочная) поддержка отдельных регионов. Все эти отношения относятся к проблемам экономического федерализма, которые подробно освещены в периодической печати[1]. 

Эффективная реализация экономического направления требует  решения следующих задач: 

- Обеспечение  эффективной специализации региональных  экономик в едином экономическом  пространстве России. 

- Совершенствование  механизмов вертикальных и горизонтальных  взаимодействий хозяйствующих субъектов  и органов управления, разработка специальных программ проведения реформ в регионах (региональных блоков общероссийской программы). 

- Участие в  хозяйственном освоении новых  регионов, в том числе с привлечением  иностранного и отечественного  частного капитала.  

- Преодоление  распада межрегиональных и межгосударственных экономических связей.  

- Поддержка прогрессивных  структурных преобразований в  старопромышленных районах.  

- Содействие  усилиям по преодолению кризиса  в депрессивных регионах и  районах с экстремальными природными  условиями. 

- Стабилизация  финансовой и денежно-кредитной  систем.  

Экологические задачи: 

- Устранение  кризисных ситуаций в районах  с чрезмерными нагрузками на  природную среду. 

- Ликвидация  последствий экологических катастроф  (Чернобыльской, Челябинской аварий  и др.). 

Задачи в области  национальных и межэтнических отношений:  

- Содействие  решению проблем русскоязычного  населения в странах ближнего  зарубежья. 

- Обеспечение  специфических интересов и прав  малочисленных народов, возрождение  присущих им форм хозяйствования. 

- Содействие  традиционным формам хозяйствования  и переселению репрессированных  народов. 

- Обеспечение  условий для урегулирования военных  и межэтнических конфликтов. 

Государственная поддержка регионов должна быть ориентирована  на обеспечение всем гражданам России независимо от места их проживания равных возможностей пользоваться правами и свободами на основе Конституции и законов РФ. Государственная поддержка призвана также компенсировать регионам потери от экстремальных природно-климатических условий, восполнять затраты на реализацию общегосударственных программ и т.д. 

Государственное регулирование и селективная  поддержка регионального развития осуществляется по двум каналам —  прямым и косвенным. К прямым относятся  трансферты из федерального бюджета, а также федеральные региональные программы. Косвенными видами государственной поддержки регионов можно считать поступления федеральных финансовых средств на социально-экономическое развитие территорий по каналам поддержки отраслей народного хозяйства. 

Правительство взяло курс на создание равных экономических  возможностей во всех регионах и повышение  однородности формируемого общероссийского  рыночного пространства. С этой целью  отменяются не оправдавшие себя налоговые  и таможенные льготы и субсидии отдельным регионам и хозяйствующим субъектам. 

Цели и средства реализации региональной экономической  политики 

Цели региональной экономической политики Правительства  имеют долговременный характер и  связаны со стратегическими направлениями  социально-экономического развития России. 

Главная цель предстоящего десятилетия в области РЭП  — это стабилизация производства, возобновление экономического роста  в каждом регионе России, повышение  на этой основе уровня и качества жизни  населения, создание научно-технических  предпосылок укрепления позиций РФ в мире. 

Более частными по сравнению с главной целью  являются:  

- укрепление  экономического единства страны  на основе принципов федерализма,  местного самоуправления и общероссийского  рынка; 

- обеспечение  примерно равных условий социального развития во всех регионах России; 

- всемерное использование  региональных факторов для формирования  в регионах эффективной социально-ориентированной  экономики. 

l Для достижения  этих целей необходимо решение  определенного круга задач. В  предстоящие годы в качестве основных задач РЭП могут быть названы: 

- повышение работоспособности  основных систем жизнеобеспечения  и научно-производственного потенциала, преодоление спада производства  прежде всего в наиболее развитых  опорных регионах, сведение к минимуму социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств; 

- оказание содействия  по созданию в каждом регионе  — субъекте федерации ресурсно-финансового  потенциала, достаточного для решения  основных задач социально-экономического развития; 

- оказание содействия  восстановлению нарушенных межгосударственных  и межрайонных экономических  связей, остающихся рациональными  в новых условиях; 

- развитие общероссийского  рынка как интегрированной системы  региональных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы; 

- развитие межрегиональных  инфраструктурных систем (транс-порт, связь, информатика и др.); 

- решение острых  социально-экономических проблем  регионов Крайнего Севера и  Дальнего Востока с учетом  специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов; 

- удержание в  социально безопасных рамках  безработицы в крупных центрах  и индустриальных районах; 

- принятие мер  к урегулированию миграции населения,  обеспечение расселения переселенцев  и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки. 

l В практическом  осуществлении задач региональной  экономической политики используются  разнообразные формы и методы  государственного воздействия. В  качестве основных форм государственного  регулирования регионального развития предусматривается: 

- использование  федерального бюджета для перераспределения  финансовых ресурсов между регионами;  

- осуществление  федеральных программ развития  регионов и отраслей с долевым  государственным финансированием,  участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации; 

- размещение  федеральных заказов на поставку  продукции для общегосударственных  нужд. 

В составе каждой федеральной целевой программы  должен разрабатываться территориальный блок. 

Основная часть  мероприятий Правительства, оказывающих  воздействие на региональное развитие, будет осуществляться в рамках общей  макроэкономической, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, проведения институциональных преобразований. При их разработке и реализации должны учитываться интеграционный (агломерационный) региональный эффект и соответствие интересам комплексного социально-экономического развития территорий Российской Федерации. Так, при проведении конкурсов инвестиционных проектов с долевым (20 %) участием государства важно учитывать их влияние на социально-экономическую ситуацию в конкретных регионах (создание рабочих мест, развитие социальной сферы и т.д.). 

По мере расширения инвестиционных возможностей государства будет формироваться фонд регионального развития, средства которого будут направляться на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения. 

В целях развития наукоемких производств, высоких технологий и активизации международных экономических связей России в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру, будут создаваться условия для формирования свободных экономических зон, технополисов и также других "точек роста" и "локомотивов" экономики субъектов РФ. 

Для успешной реализации государственной РЭП предусматривается  продолжить создание системы правовых и организационно-экономических  норм, научно-технических и проектных  работ, совершенствование механизмов государственного регулирования регионального развития. В этих целях в период с 1997 г. по 2000 г. намечается: 

- подготовить  нормативно-правовые документы о  разграничении и делегировании  полномочий между федеральными  органами власти и органами  власти субъектов федерации, а также об общих принципах организации местного самоуправления; 

- разработать  и принять Закон о субъекте  Российской Федерации; 

- законодательно-нормативно  закрепить процедуру оказания  мер государственной поддержки  регионам; 

- пересмотреть  структуру и размещение подразделений федеральных служб в регионах; 

- шире использовать  возможности новых организационных  форм экономического сотрудничества (региональные и межрегиональные  ассоциации экономического взаимодействия, территориальные ФПГ и другие); 

Информация о работе Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики