Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
Федеративное устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.
Сохраняют свою
остроту вопросы подтягивания отстающих
в экономическом отношении регионов, характеризующихся
чрезмерно низкими душевыми доходами
населения и недостаточным производственным
и финансовым потенциалами. На усиление
экономической базы отстающих регионов
требуются значительное время и активная
поддержка государства, прежде всего
в вопросах привлечения сюда инвестиций
и создания новых рабочих мест, в том числе
и за счет средств федерального бюджета.
Населению этих регионов оказывается
социальная помощь из фонда финансовой
поддержки субъектов Российской Федерации.
Депрессивные
районы — территории, обладающие достаточным
экономическим потенциалом, но охваченные
в результате структурного кризиса
устойчивым снижением производства
и реальных доходов населения
и растущей безработицей. К этой категории
территорий следует относить не только
субъекты Федерации, но и конкретные части
областей, краев или республик в составе
России, что позволяет оказывать целевую
помощь депрессивным местностям, не распространяя
ее на развитые центры субъектов Федерации.
Предусматривается разработка специальной
Федеральной программы по депрессивным
районам с тем, чтобы предусмотреть в бюджетах
на 1997—1998 гг. выделение необходимых средств
для ее финансирования.
Основной формой
поддержки депрессивных регионов является
концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными
актами методов и механизмов поддержки
предпринимательства, привлечения частных
(в том числе иностранных) инвестиций,
содействия инвестиционной активности,
реструктуризации предприятий, переподготовки
кадров и т.д. В связи с этим предусмотрено:
- обеспечить
для предприятий депрессивных
регионов первоочередное
- пересмотреть
порядок рассмотрения заявок
на получение государственных
кредитов (в том числе конверсионных)
предприятиями депрессивных
- предоставлять
предприятиям депрессивных регионов
налоговый кредит в первоочередном порядке
(в случаях его отмены — сохранить данную
форму поддержки предприятий исключительно
для депрессивных регионов);
Обеспечить приоритет
депрессивных регионов при распределении
инвестиций, проходящих по федеральным
программам развития производственной
инфраструктуры:
- создать условия
для дополнительного
- предоставлять
высвобождаемым работникам промышленных
предприятий целевые кредиты на жилищное
строительство (с выделением в собственность
земельных участков).
Проблемы кризисных
регионов, отличающихся экстремальным
характером экономических, социально-политических
и экоприродных процессов (остановка подавляющей
части промышленных предприятий, межэтнические
конфликты, последствия природных катаклизмов),
будут решаться с помощью федеральных
целевых программ. На кризисные регионы
будут распространяться меры, предпринимаемые
в отношении депрессивных регионов.
Народное хозяйство
России не может нормально развиваться
без природных ресурсов Крайнего
Севера. Сохраняется приоритетное значение
государственной поддержки
Особое геополитическое
положение Дальнего Востока и Калининградской
области предопределяет необходимость
принятия специальных целевых федеральных
программ социально-экономичес-кого развития
этих регионов, укрепления их транспортных
связей с центральной Россией, усиления
их роли во внешнеэкономических отношениях.
Требуют внимания
регионы, граничащие с республиками
бывшего СССР. Новое приграничье
России глубоко интегрировано с
сопредельными зарубежными
В предстоящий
период будет законодательно определен
статус проблемных регионов разного типа.
Зарубежный опыт
региональной экономической политики
В процессе западноевропейской
интеграции неуклонно возрастает роль
региональной политики. К концу 80-х
гг. она приобрела самостоятельное
значение. На повестку дня поставлен
вопрос о создании принципиально нового
образования — "Европы регионов",
последовательно продвигающегося к федеративному
типу надгосударственного устройства.
Создание Европейского
Союза (ЕС) положило начало проведению
единой региональной политики, целью
которой является объединение национальных
хозяйств и обеспечение их гармоничного
развития при сокращении разрыва (в уровнях
развития) между отдельными территориями.
Еще в конце 60-х гг. началась разработка
долгосрочной концепции региональной
политики. В этих целях были учреждены
Комитет по региональной политике и специальный
Европейский фонд регионального развития
(ЕФРР). Вопрос об их создании был решен
на Парижской встрече глав государств
и правительств "шестерки" в 1972 г.
(Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург,
Нидерланды).
Вплоть до конца
80-х гг. реализовывались четыре вида
комплексных региональных программ.
Межгосударственные программы ставили
своей целью согласование региональной
политики и важнейших направлений
отраслевой деятельности ЕС. В 1987 г. было
начато финансирование первых двух таких
программ: "Стар" — создание систем
коммуникаций в депрессивных районах,
"Валорем" — освоение энергетического
потенциала этих районов. С 1988 г. началась
реализация программ "Ренавель" и
"Резидер", которые были ориентированы
на подъем регионов с традиционным судостроением
и структурную переориентацию регионов
с развитой черной металлургией. Интегрированные
программы ЕС с самого начала финансировались
также из средств Европейского социального
фонда (ЕСФ), Европейского фонда ориентации
и защиты сельского хозяйства (ФЕОГА) и
Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).
Созданная Генеральная
дирекция по региональной политике основным
критерием одобрения
Широкомасштабная
реформа финансирования региональной
политики и всей структурной политики
ЕС была одобрена на сессии Евросовета
в июле 1988 г. и проводится с 1989 г. По
существу региональная деятельность ЕС
приобрела статус официального направления
интеграционной экономической политики.
В основе реформы
были такие положения:
- объединение
финансовых ресурсов трех
- двухкратное
увеличение к 1993 г. (по сравнению
с 1987 г.) суммарного объема средств
структурного фонда (СФ);
- изменение принципов
финансирования региональной
Начиная с 1989 г.
СФ был сориентирован на выполнение следующих
пяти задач:
1) подъем слаборазвитых
районов;
2) структурная
перестройка в депрессивных
3) уменьшение
долгосрочной безработицы;
4) создание условий
для занятости молодежи;
5) отраслевая
переориентация аграрного сектора и поддержка
территорий с преобладающим сельским
населением.
Новая концепция
региональной политики предполагает сосредоточение
подавляющего объема финансовых средств
в слаборазвитых регионах, где
ВВП на душу населения не превышает
75 % среднего для ЕС показателя.
По характеру
финансовой поддержки из консолидированного
бюджета ЕС выделяются три группы
государств:
1) страны, вся
территория которых относится
к регионам первой группы: Греция,
Ирландия, Португалия;
2) страны, где
лишь отдельные районы относятся к первой
группе: такие районы составляют 83 % площади
Испании, 48 % площади Италии, 40 % — Великобритании,
30 % — Франции;
3) страны, имеющие
в своем составе лишь
Заметно возросла
доля населения, охваченного субсидиями,
в наименее развитых странах при
снижении этого показателя в наиболее
обеспеченных государствах.
Опережающими темпами
возрастал объем финансовых ресурсов,
приходящихся на душу населения в наиболее
отсталых регионах первой группы государств.
Еще одним проявлением
растущей концентрации ресурсов, направляемых
на цели региональной политики, стало
существенное увеличение доли финансового
вклада ЕС в каждом отдельно взятом проекте.
Кроме рассмотренных
программ "Стар", "Валорен" и
"Резидер" суммарным объемом 1,7
млрд. экю, в течение 1990—1993 гг. вступили
в действие еще десять межгосударственных
программ с финансовым вкладом ЕС в
3,5 млрд. экю. Среди них "Решар" — стимулирование
угледобывающих районов; "Энвирег"
— вторичное использование пресной воды
в средиземноморских регионах первой
группы; "Реджис" — диверсификация
экономики на отдаленных островах, принадлежащих
странам-членам ЕС; "Юроформ" — поощрение
в области профессионального образования;
"Телематик" — внедрение принципиально
новой системы телекоммуникаций в депрессивных
районах; "Страйд" — вклад в развитие
научно-технического потенциала слаборазвитых
районов и др.
Переход в конце
80-х гг. к качественно новому этапу
региональной интеграционной политики
повлек за собой выработку четких
принципов ее реализации:
1. Концентрация
ресурсов структурного фонда
в наименее развитых
2. Тесное партнерство
между Комиссиями (Комитетами) ЕС, национальными
правительствами и местными
3. Взаимодополняющий
характер субсидий
4. Субсидиарность
(взаимодополняемость)
5. Глобализация
региональной политики. Комиссия
ЕС требует включать в
6. Тесная координация
региональной политики с
7. Согласование
региональной политики ЕС с
макроэкономической и
8. Прямое взаимодействие
между государствами ЕС при реализации
ими национальной региональной политики.
Координация региональной
политики между государствами ЕС,
начиная со второй половины 80-х гг.,
стала заметным фактором повышения
эффективности интеграционной структурной
политики в целом. Важную роль при этом
сыграла унификация критериев, используемых
всеми национальными правительствами
при выделении проблемных регионов в своих
странах.
Информация о работе Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики