Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Федеративное устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.

Файлы: 1 файл

Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Сохраняют свою остроту вопросы подтягивания отстающих в экономическом отношении регионов, характеризующихся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалами. На усиление экономической базы отстающих регионов требуются значительное время и активная поддержка госу­дарства, прежде всего в вопросах привлечения сюда инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет средств федерального бюджета. Населению этих регионов оказывается социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. 

Депрессивные  районы — территории, обладающие достаточным  экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса  устойчивым снижением производства и реальных доходов населения  и растущей безработицей. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик в составе России, что позволяет оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации. Предусматривается разработка специальной Федеральной программы по депрессивным районам с тем, чтобы предусмотреть в бюджетах на 1997—1998 гг. выделение необходимых средств для ее финансирования. 

Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. В связи с этим предусмотрено: 

- обеспечить  для предприятий депрессивных  регионов первоочередное рассмотрение  заявок на получение средств,  выделяемых на проведение структурной  реконструкции и санации производства, разработать механизм оказания им технической помощи при подготовке таких заявок; 

- пересмотреть  порядок рассмотрения заявок  на получение государственных  кредитов (в том числе конверсионных)  предприятиями депрессивных регионов; 

- предоставлять  предприятиям депрессивных регионов налоговый кредит в первоочередном порядке (в случаях его отмены — сохранить данную форму поддержки предприятий исключительно для депрессивных регионов); 

Обеспечить приоритет  депрессивных регионов при распределении  инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры: 

- создать условия  для дополнительного привлечения  средств фондов занятости, используемых  для переподготовки кадров, финансирования  общественных работ и т.п., в  депрессивные регионы; 

- предоставлять высвобождаемым работникам промышленных предприятий целевые кредиты на жилищное строительство (с выделением в собственность земельных участков). 

Проблемы кризисных  регионов, отличающихся экстремальным  характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), будут решаться с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы будут распространяться меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов. 

Народное хозяйство  России не может нормально развиваться  без природных ресурсов Крайнего Севера. Сохраняется приоритетное значение государственной поддержки топливно-энергетического  и горнопромышленного комплексов. Будут решаться проблемы структурной перестройки промышленности Севера в направлении ликвидации непрофильных, убыточных и экологически "грязных" предприятий, развития транспортной инфраструктуры, включая совершенствование трансарктической навигации. 

Особое геополитическое положение Дальнего Востока и Калининградской области предопределяет необходимость принятия специальных целевых федеральных программ социально-экономичес-кого развития этих регионов, укрепления их транспортных связей с центральной Россией, усиления их роли во внешнеэкономических отношениях. 

Требуют внимания регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Новое приграничье  России глубоко интегрировано с  сопредельными зарубежными территориями в экономическом, культурно-этническом и демографическом плане. Поэтому посредством правовых и экономических инструментов будет поощряться стремление приграничных районов к всеобъемлющему сотрудничеству с соседними областями Казахстана, Украины, Беларуси, других республик бывшего СССР. Учитывая прогресс в вопросах создания общего экономического пространства СНГ, намечается подготовить на межгосударственной основе предложения по нормативно-дого-ворному оформлению приграничного сотрудничества по вопросам координации и регулирования транспортных, торговых, медицинских, культурных, информационных и других связей с прилегающими зарубежными регионами, совместного решения экологических проблем, правоохранительной деятельности и др. 

В предстоящий  период будет законодательно определен  статус проблемных регионов разного типа. 

Зарубежный опыт региональной экономической политики 

В процессе западноевропейской интеграции неуклонно возрастает роль региональной политики. К концу 80-х  гг. она приобрела самостоятельное  значение. На повестку дня поставлен  вопрос о создании принципиально нового образования — "Европы регионов", последовательно продвигающегося к федеративному типу надгосударственного устройства. 

Создание Европейского Союза (ЕС) положило начало проведению единой региональной политики, целью  которой является объединение национальных хозяйств и обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва (в уровнях развития) между отдельными территориями. Еще в конце 60-х гг. началась разработка долгосрочной концепции региональной политики. В этих целях были учреждены Комитет по региональной политике и специальный Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Вопрос об их создании был решен на Парижской встрече глав государств и правительств "шестерки" в 1972 г. (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды).  

Вплоть до конца 80-х гг. реализовывались четыре вида комплексных региональных программ. Межгосударственные программы ставили  своей целью согласование региональной политики и важнейших направлений  отраслевой деятельности ЕС. В 1987 г. было начато финансирование первых двух таких программ: "Стар" — создание систем коммуникаций в депрессивных районах, "Валорем" — освоение энергетического потенциала этих районов. С 1988 г. началась реализация программ "Ренавель" и "Резидер", которые были ориентированы на подъем регионов с традиционным судостроением и структурную переориентацию регионов с развитой черной металлургией. Интегрированные программы ЕС с самого начала финансировались также из средств Европейского социального фонда (ЕСФ), Европейского фонда ориентации и защиты сельского хозяйства (ФЕОГА) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). 

Созданная Генеральная  дирекция по региональной политике основным критерием одобрения национальных проектов и программ считает вклад  государства в рост занятости  населения. 

Широкомасштабная  реформа финансирования региональной политики и всей структурной политики ЕС была одобрена на сессии Евросовета в июле 1988 г. и проводится с 1989 г. По существу региональная деятельность ЕС приобрела статус официального направления интеграционной экономической политики.  

В основе реформы  были такие положения: 

- объединение  финансовых ресурсов трех фондов  — ЕФРР, ЕСФ и ФЕОГА — в  единый структурный фонд; 

- двухкратное  увеличение к 1993 г. (по сравнению  с 1987 г.) суммарного объема средств структурного фонда (СФ); 

- изменение принципов  финансирования региональной политики (переход к "индикативному методу" предоставления ресурсов и отказ  от финансирования всех прежних  региональных программ, кроме межгосударственных). 

Начиная с 1989 г. СФ был сориентирован на выполнение следующих пяти задач: 

1) подъем слаборазвитых  районов;  

2) структурная  перестройка в депрессивных регионах; 

3) уменьшение  долгосрочной безработицы; 

4) создание условий  для занятости молодежи; 

5) отраслевая  переориентация аграрного сектора и поддержка территорий с преобладающим сельским населением. 

Новая концепция  региональной политики предполагает сосредоточение подавляющего объема финансовых средств  в слаборазвитых регионах, где  ВВП на душу населения не превышает 75 % среднего для ЕС показателя. 

По характеру  финансовой поддержки из консолидированного бюджета ЕС выделяются три группы государств: 

1) страны, вся  территория которых относится  к регионам первой группы: Греция, Ирландия, Португалия; 

2) страны, где  лишь отдельные районы относятся к первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % площади Италии, 40 % — Великобритании, 30 % — Франции; 

3) страны, имеющие  в своем составе лишь некоторые  регионы с характеристиками первых  двух групп: Люксембург — 39 % национальной территории, Бельгия — 25 %, ФРГ — 19 %, Нидерланды — 13 % и Дания — 7 %. 

Заметно возросла доля населения, охваченного субсидиями, в наименее развитых странах при  снижении этого показателя в наиболее обеспеченных государствах. 

Опережающими темпами возрастал объем финансовых ресурсов, приходящихся на душу населения в наиболее отсталых регионах первой группы государств. 

Еще одним проявлением  растущей концентрации ресурсов, направляемых на цели региональной политики, стало  существенное увеличение доли финансового вклада ЕС в каждом отдельно взятом проекте. 

Кроме рассмотренных  программ "Стар", "Валорен" и "Резидер" суммарным объемом 1,7 млрд. экю, в течение 1990—1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных программ с финансовым вкладом ЕС в 3,5 млрд. экю. Среди них "Решар" — стимулирование угледобывающих районов; "Энвирег" — вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах первой группы; "Реджис" — диверсификация экономики на отдаленных островах, принадлежащих странам-членам ЕС; "Юроформ" — поощрение в области профессионального образования; "Телематик" — внедрение принципиально новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах; "Страйд" — вклад в развитие научно-технического потенциала слаборазвитых районов и др. 

Переход в конце 80-х гг. к качественно новому этапу  региональной интеграционной политики повлек за собой выработку четких принципов ее реализации: 

1. Концентрация  ресурсов структурного фонда  в наименее развитых территориях  ЕС при строгом наднациональном  контроле. 

2. Тесное партнерство  между Комиссиями (Комитетами) ЕС, национальными  правительствами и местными органами  власти. 

3. Взаимодополняющий  характер субсидий структурного  характера. Институты ЕС могут  предоставлять ресурсы только  в качестве дополнительного источника при реализации национальных программ и не имеют права определять объекты своего вмешательства исключительно по собственной инициативе. 

4. Субсидиарность (взаимодополняемость) основных  видов экономической политики, каждый  из которых по разному реализуют в рамках ЕС на различных уровнях: региональном, национальном, межгосударственном и наднациональном. 

5. Глобализация  региональной политики. Комиссия  ЕС требует включать в направляемых  в ее адрес национальных программах  стратегические цели в долгосрочном плане. 

6. Тесная координация  региональной политики с другими  направлениями экономической политики  ЕС. 

7. Согласование  региональной политики ЕС с  макроэкономической и социальной  политикой каждой из стран  — членов ЕС. 

8. Прямое взаимодействие между государствами ЕС при реализации ими национальной региональной политики. 

Координация региональной политики между государствами ЕС, начиная со второй половины 80-х гг., стала заметным фактором повышения  эффективности интеграционной структурной  политики в целом. Важную роль при этом сыграла унификация критериев, используемых всеми национальными правительствами при выделении проблемных регионов в своих странах. 

Информация о работе Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики