Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
Федеративное устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.
Такими критериями
в настоящее время являются: уровень
безработицы; динамика миграционных потоков;
доход на душу населения; удельный вес
продукции сельского хозяйства и депрессивных
отраслей промышленности в ВВП. В 80-е гг.
была окончательно разработана единая
классификация регионов стран-участниц
ЕС. Использование единой классификации
для решения практических задач помогает
создать реальную ткань качественно нового
территориального устройства Западной
Европы.
Речь идет о
формировании "Европы регионов",
т.е. такой организационной
Расширение компетенции
отдельных территорий в рамках стратегической
цели западноевропейской интеграции —
создания единого федеративного
образования — закреплено в Маастрихтском
договоре (1992 г.). На основе важнейшего
принципа интеграционной деятельности—принципа
субсидиарности — дополнительные компетенции
передаются с наднационального и особенно
национального на региональный уровень.
В настоящее
время регионы стран — членов
ЕС отстаивают свои интересы непосредственно
через такие неправительственные организации:
Комиссия регионов; Собрание регионов
Европы; Совет регионов и общин Европы.
Они, в свою очередь, координируют свои
действия через регулярно созываемую
Европейскую региональную ассамблею.
Итак, реализация концепции "Европы
регионов" теснейшим образом связана
с продвижением Европейского союза к единому
федеральному устройству на всей его территории.
Тем самым регионы стран — членов ЕС повысят
свой автономный статус и смогут эффективно
участвовать в реализации региональной
экономической политики на межгосударственном
уровне.
Однако в действительности
не все так просто осуществляется.
Повышение статуса региона в
механизме принятия межгосударственных
решений резко усложняет работу
органов ЕС из-за необходимости постоянного
поиска консенсуса.
Отметим три
важных положения общего характера,
которые возможно использовать в
качестве практического опыта
1. РЭП является
самостоятельным и чрезвычайно важным
направлением хозяйственной деятельности
в рамках крупных и неоднородных территориальных
образований, каковыми являются ЕС и Россия.
2. Большинство
подходов, выработанных в РЭП
Европейского Союза, применимо
и к российской действительности.
3. Растущая самостоятельность
регионов — объективный
Литература
Основные положения
региональной политики в Российской
Федерации. Указ президента РФ от 3 июня
1996 г., № 803.
Среднесрочная
программа Правительства РФ на 1997—2000
годы. "Структурная перестройка
и экономический рост".
Вопросы экономики,
№ 9, 1994. Раздел "Экономический федерализм";
№ 4, 1995, раздел "Региональная экономическая
политика".
Российский экономический
журнал, 1994, №№ 5—8; 1995, №№ 1, 2, 3, 5, 6, 8.
Шумейко В. Российские
реформы и федерализм. — М.: Славянский
диалог, 1995.
Российские реформы
и проблемы экономического федерализма//
Экономист, 1995, № 11.
Информация о работе Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики