Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 13:53, курсовая работа
Федеративное устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.
- обеспечить единство
нормативно-правового пространства для
всех субъектов хозяйствования на всей
территории Российской Федерации;
- разработать
систему мониторинга и научных
прогнозов финансово-
Экономический
федерализм и межрегиональная интеграция
Основы экономического
механизма федеративных отношений
в России, заложенные на предшествующем
этапе политических, правовых и экономических
реформ, будут развиваться в
Создаются условия,
при которых регионы будут
заинтересованы в достижении лучших
экономических результатов, в расширении
финансовых возможностей федерального
бюджета. Деятельность Правительства
Российской Федерации будет направлена
на создание такого механизма взаимодействия
субъектов федерации, который обеспечивал
бы свободу предприятий различных форм
собственности и не допускал административные
ограничения в перемещении товаров, финансовых
ресурсов, рабочей силы между регионами.
Интересы регионов должны учитываться
и при принятии решений, касающихся управления
федеральной собственностью, находящейся
на их территории.
В процессе реформирования
налогово-бюджетной системы
Поддержание и
развитие общероссийской и межрегиональной
производственной инфраструктуры останется
приоритетной областью инвестиционной
деятельности государства. В то же время
будут создаваться благоприятные условия
для привлечения частных инвестиций, в
том числе иностранных, для развития транспортных
и телекоммуникаций федерального и межрегионального
значения.
Принимая во
внимание, что основные элементы федеральной
инфраструктуры (Газпром, электроэнергетика,
железнодорожный транспорт, главные
телекоммуникации и т.п.) являются естественными
монополиями, будет осуществляться контроль
за их экономической деятельностью, в
том числе над ценообразованием.
Что касается РАО
"Газпром" и РАО "ЕЭС России",
то здесь можно сказать следующее.
Во-первых, о
РАО "Газпром". Это такая монополия,
которая четко разделяется внутри
на добычу, транспортировку и торговлю
природным газом. В настоящее время "Газпром"
начинает вычленять из своего состава
самостоятельные неосновные структуры
производства. Например, аграрные, строительные,
ремонтные. Так, за рамки компании уйдут
38 строительных организаций и 10 предприятий
стройиндустрии, большие сокращения будут
в научном аппарате. Создается дочерняя
фирма "Бургаз", в которую войдут
буровики. Предполагается сокращение
числа работников почти на 100 тысяч человек,
что позволит только на заработной плате
экономить 2,2 трлн. руб. ежегодно. Это, безусловно,
скажется на снижении себестоимости
добываемого газа и очистит тарифы от
излишних побочных затрат. Со стороны
государства будет ужесточен контроль
за инвестициями внутри компании
и политикой повышения курсовой стоимости
акций "Газпрома". Высшие должностные
лица Правительства РФ войдут в руководящие
органы РАО "Газ-пром".
Во-вторых, российская
электроэнергетика также
Здесь конкуренция
экономически нецелесообразна, поскольку
она означала бы повсеместное сооружение
дублирующих электросетей, принадлежащих
разным собственникам. Не должно быть
здесь и посредников, которые, по неудачному
опыту Приморья, приводят к кризису в поставке
энергии.
Дробление ЕЭС
на отдельные самостоятельные
Подобного феномена
нет в мире. Поэтому ЕЭС России
надо не расчленять и дробить на
части, а сохранять как инструмент
дальнейших преобразований в экономике.
На оптовом рынке выступают 33 крупные
электростанции: атомные, тепловые и гидростанции.
Вот они и должны эффективно конкурировать
со всеми российскими энергопроизводителями.
Сохранится контроль
государственных органов над
формированием железнодорожных тарифов,
особенно на тех транспортных направлениях,
где уровень тарифов существенно ограничивает
производственную деятельность и межрегиональные
связи. В частности, будет продолжено сдерживание
роста тарифов на железнодорожные перевозки
на Дальний Восток и обратно на расстоянии
свыше 3000 км.
Развиваются региональные
и межрегиональные ассоциации экономического
взаимодействия как новая форма
экономического самоуправления в масштабах
крупных регионов. Эти ассоциации
решают задачи региональной экономической
интеграции. Создано восемь ассоциаций,
которые уже функционируют.
1. Ассоциация "Большая
Волга" (входит пять республик
и шесть областей, в том числе
Нижегородская область). Уже разработан
Устав ассоциации и созданы
комитеты: по экологии, энергетике
и конверсии, по производству зерна
и продовольствия.
2. Межрегиональная
ассоциация "Сибирское соглашение".
3. Дальне-Восточная
ассоциация.
4. Уральская
ассоциация.
5. Ассоциация "Центральная
Россия".
6. Ассоциация "Черноземье".
7. Ассоциация "Северо-Запад".
8. Ассоциация "Северный
Кавказ".
Для укрепления
экономического федерализма Правительство
считает необходимым обеспечить
равноправие субъектов
Для формирования
и укрепления единого экономического
пространства, обеспечения свободного
перемещения товаров, услуг, финансовых
средств предусматривается:
- создание фондов
регионального развития;
- недопущение
установления внутренних
- запрещение
эмиссии в России иных денег,
кроме рубля,
- наделение федеральных
органов исполнительной власти
правом создавать
- определение
состава предметов ведения РФ
и совместного ведения РФ и
ее субъектов. Действия, нарушающие
единство экономического
Становление нового
федерализма и местного самоуправления
в условиях перехода к рыночной экономике
предопределяет необходимость и обязательность
системного пересмотра сложившегося механизма
регулирования земельных отношений.
В России на протяжении
последних лет создана
Имеющиеся разработки,
аналитические материалы и
- однозначное
законодательное разделение
- согласованное
взаимодействие различных
- усиление правовой
регламентации вопросов
- более четкую
региональную дифференциацию
В России еще
только начинает формироваться правовое
регулирование природоресурсных отношений,
ориентированное, с одной стороны, на рыночную
экономику, а с другой — на условия нового
федерализма и местного самоуправления.
Важнейшей отраслью является горное право,
основным источником которого выступает
закон "О недрах". Этот закон закрепляет
общие принципы и институты регулирования
отношений в процессе изучения, использования
и охраны недр на территории России, ее
континентального шельфа и морской экономической
зоны, а также отходов горнодобывающих
производств.
Опыт применения
этого закона показал, что требуется ряд
изменений и дополнений природоресурсного
права в связи с продолжающимся активным
переходом от жестко централизованной
схемы управления природопользованием
к ориентированной на рынок децентрализованной
системе территориального управления
охраной, воспроизводством и использованием
природных ресурсов.
С позиции нового
федерализма и местного самоуправления
наиболее актуальными в сфере
правового регулирования
- систематизация
норм, регулирующих комплексное
использование и охрану недр
и правила их эксплуатации
в условиях рыночной экономики
на основе осуществления
- более четкое
разграничение компетенций и правомочий
разноуровневых органов государственной
власти и местного самоуправления по распоряжению
недрами на основе решения важнейшего
вопроса о том, кто признается собственником
природных ресурсов;
- учет интересов
малочисленных народов Севера (на территории
проживания и ведения традиционной хозяйственной
деятельности которых добывается основная
доля углеводородного сырья) при законодательном
установлении юридического статуса этих
народов и определении институтов, представляющих
их интересы;
- законодательное
установление правоотношений
Региональная
политика и поддержка проблемных
регионов
Объектами особого
внимания со стороны государства
являются проблемные регионы, которые
выделяются в зависимости от уровня
развития, глубины кризисных процессов,
значения в решении общегосударственных
социально-экономических задач. Основными
типами проблемных регионов в современной
ситуации являются: отстающие, депрессивные,
кризисные, а также регионы особого стратегического
значения.
Информация о работе Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики