Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Федеративное устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.

Файлы: 1 файл

Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Такими критериями в настоящее время являются: уровень  безработицы; динамика миграционных потоков; доход на душу населения; удельный вес продукции сельского хозяйства и депрессивных отраслей промышленности в ВВП. В 80-е гг. была окончательно разработана единая классификация регионов стран-участниц ЕС. Использование единой классификации для решения практических задач помогает создать реальную ткань качественно нового территориального устройства Западной Европы. 

Речь идет о  формировании "Европы регионов", т.е. такой организационной структуры, в которой при принятии многих важнейших решений регионы ЕС будут обладать приоритетом перед существующими ныне национальными государствами[2]. 

Расширение компетенции  отдельных территорий в рамках стратегической цели западноевропейской интеграции —  создания единого федеративного  образования — закреплено в Маастрихтском договоре (1992 г.). На основе важнейшего принципа интеграционной деятельности—принципа субсидиарности — дополнительные компетенции передаются с наднационального и особенно национального на региональный уровень. 

В настоящее  время регионы стран — членов ЕС отстаивают свои интересы непосредственно через такие неправительственные организации: Комиссия регионов; Собрание регионов Европы; Совет регионов и общин Европы. Они, в свою очередь, координируют свои действия через регулярно созываемую Европейскую региональную ассамблею. Итак, реализация концепции "Европы регионов" теснейшим образом связана с продвижением Европейского союза к единому федеральному устройству на всей его территории. Тем самым регионы стран — членов ЕС повысят свой автономный статус и смогут эффективно участвовать в реализации региональной экономической политики на межгосударственном уровне. 

Однако в действительности не все так просто осуществляется. Повышение статуса региона в  механизме принятия межгосударственных решений резко усложняет работу органов ЕС из-за необходимости постоянного поиска консенсуса. 

Отметим три  важных положения общего характера, которые возможно использовать в  качестве практического опыта региональной экономической политики ЕС в условиях России: 

1. РЭП является самостоятельным и чрезвычайно важным направлением хозяйственной деятельности в рамках крупных и неоднородных территориальных образований, каковыми являются ЕС и Россия. 

2. Большинство  подходов, выработанных в РЭП  Европейского Союза, применимо  и к российской действительности. 

3. Растущая самостоятельность  регионов — объективный процесс,  происходящий в настоящее время  как в Западной Европе, так  и в Восточной Европе. 

Литература 

Основные положения  региональной политики в Российской Федерации. Указ президента РФ от 3 июня 1996 г., № 803. 

Среднесрочная программа Правительства РФ на 1997—2000 годы. "Структурная перестройка  и экономический рост". 

Вопросы экономики, № 9, 1994. Раздел "Экономический федерализм"; № 4, 1995, раздел "Региональная экономическая  политика". 

Российский экономический  журнал, 1994, №№ 5—8; 1995, №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8.  

Шумейко В. Российские реформы и федерализм. — М.: Славянский диалог, 1995. 

Российские реформы  и проблемы экономического федерализма// Экономист, 1995, № 11. 

Информация о работе Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики