Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южн

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является: рассмотреть социальную политику в Российской Федерации и в Оренбургской области.
Задачи дипломной работы: раскрыть сущность понятия «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; предложить пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….

1 Теоретический анализ основных аспектов политики в области социальной защиты населения………………………………………………….

1.1 Понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………………………….......

1.2 Сущность и основные направления социальной политики…………

1.2.1 Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии………………

2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга…………………………………………………………………………….

2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга…………

2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга………………………..

2.2.1 Анализ деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в период 2009-2010 г.г………………………………………………………………………

3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики………………………………….

3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения………………………………

3.2 Оптимизация организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений………………….

3.3 ……………………………..……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать)


Аннотация

 

Дипломная работа написана на тему: «Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга)».

Дипломная работа написана на 90 страницах машинописного текста и содержит введение, три главы, заключение, список  использованных источников и семь приложений, 11 рисунков и 10 таблиц.

В первой главе на основе теоретического анализа основных аспектов политики в области социальной защиты населения были определены: понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации, сущность и основные направления социальной политики.

Во второй главе проведён социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга, дана общая характеристика Южного округа города Оренбурга.

В третьей главе разработаны предложения по оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики, предложены варианты по оптимизации использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга, а так же определены пути оптимизации организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

 

1  Теоретический анализ основных аспектов политики в области социальной защиты населения………………………………………………….

 

1.1 Понятие и функции системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………………………………….......

 

1.2 Сущность и основные направления социальной политики…………

 

1.2.1  Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии………………

 

2 Социально – экономический анализ политики в области социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга…………………………………………………………………………….

 

2.1 Общая характеристика Южного округа города Оренбурга…………

 

2.2 Политика в области социальной защиты населения на примере администрации «Южный округ» города Оренбурга………………………..

 

2.2.1  Анализ деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в период 2009-2010 г.г………………………………………………………………………

 

3 Пути оптимизации управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики………………………………….

 

3.1 Оптимизация использования социальных технологий в системе управления социальной защиты населения………………………………

 

3.2  Оптимизация организации деятельности управления социальной защиты населения администрации «Южный округ» города Оренбурга в контексте инновационных управленческих решений………………….

 

3.3  ……………………………..……………………………………………

 

Заключение…………………………………………………………………

 

Список использованных источников …………………………………….

 

Приложение А- Модели социальной политики: основные принципы построения………………………………………………………………….

 

Приложение Б- Структура органов и учреждений социальной защиты населения города Оренбурга………………………………………………

 

Приложение В- Социальный паспорт Южного округа города Оренбурга по состоянию на 01.01.2011г……………………………………………

 

Приложение Г- Меры социальной поддержки льготным категориям граждан………………………………………………………………………..

Приложение Д – Сведения о численности граждан льготных категорий, проживающих на территории Оренбургской области…………………….

Приложение Е – Отдел социальной защиты населения…………………..

Приложение Ж – Перечень нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания……………………………………………………………………………

 


Введение

 

Тема данного дипломного проекта «Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере Администрации «Южный округ» города Оренбурга)» является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная. Под социальной сферой понимается спектр общественных отношений, возникающих при осуществлении важнейших социально-экономических конституционных прав граждан. Реформирование экономики в целях создания рыночных основ ее организации невозможно без анализа социальных процессов, а также определения роли государства в их регулировании. Более того, многие исследователи отмечали, что цивилизованный переход к рынку предполагает приоритетность решения социальных проблем. Таким образом, очевидно, для России в качестве наиболее приемлемого был избран вариант социально ориентированной экономики.

Целью данной работы является: рассмотреть социальную политику в Российской Федерации и в Оренбургской области.

Задачи дипломной работы: раскрыть сущность понятия «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; предложить пути оптимизации управления социальной защиты населения Администрации г. Оренбурга в рамках осуществления современной социальной политики.

Объектом данной работы является Администрация «Южный округ» города Оренбурга.

Предметом данной темы является социальная политика – это  взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положении населении в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, население города, поселки, региона и т.п.).

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом. Известно, что жизненно важные параметры российского общества давно уже вышли за пределы нормы, стали угрожающими самому существованию социума. Специалисты говорят о предельно критических значениях жизненно важных показателей общества в целом.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.

Одна из главных задач социальной политики на современном этапе – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе. Социальная справедливость должна конкретизироваться и дополняться системой социальной работы на местах.             

Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Но, в свою очередь, и социальная работа не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика – социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы, чтобы развитие современной России было прогрессивным.

1.2.1 Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии

 

Распад Советского Союза в начале 90-х гг. привел к образованию пятнадцати самостоятельных государств, перед которыми встали беспрецедентные проблемы в социальной сфере, требующие коренных перемен в формировании и реализации социальной политики.

Экономика стран, расположенных на пространстве бывшего СССР, расценивается международным сообществом как переходная.

Механизмы и формы трансформации системы социальной политики в странах с переходной экономикой показаны в таблице 2.

 

Таблица 2 - Формы социальной защиты населения в странах с переходной экономикой

Формы социальной защиты населения в странах с переходной экономикой

 

Услуги

1. Переход от тотально-государственной системы социальной защиты преимущественно на страховые основы.

 

 

2. Создание традиционной для рыночной экономики системы социальной защиты и её структуры

в том числе:

а)              пенсионного страхования;

б)              страхования по болезни;

в)              страхования по безработице;

г)              медицинского страхования;

д)              страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е)              пособий для семей;

ж) пособий малообеспеченным.

3. Ускоренное развитие социальных услуг, особенно таких их видов, которые приобретают особую актуальность и общественную значимость в условиях смешанной экономики

а)              услуги, связанные с активной политикой на рынке труда, проводимые службой занятости;

б)              услуги по социальному обслуживанию населения, осуществляемому территориальными социальными службами.

 

 

Реализация социальной политики осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики откровенно копируют западные модели социальной политики, то Казахстан и Кыргызстан находятся в поиске собственных стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики.

Примером реализации социальных реформ по западному образцу может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода, реализована классическая модель медицинского страхования. Это происходило на рубеже 1991-1992 г.

Стратегия социальных реформ, выбранная в Казахстане, имеет средне срочный характер и направлена на создание перспектив устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения, активизации социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения. Главная цель социальной политики в Казахстане - стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищенные слои населения.

В этой связи разработан и поэтапно осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающий совершенствование системы защиты малоимущих слоев населения, усиление адресности соответствующих действий, рост реальной заработной платы, реформу системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.

В Казахстане создается система поддержки доходов путем реформирования оплаты труда, разрабатываются меры и создаются механизмы для получения более высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости и инициативы вне зависимости от форм собственности, обеспечения минимальной занятости населения за счет использования общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы. Осуществляется работа по совершенствованию системы социального страхования за счет его персонификации. Предусматривается создание трехъярусной системы пенсионного обеспечения:

- первый ярус - гарантированные государством минимальные пенсии;

- второй ярус - пенсии, предоставляемые по обязательному пенсионному страхованию;

- третий - пенсии, предоставляемые за счет добровольного пенсионного страхования.

В социальной сфере принимаются меры по поддержке и сохранению сложившейся системы учреждений социально-культурного и бытового назначения, осуществляются реформы здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется жилищной реформе.

Как и во многих бывших республиках СССР, социальные проблемы в Кыргызстане сдерживают переход к рынку. Это связано с тем, что без должным образом обеспечиваемых прав личности, граждане ощущают угрозу со стороны либеральной экономики, особо проявляющуюся в росте безработицы и падении уровня жизни. Реализация адекватной социальной политики имеет и политическое значение - властям необходима поддержка проводимых реформ.

Информация о работе Приоритетные направления реализации политики в сфере социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере администрации «Южн