Приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:13, реферат

Краткое описание

Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.

Файлы: 1 файл

2023год.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Основная задача долгосрочного  бюджетного планирования состоит в  увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного  устойчивого роста экономики  и повышению уровня и качества жизни населения.

Важным средством обеспечения  долгосрочной бюджетной сбалансированности служит реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования. Долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия. Достижению данной цели способствует также прозрачность бюджетной политики: обнародование и широкое общественное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования.

Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом  на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.

Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование способно сыграть  важную роль в повышении макроэкономической сбалансированности и качества бюджетной  политики в целом.

 

 

Приоритетные  направления бюджетной политики в период до 2023 года

 

Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий  жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети  ВВП, она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий. Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения.

Развитие общества и  изменение экономической среды  предъявляют все новые требования к качеству бюджетной политики. Граждане ждут от государства повышения качества образования и здравоохранения, решения проблем бедности, бизнес рассчитывает на развитие производственной инфраструктуры. Для того чтобы соответствовать этим ожиданиям недостаточно провести определенные реформы в сфере бюджетной политики, потребуется решительное повышение качества всей бюджетной политики.

Совершенствование налоговой политики

К настоящему времени  в Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной  налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

Направления налоговой  политики на долгосрочную перспективу  основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

Меры долгосрочной стратегии  в области налоговой политики:

  1. Повышение эффективности налогового администрирования. Необходимо обеспечить снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства и создающих препятствия для развития инновационного сектора экономики, активизации инвестиционных процессов.
  2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Реформа ЕСН будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, которое наблюдается в силу особенностей конструкции единого социального налога. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога, начиная с 2006 года снижается темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. При этом начиная с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд социального страхования.
  3. Совершенствование налогообложения добычи нефти. Необходимо постепенное изменение системы налогообложения добычи нефти, которое подразумевает изменение критериев предоставления налоговых каникул либо применение территориального понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых.
  4. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и налоговой нагрузки при добыче нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи.
  5. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого необходимо создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.

Здравоохранение

В долгосрочной перспективе  помимо увеличения финансирования здравоохранения, необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные изменения и повышении эффективности работы системы.

Среди этих мер можно  выделить:

  1. Приведение в соответствие уровня обязательств, взятых на себя государственными медицинскими учреждениями, с их возможностями.
  2. Повышение уровня финансирования и отдачи средств, направленных на финансирование здравоохранения.
  3. Улучшение качества обслуживания населения
  4. Совершенствования контроля за качеством медицинской помощи.

Образование

Ключевые меры, нацеленные на реструктуризацию образования, повышение  его качества и эффективности  расходов на систему:

  • реструктуризация сети образовательных организаций,
  • внедрение образовательных кредитов,
  • сокращение непрофильных факультетов в ВУЗах,
  • создание независимых систем контроля качества образования,
  • создание и развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования, включающей дополнительные образовательные программы, программы переподготовки и повышения квалификации;
  • создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования
  • обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями.

Реализация указанных  мер позволит создать условия  для повышения качества образования, обеспечения его доступности, роста эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности общества и рынка труда.

Совершенствование механизма оплаты труда в бюджетном секторе

Задача состоит в  создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее  воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.

Российские бюджетники в целом получают меньше, чем сопоставимые работники коммерческого сектора. Причиной этого разрыва в оплате труда во многом является институциональный механизм формирования зарплаты бюджетников.

Одним из возможных путей реформирования системы формирования заработных плат бюджетников является внедрение в российскую практику принципа оплаты труда по результатам (ОТР). Переход к принципам ОТР, как правило, объясняется желанием повысить эффективность работников бюджетной сферы, создав для них стимулы, добиваться поставленных целей. Кроме того, возможность достичь более высокого уровня зарплаты в случае успешной работы может привлечь более способных работников.

Государственные инвестиции и инфраструктура

В ближайшие годы объем государственных инвестиций будет оставаться на достаточно высоком уровне около 4%ВВП.

Общий уровень расходов на развитие инфраструктуры должен увеличиваться  за счет привлечения внебюджетных средств, создания государственно-частных партнерств, использования созданных институтов развития, в том числе, Инвестиционного фонда.

Социальная  политика

Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального неравенства необходимо разработать программу, направленную на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан.

Существует два принципиально  разных направления социально-экономической  политики. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто  находится у черты бедности, можно  существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, поскольку 9–10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми, даже если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные меры, направленные на сокращение глубины бедности. Вовлечение и социальная адаптация инвалидов в российскую систему занятости наряду с совершенствованием мер поддержки этих слоев населения со стороны государства способно не только улучшить материальное положение и самосознание инвалидов, но и внести важный вклад в решение проблем дефицитности рабочей силы.

Пенсионная  система

При проектировании пенсионной системы правительство ставит две  цели. Во-первых, требуется решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров. Здесь важнейшим показателем служит минимальный размер пенсионных выплат. Вторая цель состоит в сглаживании уровня жизни на протяжении жизненного цикла: обеспечении работнику после выхода на пенсию уровень жизни сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности. Это требует установления тесной связи между уровнем зарплаты и пенсий.

Анализ перспектив развития пенсионной системы позволяет поставить  следующие приоритетные задачи, на решении которых должны быть сосредоточены  основные усилия правительства.

  1. Поддержание финансовой устойчивости пенсионной системы. Эта задача подразумевает сохранение соответствия между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств.
  2. Создание устойчивого и эффективного механизма финансирования пенсий. Для обеспечения долгосрочной устойчивости необходимо более четко определить источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет общих доходов бюджета.
  3. Преодоление бедности среди пенсионеров.
  4. Сокращение гендерного разрыва в величине пенсий. Низкие темпы роста пенсий у женщин могут стать источником серьезных социальных проблем.
  5. Повышение доходности накопительной составляющей трудовой пенсии.
  6. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения.
  7. Создание условий для достижения в долгосрочной перспективе рекомендуемого МОТ соотношения 40% между реальными размерами пенсий и трудовых доходов.

Результатом всех предложенных преобразований станет устойчивый рост трудовых пенсий. Их реальные размеры выросли к 2010 году на 37% по сравнению с 2007 годом (вместо планируемых 70%), к 2018 году планируется – в 3,4 раза, а к 2023 году – в 4,7 раза. Средний размер трудовых пенсий на протяжении всего прогнозируемого периода будет составлять 30% от средней зарплаты.

Повышение энергоэффективности  в бюджетном секторе

Для повышения энергоэффективности  бюджетных учреждений необходимо решение  следующих задач.

Крайне  важно стимулировать частные  компании, предоставляющие коммунальные услуги и услуги в области повышения энергосбережения.

Важным  моментом является определение источника  финансирования инвестиций в энергосбережение бюджетных организаций. Первыми  шагами в данном направлении могут  стать контракты на оказание коммунальных услуг определенного качества или контрактов на повышение энергоэффективности с указанием целевых параметров.

Необходима  разработка комплексной программы  по повышению энергоэффективности  бюджетного сектора и создание координационного центра, ответственного за разработку необходимой правовой документации, процедур отчетности, обеспечение межведомственного взаимодействия, организацию информационной поддержки, конкурсов проектов по повышению энергоэффективности в бюджетных организациях.

 

Информация о работе Приоритетные направления бюджетной политики в период до 2023 года